Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Время собирать камни: от разрушения к созиданию

Рожковские школьники посетили святые места Сосновского округа

Прекрасно начало осени в этом году. Сентябрь выдался по-летнему теплым и сухим. А такая погода благоволит посещению лесов, озер, заповедных мест и любованию неповторимостью родной природы.

Один из жарких солнечных дней мы и выбрали для необычной экскурсии. Нет, мы не поехали в Нижний Новгород или уездные города, известные своими памятными объектами. Мы решили познакомиться с историческими местами и святынями своего муниципального округа.

Я давно мечтала посетить местечко, где находилось небольшое село Колпенка, где сохранились останки храма, которые не раз видела на фотографиях, мысленно представляла его расположение на высоком холме, детально изучала историю. Но как-то не получалось посетить это уединенное место, манившее своей таинственностью.

Вернувшись с летних каникул, мы с руководителем центра по духовно-нравственному воспитанию Татьяной Васильевной Трифоновой спланировали экскурсию в рамках реализации проекта "Святые и исторические места Сосновского округа", согласовав ее с настоятелем Елизаровского храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Михаилом Шиповым. Участниками экскурсии стали старшеклассники Рожковской школы.

Сентябрьская погода дала возможность проехаться по западным окрестностям нашего округа, познакомиться с населенными пунктами, их природой, отличной от нашей лесной стороны. Кстати, нас взволновало то, что мы увидели обрабатываемые поля, с которых убирают урожай.

Первым населенным пунктом, где мы остановились, стало Елизарово, красивое, ухоженное село с небольшим деревянным храмом, построенным шатровым стилем в 2021 году. Здесь нас встретил священник Михаил Шипов. Он пригласил детей зайти в храм, где рассказал об устройстве церковного здания, о расположении икон на иконостасе, о христианских святых. Затем отец Михаил поведал о судьбе елизаровской церкви, показал место, где до разрушения она находилась. Большой интерес у нас вызвала металлическая надгробная плита, когда-то установленная на могиле священника села Теплого Аргентова Александра Матвеевича.

История храма села Елизарово

Приход села Елизарово имеет давнюю историю, уходящую к началу XVII века. Само селение входило в вотчину князя Ивана Болховского, который и построил деревянный храм, освященный в честь Николая Чудотворца. В Смутное время в результате нашествия тушинцев храм сгорел. Тогда князь Иван Дмитриевич восстановил здание церкви, колокольню и все церковные строения, после чего он умер. В XIX веке приход села Елизарово был расширен, а в 1813г. здесь был построен новый каменный храм трехпрестольный, главным стал престол Успения Пресвятой Богородицы, придельный правый - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Престол Святителя Николая Чудотворца стал левым придельным.

С 1937 года в церкви в Елизарове прекратились службы, спустя два года она была закрыта совсем, а затем полностью разобрана. Таким образом, приход села Елизарово прекратил свое существование. Место, где находился храм, в настоящее время занято другими постройками. По словам отца Михаила, новый храм построен на земельном участке, выделенном заводом.

Дальнейший наш путь из Елизарова пролегал мимо холмов, где еще в 70-х годах прошлого века находилась деревня Глотово. Именно отсюда в середине XIX века поручиком Михаилом Беклемишевым были переселены крестьяне в нашу местность, которые основали маленькую деревушку Михайловка (Смоляки) в полутора километрах от Рожка. Отец Михаил сопровождал нас во время передвижения по незнакомым дорогам по полям, перелескам и населенным пунктам.

Следующим этапом нашей экскурсии стало село Золино, раскинувшееся вокруг живописных прудов. Здесь на окраине одиноко возвышается колокольня, в прошлом примыкавшая к храму, которого, к сожалению, давно уже нет. Но, благодаря жителям и уроженцам села, останки колокольни превращены в духовный центр, здесь внутри сделан небольшой ремонт, а на стене размещен импровизированный иконостас и даже проводятся службы. Удивительной находкой рядом с колокольней является купол с крестом, окованный медной пластиной.

История прихода села Золино

До начала XVIII века золинский храм в документах не упоминается. Но вот уже в первых Ревизских сказках 1719 г. в вотчине князя А.М.Черкасского среди вотчинных селений встречается "присёлок Золино". Приселок – это небольшое село, расположенное возле большого села и связанного с ним. Очевидно, Золино было связано с селом Панино, центром вотчины князя Черкасского (в документе упоминается следом за Панино). В Заручных сказках священнослужителей Павловской пятины Нижегородской Епархии 1722-1723гг. мы находим в с. Золино церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Золинский храм посещали крестьяне деревень Богданова и Меледина, 37 крестьянских дворов и 3 солдатских. До середины XVIII века церковные здания были все деревянными. Первый храм из камня в сосновской округе был построен в селе Давыдково в 1760 году, а в 1762 году каменный храм построили в Золине. В Золине имелась довольно крупная земская школа, основанная в 1857году.

В 1937 году эту церковь постигла та же участь, что и многие другие, она была закрыта, а затем разобрана. Как рассказал отец Михаил, колокольню тоже пытались уронить, но побоялись, что пострадают соседние строения, так она и сохранилась. Более двухсот шестидесяти лет возвышается золинская колокольня, напоминая нам о противоречивых событиях прошлого.

Из Золина мы проехали по восточной окраине Вачского района. Затем по грунтовой дороге выехали в поле, и перед нами открылась чудная картина: на открытом месте среди холмов два церковных строения, полуразрушенные, но крепко стоящие на земле. Это и есть Колпенский храм, поразивший нас своим величием и значимостью. Дети с любопытством и восторгом рассматривали здания, им хотелось заглянуть в каждую дверь с надеждой увидеть там что-то необычное и таинственное. Когда вошли внутрь, храма, всеми овладело чувство благостного восхищения и умиротворения. Несмотря на выбитые кирпичи в стенах, земляной пол, отсутствие купола над головой, храм не кажется ветхим, а, наоборот, появляется ощущение крепости и монолитности.

Из беседы с отцом Михаилом мы узнали, что началось постепенное восстановление колпенского церковного здания. В разных местах бреши стен выложены новой кирпичной кладкой, в планах восстановить крышу над алтарем. Это вызывает большое удовлетворение и радость.

История Колпенского храма

Изучая исторические документы XVII в., я нашла первое упоминание о Колпенском погосте. Информация содержится в Писцовой книге Дмитрия Лодыгина 1621-23гг. о Колпенском храме. "Да в Березопольском стану на государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всея Руси земле - погост Николы Чудотворца Колпенской…". Погосты - это стоящие на отдельных участках земли, церкви с дворами причта и кладбищем. Но, как выяснилось, данный погост существовал и ранее. В этом же документе приводятся сведения из Приправочных книг Василия Борисова 1596г., где Колпенское также упоминается: "…погост Николы Чудотворца Колпенский, древян, да на погосте церковных дворов, двор попов, двор пономарев, двор проскурнин, двор дьячков, пять келей нищих…". Земли при погосте было 20 четей.

В Писцовой Книге 1621-23гг. Колпинский погост описывается следующим образом: "…а на погосте церковь Живоначальныя Троицы, да церковь Николы Чудотворца, древяны…а церковных причетников поп Бажен Кондратьев, поп Семен Семенов, дьячок Ивашко Власьев, пономарь Федка Олександров, проскурня Устинья Купреянова, да бобыльских дворишков… (всего четыре), да кельи нищих живут на церковной земле, а питаются от церкви божии, Кирюшки Федорова да вдовы Анницы". Церкви на погосте имели 40 четвертей пашни "доброй" земли, луга по оврагам и лес. В документе упоминается дорога, соединяющая Каргашино и погост Николы Колпинского, по которой жители сельца ездили на службу в храм.

Как видим, сначала на погосте находился один храм Николая Чудотворца Колпинского, а позднее, был построен еще один "Живоначальныя Троицы", который и сохранялся до более поздних времен. Стоял погост на землях, принадлежащих царю Михаилу Федоровичу Романову. Со временем Колпенское вошло в вотчину патриарха Филарета Романова, отца государя. История впечатляет!

Спустя век, Колпенское – центр прихода. В "Заручных сказках священнослужителей Нижегородской епархии 1722-23гг." упоминается и село Колпенское с храмом "во имя Живоначальныя Троицы", следовательно погост со временем был заселен крестьянами, обрабатывающими земли, и стал селом. К Колпенскому приходу были приписаны деревни Кипрово, Каргашино, а также деревни современного Вачского района: Бабкино (князей Болховских), Сколково, Вежнево, Мочалово (помещиков Макаровых) и Валтово (Черкасских, Шереметевых). В 1845г. в Колпенском была построена каменная церковь во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы, трехпрестольная. Правый и левый придельные престолы, соответственно, Николая Чудотворца и Великомученицы Екатерины. Владелец деревни Каргашино Аристов Валериан Владимирович помещик, коллежский асессор помогал в строительстве каменного храма, который сохранился до сих пор

Как известно, в 30-е годы властями закрывались и опустошались приходские храмы по всей стране. Не обошла эта участь и Колпенскую церковь. Церковь была закрыта. Но эта святыня пережила село, когда-то возникшее на церковной земле, и стала свидетелем того, как последний житель покинул свою малую родину. Под палящими лучами солнца, омываемый дождями, обдуваемый ветрами, несгибаемо стоит храм как напоминание всем нам о прошлой жизни и истории, непростой, трагической и героической.

Покинув это святое место, мы повернули в сторону деревни Каргашино, бывшее владение того самого Валериана Аристова, который участвовал в строительстве Троицкого храма.

Последним пунктом нашей экскурсии стало знаменитое Панино, в прошлом центр вотчины Черкасских - Шереметевых, богатое, культурное село, где было положено начало образованию в Горбатовском уезде.

История Панинского прихода

Панинская церковь известна с начала XVII века. В Поручной записи 1643 года упоминается "староста поповский села Панино Покровский священник Иван". В начале XVIII века Панинский приход с церковью Покрова Пресвятой Богородицы стал одним из наиболее крупных. В 1814 году здесь был построен каменный трехпрестольный храм, главный холодный престол Покрова Пресвятой Богородицы, правый придельный - Николая Чудотворца, левый - великомученика Дмитрия Солунского. Храм действовал, как и всюду, до 1937 года. После закрытия его пытались разрушить, уронили колокольню, но, к счастью, церковное здание выстояло и полуразрушенное простояло до середины 90-х годов прошлого века. По инициативе жителей и уроженцев села церковь была восстановлена, в 1998 году здесь прошла первая литургия.

Внутреннее убранство храма очень красиво: богатый иконостас, расписные стены, высокий потолок создают ощущение возвышенности и истины веры. В храме нас тепло встретила служительница, которая раздала юным гостям свечи, чтобы поставить "за здравие" и подарила брошюрки с акафистом.

В течение всей поездки нас сопровождал священник Михаил Шипов. Отец Михаил оставил самые добрые впечатления от общения с ним. Он постоянно поддерживал диалог с детьми, открыто и непринужденно беседовал с ними, доступно отвечал на вопросы. Меня порадовало его знание истории и умение связать те или иные события с православием. Вызывает уважение доброе отношение к церковным служителям, желание сохранить их имена в памяти поколений. Но особого почтения заслуживает его стремление и активная деятельность в возрождении местных святынь. Этот священнослужитель - подвижник, человек высокой духовности и православной культуры.

Благодаря ему наша экскурсия стала более полной и интересной. Все, что мы увидели и услышали, произвело глубокое впечатление и на детей, и на нас, взрослых. А те исторические места и святыни, с которыми мы познакомились, останутся напоминанием нам, ныне живущим, что созидание и возрождение должно преобладать над разрушительными действиями человека.

Баллада о забытом храме

Поземка белая клубится,

Гуляет ветер по полям,

И снег в оконные глазницы

Влетает в храм, забытый храм,

Молчит высокая звонница,

Ей снится колокол литой.

И лишь летят в ненастье птицы

В пустую церковь на постой.

И над заброшенной деревней

Не слышен медный благовест,

Чей голос звал нас к вере древней

И провожал к венцу невест.

Когда-то люди шли за Богом

На ратный труд и на погост,

И было дел хороших много,

И каждый был душою прост.

А нынче - холод и тревоги

Декабрь разносит по полям.

И не проторена дорога

В Колпенский храм

Забытый храм.

Сергей Воронин

Колокола

В России снова льют колокола

На радость всех осиротевших звонниц,

Церквей, что в небо пряча купола,

Устали ждать, состарясь от бессонниц.

Веками к свету помыслы людей

Их голос звал, душе давая силы,

Быть непременно чуточку добрей,

Храня любовь с рожденья до могилы.

Но так случилось – вырвали язык,

А многих позже бросили на плаху,

Чтоб тыщу лет, как скоротечный миг,

Перечеркнуть единожды с размаху.

Нельзя народ лишить своих корней,

Не дав сердцам духовного начала.

И не случайно бытность наших дней

Морали милосердия не знала.

Вот раскалилось солнце добела –

Ему теперь прибавилось работы;

В России снова льют колокола,

Живя надеждой изменить хоть что-то.

Валерий Карпочев

Все фотографии (7)

Автор: Наталья Гусева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 116

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика