Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Экскурсия во времена предков

Музей – есть зримое, божественное многоголосье, звучащее в веках! Святослав Рихтер

Памятники культуры могут быть самыми разнообразными — это и народная песня, и костюм, и творение зодчего, поэта, художника, плотника, камнерезца, кузнеца… Показатель культуры — отношение к памятникам.

"Животворящая" любовь к "отеческим гробам", о которой писал Пушкин, - одна из основ культуры. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспа-мятство - разрушительно, память - созидательна. А музеи всегда будут хранителями памяти и культуры. Об этом писал академик Д.С.Лихачёв, который всю жизнь ратовал за возрождение музейного дела.

У нас в округе создан и работает музей "Засерёжье", в котором собраны материалы об истории сёл и деревень южной части Сосновского района: Лесунова, Рожка, Николаевки, Залесья, Венца, Вилейки, Ольгина, Марфина, Торфоболота, Артемьевки, Большой Пустоши… Сейчас этот музей внесён в Федеральный реестр школьных музеев. В нём собран материал не только по истории, но и по географии, этнографии всех сел и деревень Засережья, имеются вещественные экспонаты, письменные исторические источники, теоретический материал по истории Сосновского района. Как человек, посетивший за свою жизнь множество музеев разного уровня, могу с уверенностью сказать, что музей "Засерёжье" - сокровищница культуры нашего района. Это не просто уникальное собрание древних и старинных вещей, документов, это кладезь, из которого будет черпать мудрость ещё не одно поколение.

Начало

Организатором всего этого собрания, собирателем, систематизатором, вдохновителем и душой, конечно же, является Наталья Викторовна Гусева. Историк по образованию, она историк по своей сути и искренне считает, что интерес к прошлому – это забота о будущем. В 1981 году после окончания педагогического института она приехала работать в Николаевскую восьмилетнюю школу, тогда же и было положено начало краеведческому музею.

- Первым экспонатом нашего музея стал вот этот каменный боевой топор, который принёс в школу житель Ольгина Евгений Фёдоров. Он нашёл его в размоине в овраге, экспертиза отнесла эту находку ко II тысячелетию до нашей эры. На наших территориях были найдены остатки панциря морского ежа, возраст которого – 60- 95 миллионов лет, древние моллюски. Эти сведения мы получили в геологическом музее, эксперты которого осматривали наши экспонаты в 2006 году. Вот каменное пушечное ядро, оно было найдено около Николаевки. Лесник Анатолий Жидков из Артемьевки передал в музей ещё два каменных боевых топора. Эти предметы составили первый раздел музея, носящий название "История земли".

Наталья Викторовна с таким воодушевлением говорит о каждом экспонате, что сразу чувствуется: она не просто здесь всё знает – она этим живёт. И с большой благодарностью вспоминает людей, проявивших неравнодушие к нашей истории. Музей Николаевской школы имел весьма основательную экспозицию.

В 2007 году, когда произошла реструктуризация и Николаевская школа была закрыта, музей "переехал" в Рожковскую школу. К тому времени здесь уже был свой краеведческий уголок, который любовно собирала и обустраивала библиотекарь школы Галина Геннадьевна Лобанова. Некоторые предметы были перевезены сюда из краеведческого уголка Венецкой школы. Вот такое собрание оказалось теперь в стенах Рожковской школы и, что самое главное, музейное дело было поставлено на научную основу. Потому что музей – это не кладовая, где хранятся старинные вещи. Это история народа в цифрах, фактах, событиях. И во всё это в музее Рожковской школы сумели вдохнуть живую душу.

Чем живы были

Первый раздел музея называется "История земли", он отсылает нас в глубину веков, помогает представить, как зарождалась жизнь на нашей земле и кто были эти люди, сражавшиеся боевыми каменными топорами, и кому предназначалось каменное пушечное ядро. А второй раздел – более обширный – называется "Местные промыслы". Здесь орудия труда, инструменты и изделия местных мастеров. Засерёжье – южная окраина нашего округа, достаточно удалённая от центра, поэтому и старина здесь хранилась, береглась и не растаскивалась заезжими любителями музейных ценностей. Все экспонаты здесь подлинные, и почти каждый имеет свою историю. Вот старинные замки, сработанные ещё в начале прошлого века местными кустарями, на одном из них клеймо: "Артель "Углежог", село Николаевка". И тут же следует рассказ о том, как молоденький солдатик, оказавшись вдалеке от родных мест и уставший от военной службы, затосковал по родине, но, стоя на посту, вдруг увидел это клеймо на замке, закрывающем склад, и теплее стало на сердце: вот она – маленькая весточка из родного края.

В архивах сохранились летописи Николаевского прихода, составлен-ные священником Александром Орловым, там указывались все виды занятий населения Засерёжья: бортничество, углежжение, земледелие, разработка древесины. Однажды местные жители наткнулись в лесу на остатки старой дегтярни: там сохранился штоф – продольный жёлоб, по которому стекал дёготь, и остатки старинных деревянных бочек, куда полученный дёготь сливали. В музее все орудия труда представлены наглядно: соха, длиннозубые грабли, цепы, вилы для просеивания угля, продольные пилы, лучковые, весовые коромысла, а поскольку в этих местах занимались ещё выращиванием льна, мы встретили здесь не только гребни и прялки, но и мялицу – такого экспоната раньше нигде не видели. В отличие от других музеев, здесь можно потрогать руками и необработанный лён, и кудель, и взвесить на ладони кованые железные болты – изделия местных кузнецов – и кованые же колокольцы – ботала. Старинные фотографии на стенах показывают наших предков за работой, а главная идея этого раздела – показать, насколько трудолюбив, умел, изобретателен был наш народ. Вот изделие местного умельца – приспособление для получения крахмала. Этот деревянный "агрегат" перемалывал ведро картошки, отделяя крахмал от жмыха, а приводился он в движение ручкой, как у швейной машинки.

Соха, хранящаяся в музее – не совсем музейный экспонат. Раз в год на отдание Пасхи, по старинному обычаю, женщины и девушки села совершают старинный обряд опахивания, который проводится с целью защиты села от пожара, беды и падежа скотины. Так что соха эта – ещё рабочий инструмент. После опахивания её старательно очищают и возвращают в музей до следующего года.

Есть здесь и ткацкий станок. А льняные холсты разной толщины, плотности, белизны представлены в большом количестве. Сколько здесь расшитых рушников! Ни один рисунок не повторяет другой, все вышивки со смыслом: они служили ещё оберегами. А какой это кропотливый труд! Вот берестяные туеса, короба, шкатулки, называемые здесь мыкалками, – всё сделано не просто аккуратно, а филигранно, точно, красиво. На старинном самоваре выгравированы медали и почётный знак Мадридской выставки 1902 года.

Умели работать наши трудолюбивые предки и, что ещё не менее важ-но, сумели всё это сберечь, по-хозяйски относились ко всему, что в доме было, не одному поколению служило и часто сохранялось как память.

А я руки под бочок: сошей, мама, "казачок"!

Раздел народного костюма – это отдельная песня! Сколько же здесь всякого добра! Да, в старину именно добром называли вытканные, выкроенные, сшитые, иногда вручную, предметы быта и наряды, которые надевались по праздникам, береглись и хранились в сундуках до поры – до времени, вынимались в праздники, а потом береглись как память. В этом разделе удивляет количество экспонатов.

- У нас в Засерёжье умели хранить традиции. Посмотрите, какое разнообразие женских платьев, сарафанов, платков… Вот эта вещь называется полуплатье. Был и такой предмет одежды, который назывался просто "рукава". На самом деле это короткая кофта, нижний край которой доходил только до груди. А вот рукава были длинными, полноценными, украшенными. Делалось это из соображений экономии: зачем тратить ткань, если эту часть кофты под сарафаном всё равно не будет видно?

Все эти платья, сарафаны, рубахи шили сельские мастерицы, старинная швейная машинка "Зингер" выставлена тут же, но есть и вещи исключительно ручной работы. Все изделия здесь неповторимы, удивляет и точность кроя, и чистота работы. Вот старинное полупальто с меховым воротником: приглядишься – это и не мех вообще, а очень искусная вышивка шерстью, имитирующая мех. А вот две коротких кофточки, какие носили модницы в начале прошлого века, их называли "казачок", возможно, потому, что моду эту переняли у казаков – подобные кофточки носили донские казачки, если судить по фильму "Тихий Дон". Вот и вспомнилась частушка: а я руки под бочок – сошей, мама, казачок!

Одно из платьев, хранящихся в музее, недавно принимало участие в съёмках кинофильма: внучка местного фельдшера Диана Трифонова была утверждена на роль в фильме о Великой Отечественной войне, платье из музея очень хорошо подошло для этой роли. После съёмок оно вернулось на прежнее место.

Здесь следует отдать дань и качеству тканей – не слиняли, не потёр-лись, не выцвели. И тому, как бережно народ относился к вещам, в изготовление которых заложено столько труда. Ну и доброте и бескорыстию, конечно: не пожалели, подарили безвозмездно. Одних платьев здесь 15, да ещё в запасниках лежат. По стенам развешаны фотографии местных женщин в старинных костюмах – вот живая история! Одно фото особенно примечательно: на нём женщина в новом жакете, в платке и в лаптях с онучами. Рассказывают, что приехала она в Сосновское по делам и фотографироваться совсем не собиралась, а когда фотограф предложил её снять, засмущалась: "Да я в лаптях!.." Вот в лаптях её и засняли – красивое фото получилось!

В этом же разделе ведётся рассказ о старообрядцах: как надевали фартук, повязывали платок – это выдавало отношение к вероисповеданию. Платков здесь, кстати, тоже богатая коллекция. Есть и накрывные шали - непременный атрибут приданого или подарок жениха невесте. Повойники разных видов – это своего рода женские головные уборы, которые носили замужние женщины. А какой красоты представлены стёганые одеяла, набранные из лоскутков! Внутри у них не вата, а чистый лён – экологичное изделие. В этом же разделе развешаны кружевные и вышитые подзоры, занавески и другие изделия местных мастериц.

Материалы музея как основа исследований

В разделе, посвящённом военной славе, есть даже ружьё времён Крымской войны, которое заряжалось со ствола. Есть материалы о Первой мировой войне. Например, дневник солдата царской армии Фёдора Григорьевича Козлова, который он вёл перед отправкой на фронт в 1915 году, а в конце его – прощальное письмо к жене и детям. Жена Пелагея Ивановна, которую он называет в письме "умильна моя Поленька", хранила эти записи всю жизнь, а потом передала сыну Фёдору Фёдоровичу. Но, повторив судьбу отца, он тоже погиб в сражении, только уже в годы Великой Отечественной войны. Дневник передала в музей дочь Фёдора Фёдоровича Галина Фёдоровна Маницына. Так что этот рукописный документ – живая история поколений.

Но, безусловно, центральную часть экспозиции занимают документы о Великой Отечественной войне. Это рассказы о героях – земляках, погибших или вернувшихся живыми, подлинные солдатские треугольники, десятилетиями хранимые как семейные реликвии. Все эти материалы служат основой для исследовательских работ, которые пишут школьники под руководством Натальи Викторовны Гусевой. В отделе "Образование" представлены материалы о первых школах в Засерёжье, об учителях – подвижниках Сицком и Строеве. Ученицы Рожковской школы Анна Зинина и Светлана Чернышова заняли I и II место на областном конкурсе исследовательских работ, посвящённом становлению образования в Нижегородской губернии. Читатели нашей газеты знакомы с многими материалами, собранными Натальей Викторовной и её учениками. Музей Рожковской школы не просто существует – он работает, на его основе формируются аналитические навыки учеников, изучающих исторические сведения, и пробуждаются патриотические чувства у всех, кто посещает музей.

У музея есть душа

Никто не станет спорить с тем, что главный человек во всём этом соб-рании – это, конечно же, сама Наталья Викторовна. Человек она не просто увлечённый, но и Богом одарённый как историк, исследователь и педагог.

- Я влюбилась в историю ещё в школе, - говорит о себе Наталья Викторовна. – Со временем интерес перерос в нечто большее – это увлекло, захватило, заставило погрузиться и подвело к понятию, что отказаться от этого уже нельзя – дай Бог только силы и времени.

Общаться с Натальей Викторовной – истинное наслаждение. Она не просто обладает энциклопедическими знаниями в области истории края, но и может преподнести их просто и интересно. Её работа никогда не останавливается, и впереди ещё много задумок. Она радуется каждой редкой книге об истории наших мест, попадающей в её руки, хотя стоит она порой немалых денег. С 80-х годов прошлого века Наталья Викторовна начала работать в областном историческом архиве, только этим летом она побывала там 6 раз! Общалась с известными краеведами области, в частности, с Н.Ф.Артемьевым, который родом происходил как раз из деревни Артемьевка Сосновского района, с деканом исторического факультета ГГПИ И.А.Кирьяновым, с журналистом – краеведом Г.А.Илескиным. И сейчас Наталья Викторовна ведёт большую переписку с людьми, имеющими сведения о нашем крае: ей пишут из Тамбова, Новосибирска люди, которые имеют корни в Нижегородской губернии. Она сотрудничает с областными музеями и экспертными лабораториями, музей "Засерёжье" стал лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно – просветительской деятельности. Но для неё как для учителя, конечно же, главное - не награды и дипломы, а живой интерес в глазах ребёнка, отклик на её увлечённость учеников. Ученица Натальи Викторовны Наталья Семикова окончила Нижегородский университет по специальности "Музейное дело" и работает сейчас в музее – усадьбе Рукавишникова в Нижнем Новгороде, ребята, увлекающиеся историей, входят в совет школьного музея. Главная задача учителя – на историческом материале заронить в душу ребёнка лю-бовь к родному краю, чувство гордости за его историческое прошлое, уважение к своим корням, потому что без прошлого нет будущего, а ради будущего мы все работаем и живём.

Ну и, конечно, не премину использовать возможность дать совет детям и взрослым: посетите музей Рожковской школы – там очень интересно!

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 223

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика