Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Этнография – наука налаживать мосты

Вы знаете, кто такие этнографы? 17 июля отмечается их профессио-нальный праздник, и это прекрасный повод уделить внимание науке, без которой сложно представить, как развивалось человечество

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, и каждая народность имеет свою самобытную культуру и свои традиции. Этнограф – специалист, изучающий культуру, традиции различных народов. Этнографию приято считать разделом истории, поэтому вопросы, касающиеся этнографических особенностей нашего округа, мы задаём Наталье Викторовне Гусевой, опытному преподавателю истории и общественных дисциплин, краеведу, исследователю, автору научно – популярных статей об историческом прошлом нашего округа.

- Наталья Викторовна, на территории нашего округа проживают преимущественно русские. Прослеживаются ли следы других культур при изучении быта и традиций населения нашей местности?

- Начну с того, что по данным археологии и историографии известно, что территорию Нижегородского края до прихода славян заселяли финно-угорские племена, самым многочисленными из которых были мордва и марийцы. Марийцы обитали севернее, южную же часть населяла мордва, разделявшаяся на две народности: эрзя и мокша. Эрзяне предпочитали селиться в лесах, вдоль небольших рек, таких, как Теша, Сережа, Кудьма, где проходила северная оконечность расселения этой народности. А доказательством этому являются многочисленные географические названия, имеющие мордовское происхождение. Они распространены на территории Сосновского и соседних с ним округов, как правило, связаны с окружающей природой, с реками, озерами, оврагами. Например: д. Вилейка, речки Камышлейка, Ишлей.

Речка Вежать - просто "вода". Ручей Вожепель – приток реки Чары – явно мордовского происхождения и переводится как "влажная сторона". Ученые считают, что при сплошном распространении таких названий, можно утверждать: на этой территории обитала мордва, хотя бы никаких иных свидетельств не было.

Более точным доказательством обитания мордвы в нашей местности являяется д. Мордовское на границе Павловского и Сосновского округов, речка Ирзяк на границе Сосновской и Арзамасской территорий. Название произошло от обитавшей в данной местности народности эрзя.

Такие названия чаще возникали в местах контактов народностей друг с другом. Меня очень интересовало такое волнообразное расселение: Мордовское (недалеко от Павлова) и Ирзяк, протекающий на территории Засережья. Это можно объяснить тем, что, когда на земли мордвы стали проникать славяне, эрзяне отходили на юго-восток. В отличие от мокшан эрзя вели активную борьбу с монголо-татарами, отходили, прятались в укрепленных местах в лесных массивах, затем снова возвращались на свои места.

Проникновение русских в наши леса началось после присоединения Казанского ханства в середине XVI века. Тогда и происходило соприкосновение русских и мордвы, а именно, эрзи.

Безусловно, если представители какой-либо народности обитали на определенной территории, они не могли не оставить следов в культуре и быту.

В населенных пунктах некоторых селений нашего округа сохранились интересные легенды, связанные с мордовским присутствием. Бывшая жительница с. Бочиха Елена Парфенова поведала мне интересное предание, которое передавалось из поколения в поколение среди жителей села. В Бочихе один их холмов называется "Мордовская гора", у подножия его сохранился "Мордовский колодец". Так вот, предание гласит, что когда русские пришли в места, где была основана Бочиха, мордовские обитатели покинули эту территорию, а колодец засыпали камнями. И новоселам пришлось расчищать этот колодец, который, оказывается, сохранился до наших дней и сохранил память о древних обитателях.

Среди жителей села Рожок сохранилась легенда о возникновении де-ревни, от прошлых поколений местных жителей. "По реке Чаре (тогда она была ещё полноводной) приплыли несколько мордовских семей. Им понравилось открытое место в низовьях реки среди лесов, заливные луга. Здесь и основали поселение, которое положило начало новой деревне". Кстати, о мордовских корнях жителей Рожка говорят некоторые их традиции и обычаи.

- Учёные, в частности профессор М.А.Грачёв, утверждают, что многие географические названия на территории нашего округа имеют тюркское происхождение. Значит ли это, что наши земли в прошлом были заняты людьми других национальностей?

Да, среди топонимов нашего округа встречаются названия тюркского происхождения: деревни Батманово, Булатниково. Батман – это азиатская мера веса, казанский хлебный осьминник. Булат – азиатская узорчатая литая сталь, применяемая с древнейших времён для изготовления холодного оружия. Булатник – мастер, изготавливающий стальные клинки. Итак, данные географические названия имеют тюркское происхождение, но это не говорит о том, что здесь проживали половцы или татары. С большой вероятностью можно утверждать, что они связаны с походами казанских и крымских татар на территорию Приочья и Березополья. В 1521 году крымский ставленник в Казани Сахиб-Гирей повоевал около Нижнего Новгорода Березополье, дошел до д. Клин, что в современном Вачском округе. В 1534 году был новый опустошительный поход, в 1536 году казанцы, крымцы и ногайцы, возглавляемые Сафа-Гиреем, снова прошли по Березополью, дошли до Мурома и Гороховца. Походы татар не были молниеносными, естественно, у них были перевалочные, продовольственные и фуражные базы, мастерские по изготовлению и ремонту оружия. По предположению нашего земляка Валентина Белова, на месте Булатникова находился арсенал хана Сахиб-Гирея или мастерские по ремонту оружия, а на месте Батманова находились склады, где распределялся провиант воинам. Нет документальных подтверждений этому, но как бы там ни было, названия упоминаемых населенных пунктов связаны с татарскими походами на Нижегородские земли.

- Как Вы считаете, помогает ли сохранение традиций прошлого организации разумного общественного уклада или они скорее используются как картинки, чтобы разнообразить и украсить нашу жизнь?

По-моему мнению, традиции прошлого формировались на основании исторических ценностей, которые являлись нравственными ориентирами, отражающими отношение людей к значимым объектам и идеалам. Эти ценности сохраняли и укрепляли жизнеспособность народа. В культурных традициях разных народов отражено ценностное отношение к земле, семье, труду, свободе, Родине, героизму. Под влиянием различных условий традиции стираются, и мы можем наблюдать, что происходит в обществе, когда в нем исчезают важные жизненные идеалы. Так что традиции прошлого помогают нам разглядеть, сформировать и поддерживать разумный общественный уклад, созданный поколениями наших предков.

-Есть ли в населённых пунктах нашего округа старинные традиции, отличающие одно поселение от другого? Например, на Рожке символично опахивают деревню. Какие традиции соблюдают в других деревнях?

Изучая традиции и обряды различных населенных пунктов, я пришла к выводу, что по тому, как проводятся многие обряды, праздники, можно узнать корни жителей, т.е. откуда они были переселены. Например: проведение обрядового праздника "Семик" в Николаевке, точь-в-точь напоминает, как это делали в Рязанской губернии, и отличается от его празднования в сосновских селах и деревнях. Как известно, Николаевка была основана выходцами из села Бахметево Рязанской губернии. Суть этого обряда заключается в проводах весны и встрече лета. В этот день девушки "кумятся", украшают березку, символ весны и девичьей красоты, завивают венки, через которые кумятся, передавая яйцо, при этом приговаривают: "Давай подружка кумиться, никогда не браниться, будем всегда водиться". Яйцо – символ всех начал, плодовитости, жизненных сил, а венок – образ круга, символ оберега. Затем украшенную березку бросают в озеро на окраине села, а венки в сельский пруд, (вода, озеро – источник жизни), при этом загадывают, выйдет ли кто из них замуж. Если венок плавает, значит, девушку ждет замужество, а если утонет, то придется ждать. Итак, в этом обрядовом празднике заключаются, такие духовные категории, как дружба, любовь, красота, обновление.

- Наталья Викторовна, в вашем школьном музее собрана богатая коллекция старинных костюмов. Можно ли по ним что-то "прочитать" из истории нашего края?

В нашем музее представлена крестьянская одежда. Одним из традиционных женских костюмов в нашей округе является русское полуплатье, состоящее из сарафана и короткой накидки, "рукавов". У нас в музее сохранились разные виды полуплатьев, в зависимости от расцветки. К светлому сарафану подбирались белые рукава, к темно-синему – синие, к бордовому – подходили красные рукава. Русское полуплатье считалось праздничным нарядом, повседневной же одеждой были юбка и кофта. Матери и бабушки бережно хранили эти наряды в сундуках, а затем передавали дочерям и внучкам, так эти костюмы и дошли до нас.

Мужчины носили рубахи-косоворотки и с прямым воротом. В старину одежду шили вручную на приспособлениях, которые назывались "швейки". Портнихи старались обезопасить все отверстия, имевшиеся в готовой одежде, ворот, рукава, подол. Оберегом служила вышивка, которая содержала магические символы и изображения. Все рукава, имеющиеся в нашем музее, вороты и рукава мужских рубашек украшены вышивками. На некоторых вышивках изображены такие символы, как конь, водоплавающая птица (утица или гусыня). Такие же обереги встречаются на льняных рушниках, которые дарили молодым на свадьбе, женщины давали их мужчинам, отправляющимся в опасный путь. Кстати, эти символы оберега относятся не только к славянской культуре, но и мордовской. В музее имеется косоворотка, расшитая плотным рисунком из восьмиконечных розеток, черно-красного цвета. Черный цвет – это символ земли, красный – Солнца и огня. На другой рубашке ворот украшен ромбами, символами плодородия и детородия. Эти символы характерны также и для мордовской традиционной одежды, Хочу подчеркнуть, что многие традиции у русских перекликаются с мордовскими, что говорит о тесном сожительстве и общении наших этносов.

- Приходилось ли Вам в процессе исследовательской работы совершать какие-то этнографические открытия?

Сакральная (охранительная) тема характерна не только для одежды, но используется и в обрядах. Вы упомянули редкий обряд, который проводится в селе Рожок "Опахивание деревни". Исследуя этот обряд, мы сделали вывод: что опахивание проводилось в разных Российских губерниях. Кстати, похожий обряд описан в повести С.А. Есенина "Яр", значит он проводился и в Рязанской губернии.

Откуда же берет корни данный обряд? Мы выяснили, что опахивание – это славянский охранительный обряд и ведет начало от язычества.

На протяжении веков опахивание считалось надежным магическим способом оградить селение и его жителей от стихийных бедствий и эпидемий, угрожающих людям или животным. В обряде могли участвовать только женщины. Значение обряда опахивания основано на магии замкнутого круга: круг выступает в роли границы, ограждающей охраняемое пространство от вторжения зла, опасностей, смерти и служит в этом обряде мощным оберегом, а проведенная сохой борозда символизирует мистическую границу, которую недуги и смерть не смогут преодолеть.

С проникновением и распространением православия на Руси, в обряд были привнесены христианские атрибуты: зажженные лучины, свечи, ладан, иконы, молитвы и т.д. Вот в чем заключается суть данного обряда.

И снова возвращаюсь к теме присутствия мордовских традиций в нашей округе.

Исследуя обряды и обычаи в селе Рожок, мы еще нашли следы мордовской культуры.

В ночь на Старый Новый год, 13 января в Рожке "таусили". Все сельские девушки собирались в группы и ходили по домам, где жили парни. Они исполняли обрядовую песню-таусень "Как у месяца крутые рога".

Девушки исполняли обрядовую песню, "пели только один вечер", а ребята должны были одаривать их гостинцами: пирогами, лепешками, кренделями. Чаще за них это делали их матери. Но бывало такое, что ребята забирались на "подоловку" (чердак) и обливали девушек водой. Так они шутили.

На следующий день девушки собирались в одном доме, варили яичницу на молоке, готовили кое-какое угощение из свинины и сала, (к Рождеству многие хозяева забивали поросят) приглашали парней, тех, к кому "таусить" ходили. Сначала заставляли молодых людей выкупать "яишницу", после выкупа кормили их приготовленными блюдами, затем угощались сами. После угощения все шли на улицу, пели, плясали. После этого молодежь расходилась парами. Каждый обряд имеет определенный смысл, так вот смысл Таусеня – формирование любовных пар.

В Засережье обряд Таусень проходит только в Рожке, ни в одной из других деревень округи такого обряда нет. Мне удалось выяснить, что обрядовые песни "Таусени" относятся к традиционной мордовской культуре". Подтверждение этому я нашла в книге П.И. Мельникова-Печерского "Очерки мордвы" (Саранск.1981г), где он пишет: "Обрядовую припевную формулу "Таусень" (тауси) выводят от имени мордовского бога, покровителя свиней Таусеня, а связанные с ним ритуальные действия были приурочены на время Васильева вечера (Старый Новый год)".

Обряды русского таусеня сходны с обрядами мордовского. Рожковский таусень - старинный мордовский обряд, перешедший к русским. По крайней мере он справляется только в тех местностях, где издревле обитала Мордва". Но у меня возникает вопрос, как в Рожке, русском селе, сохранился обряд, прославляющий мордовского бога Таусеня? Снова вспомним старинную легенду о переселении мордовских семей на берег речки Чары.

- Наталья Викторовна, как историк Вы, конечно, изучаете культуру других народов. Есть ли такие обычаи, которые Вы считаете мудрыми и необходимыми для нас тоже? Можно ли внедрить их в нашу жизнь?

Недавно я встретилась со своим учеником, который по долгу службы провел несколько месяцев в Чеченской республике. Он восхищался красотой и порядком чеченских городов. Но наибольшее впечатление на него произвело уважительное отношение молодежи к старшим. Чеченским детям не нужно втолковывать, что старшим надо уступать место в транспорте, уступать дорогу, это у них в обычае. Молодой человек никогда не нагрубит родителям, не оскорбит постороннего человека. Кстати, это свойственно не только чеченцам, но и многим горским народам. Неплохо было бы, если бы нашей молодежи это было свойственно.

- Как Вы считаете, изучение культуры и традиций других народов помогает человеку лучше осознать себя в этом мире?

Непременным свойством любого этноса является этническое самосознание, что означает представление о его происхождении, о языке, об исторических судьбах предков, о нравах. Наше государство в силу исторических условий формировалось как многонациональное, часто на одной территории проживало несколько народов. Чтобы поддерживать мирное сосуществование, необходимо было принимать и поддерживать обычаи и традиции друг друга. Таким образом, в течение столетий складывались добрососедские межнациональные отношения в разных регионах страны: в Сибири, Поволжье, на Урале и т.д.

Изучая культуру разных народов, мы имеем возможность сравнивать ее со своей культурой, оценивать и выявлять лучшие традиции и обычаи, с уважением относиться к народу – носителю этих традиций. Это поможет нам занять достойное место в обществе и ожидать от других того же. Чтобы каждый из нас мог с гордостью повторить слова, который помнит каждый: "Я – лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин...", Так сказал президент Путин, гордясь нашей многонациональной страной.

- Можно ли утверждать, что в последнее время этнография выходит за рамки истории и что она влияет на жизнь общества в целом?

Я считаю, что этнография тесно связана с исторической наукой и развивается параллельно с историей в целом. Предметом изучения этнографии является происхождение этноса, территория его расселения, внутренние и внешние особенности, взаимосвязи с другими этносами, региональные и глобальные. Все эти вопросы изучаются и исторической наукой, но в более полном масштабе.

- Наталья Викторовна, на протяжении многих лет Вы работаете с молодёжью. Вызывают ли интерес у современных школьников традиции прошлого, есть ли стремление к их изучению и возрождению?

Да, многие мои ученики разных поколений с большим интересом изучали и изучают традиции прошлого. Они активно занимаются исследовательской деятельностью и совершают открытия, которые пополняют наш краеведческий материал. Лукошин Максим, Сидорова Юлия, Курнавина Юлия, Лобанов Павел, Лобанова Юлия сделали уникальные открытия в топонимике нашего края, подробно изучили местный фольклор, раскрыли особенности многих обрядов и других традиций, проследили связь культурного развития прошлых поколений с хозяйством прадедов. В течение двух лет ученицы Чернышова Светлана и Зинина Анна исследовали особенности культурного развития жителей родных населенных пунктов Лесунова и Рожка.

Некоторые мои ученики продолжают заниматься историей и после окончания школы. Горжусь своей ученицей, которая профессионально по-святила себя истории, археологии и этнографии, это Семикова Наталья. Менее месяца назад она окончила исторический факультет НГУ им. Н.Лобачевского, отлично защитила магистерскую диссертацию и получила красный диплом. В течение четырех лет она участвует в археологических раскопках, предметно изучает мир прошлого племен мурома и мордвы-эрзя, свою диссертацию она посвятила их погребальным обрядам. Мне очень приятно общаться с Наташей не как с ученицей, а как с коллегой, которая по многим вопросам имеет глубокие знания. Я уверена, что впереди ее ждут новые интересные открытия.

- Есть мнение, что наука этнография помогает налаживать мосты между людьми. Можно ли утверждать, что у этой науки есть будущее?

Конечно же, у этнографии есть будущее. Во-первых, мы еще не на-столько полно и глубоко изучили культурные особенности народов, насе-ляющих нашу страну. И каждое новое открытие порождает стремление к дальнейшим исследованиям. Кроме того, этнография помогает нам понять духовную составляющую этнических групп, часто близкую нам по смыслу, а это способствует взаимопониманию и сближению.

- Наталья Викторовна, благодарю Вас за подробные, исчерпывающие ответы. Благодаря Вашей кропотливой научной работе мы многое узнали о своём округе, о людях, его населяющих. Вдвойне ценно, что эти знания передаются молодёжи и вызывают у неё интерес. Успехов Вам в Вашей творческой деятельности, будем ждать новых публикаций.

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 133

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика