Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

" Я буду долго гнать велосипед..."

Я была в гостях у одной моей знакомой. Шикарный дом, модная обстановка, хозяйка рассказывает о своих реализованных и пока не реализованных задумках и говорит не без гордости:

- А здесь у меня будет тренажёрный уголок. Пока ещё не решила, что приобрести, беговую дорожку или велотренажёр. Как ты считаешь?

Я не рискую давать советы, но, выглянув в окно и увидев перед домом довольно ровные дорожки, отмечаю про себя, что они бы пригодились и для пробежек, по ним и на велосипеде хорошо прокатиться. Так сказать, к земле поближе…

Наступило лето, и чаще стали встречаться велосипедисты: и дети, и взрослые. Этому можно только порадоваться, потому что велосипед – самый здоровый вид транспорта – об этом вам расскажут и медики, и спортсмены, и просто опытные люди. А поскольку в первых числах июня отмечается Всемирный день велосипеда, это хороший повод поговорить об этом замечательном средстве передвижения, который давно и прочно вошёл в нашу жизнь.

Что такое костотряс

Велосипед – чудесное изобретение: практичное, романтичное, удобное, полезное, проверенное временем. Ведь первые велосипеды были известны ещё в начале XIX века, а легенды отсылают нас к ещё более ранним временам, аж к эпохе Леонардо да Винчи. По одной из популярных версий, первый велосипед с педалями, сиденьем, рулем и двумя колесами сконструировал российский крепостной механик Ефим Артамонов в 1800 году. Конструкция, изобретенная им, весила 40 кг и достигала полутора метров в высоту. К переднему колесу диаметром чуть больше метра были приделаны педали, а заднее колесо, которое было в два раза меньше, крутилось по инерции. Впоследствии такая модель была названа "костотрясом": ехать на таком транспорте было неудобно и даже болезненно. Тем не менее, через год механик все же доехал на своем изобретении из Екатеринбурга до самой Москвы. Император Александр I, впечатленный таким результатом, даже освободил умельца от крепостного права. Однако патент на создание велосипеда Ефиму так и не выдали.

Первый велосипед был запатентован в 1817 году, назывался он самокат, у него было сиденье, руль и два колеса, но не было педалей. Выходит, ехать на нём можно было лишь отталкиваясь ногами. Или не отталкиваясь, если под горку. Педали были изобретены французом Пьером Лалманом в 1862 году, и это сильно облегчило пользование этой чудо – машиной: "Сядешь и просто нажимаешь на педаль". Педали первоначально прикреплялись к переднему колесу – такую конструкцию мы можем и сейчас наблюдать у детских трёхколёсных велосипедов. Цепная передача была изобретена в 1878 году. Но ещё раньше, 31 мая 1868 года, на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая в мире велогонка на 2000 метров.

Интересно ещё и то, что колёса только в 1888 году стали дополняться надувными шинами из каучука, до этого были жёсткими, поэтому велосипед неофициально и называли костотрясом.

Знаменитости на велосипедах

Велосипеды стали прочно входить в жизнь общества и для множества людей стали модным, полезным увлечением. Конечно, для тех, кто мог себе это позволить. Например, ездой на велосипеде увлекался царь Николай II. Известно, что велосипед он выписал для себя из Германии, выложив за него сумму более 200 рублей. К езде на велосипеде он приобщил и своих детей: катались и дочери, и цесаревич Алексей. Кататься на велосипеде любили Александр III, императрица Мария Федоровна, а великий князь Сергей Михайлович даже принимал участие в велосипедных гонках.

Интересно началась дружба с велосипедом у Льва Николаевича Толстого. Великий русский писатель впервые сел на велосипед в возрасте 67 лет. Он начал кататься спустя месяц после смерти своего 7-летнего сына Ванечки. После утраты он был погружён в печаль, и члены Московского общества любителей велосипедов решили подарить ему "железного коня" и научить его кататься по тропинкам сада в его поместье. Лев Николаевич, к удивлению, очень полюбил велопрогулки. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, сначала не одобряли странное времяпровождение, которому с таким энтузиазмом предавался писатель. Но позже они смирились, заметив, что езда на велосипеде оказывает на самочувствие и настроение графа только положительное влияние. "Жизнь есть движение, – такие слова записал писатель в своем дневнике. – Как поезжу с полчаса или пробегусь до дома, то чувствую такое облегчение, словно с плеч свалилась большая тяжесть, и тогда работается опять легко". В это время он работал над романом "Воскресение". Если работа не шла, ездил на велосипеде. Так и записал в один из дней в дневнике: "Ездил на велосипеде и писал свое "Воскресение". Лев Николаевич практически до конца своей жизни не оставлял занятий на велосипеде и с лёгкостью преодолевал расстояние от своей Усадьбы в Ясной Поляне до Тулы, а это – 15 км.

Поклонником велосипеда был и Владимир Ильич Ленин. Соратник Ленина Григорий Зиновьев вспоминал: "Сколько раз в Париже В. И. увлекал нас на велосипеде за 50–70 вёрст только для того, чтобы на живописном берегу красивой реки выкупаться и погулять. Поездка в полсотни вёрст на велосипеде в прекрасный французский лес для того, чтобы собрать ландышей, считалась обычным делом".

Писатели, учёные, политики увлекались ездой на велосипеде и оставили об этом немало любопытных заметок. Артур Конан Дойл, например, писал: "Когда вы упали духом, день кажется унылым, а работа становится монотонной, возьмите велосипед и прокатитесь на нем".

Велосипед не роскошь, а средство передвижения

Понятно, что поначалу велосипеды были доступны не всем. Во второй половине XIX века этот вид транспорта считался роскошью, и позволить его себе мог далеко не каждый: велосипед стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. В 1880 году в Петербурге было зарегистрировано сто велосипедистов. Однако даже император Александр II, один их первых российских велосипедистов, совершал велосипедные прогулки только по Царскому Селу. Кататься по Петербургу не мог даже царь: в то время ездить на велосипеде по улицам города было строго запрещено.

В 1893 году, когда велосипеды уже были снабжены пневматическими шинами, ими стали пользоваться полицейские и почтальоны. В конце XIX века велосипеды могли себе позволить и рабочие: они давали свободу передвижения, владелец велосипеда мог путешествовать, не завися от лошади, дилижанса или поезда. В первом десятилетии XX века педальная машина превратилась в обычное транспортное средство, доступное почти всем слоям русского общества, поскольку выпускать велосипеды стали не только в Риге, как это было сначала, но и в Санкт – Петербурге, и в Москве, и они стали дешевле.

Люди старшего поколения , конечно, помнят, как для многих велосипед был мечтой, как ребятня каталась на отцовских велосипедах "под раму", потому что с сиденья ноги не доставали до педалей. Это надо же было так изогнуться!

Велосипед часто называли в народе железным конём. В начале XX века рабочая лошадь стоила 70 рублей, мужской велосипед – 90, то есть велосипед стоил дороже лошади, но его не надо было кормить, в городских квартирах велосипеды часто хранили дома, наверное, многие помнят по фильмам, как в прихожих коммунальных квартир на зиму велосипеды укрепляли прямо на стене для экономии места. В городах существовал общественный транспорт (извозчики, конки, трамваи), в селе средством передвижения была только лошадь да свои ноги. Так что в деревнях велосипеды были ох как нужны. Вот как вспоминает о послевоенном времени уроженец Шишова Василий Васильевич Рябов: "В 1953 году в деревне появились трофейные велосипеды на зависть мальчишкам. Мне мама сказала: навозишь дров поленницу длиной от нашего дома до соседнего – купим велосипед. И я, шестиклассник, в каникулы всё лето каждый день три раза ездил за валежником, впрягшись в двухколёсную тачку… За летние каникулы навозил я поленницу, и велосипед купили. На нём, поступив в техникум, я ездил в 1955 – 1959 годы даже в Павлово". 14-летним парнишкой уехал из Студенца Юрий Алексеевич Сучков, поступил в ремесленное училище в Павлове, домой на выходные ходили с товарищем пешком. Когда получил специальность слесаря и стал работать, купил себе велосипед, добираться до дома стало легче.

А скольких я знаю людей, которые годами добирались на велосипедах на работу: из Крутых в Рыльково, из Богданова в Елизарово, из Малахова в Сосновское… Многие ребятишки ездили на велосипедах в школу, поскольку о подвозе учеников ещё лет 15 назад не было и речи. Да, выручал велосипед сельского жителя! Потом появились мотоциклы, они мощнее, и скорость у них выше, но велосипед всё равно незаменим: на рыбалку, на прогулку в лес. И стоил он дешевле, и весом был полегче: мотоцикл на себе не понесёшь, а с велосипедом проще.

Хочу ещё поделиться с читателем двумя историями, связанными с велосипедом, одна из них печальная, другая оптимистическая. Первую рассказал мне пожилой житель Залесья. Будучи уже в преклонном возрасте, вспоминал он случай, произошедший в его семье в первый послевоенный год. Отец его вернулся домой после Победы, привёз в подарок сыну трофейный немецкий велосипед. Увидел председатель, как двенадцатилетний парнишка катается по деревне, посчитал, что это несправедливо: малец на велосипеде, а председатель ходит пешком. Так и сказал отцу напрямую:

- Отдай велосипед мне!

Отец сказал:

- Так парнишка-то плакать будет!

- Он поплачет и забудет…

Нет, не забылось. Детские обиды порой всю жизнь живут, прожигают сердце. Пришлось тогда семье покинуть родные места: не в велосипеде дело – в несправедливости.

А вторая история не такая давняя, рассказал мне её Сергей Алексеевич Комаров, жизнь которого связана с восстановлением храмов. В 2006 году пришла ему мысль начать восстановление Островоезерского монастыря, который долгое время стоял в руинах посередине озера Тосканка рядом с Ворсмой. Было ему видение, и загорелся он этой идеей – положить начало восстановительным работам. Посоветовался, испросил благословения у своего духовного отца батюшки Петра из Лукина и… начал работу в одиночку. Не было к монастырю дороги – он же на острове! Узенький шаткий мосточек только, настолько узкий, что не проедешь даже с тележкой или тачкой. Но есть же велосипед! Вот так, нагрузив на велосипед кирпичи и глину, делал он рейс за рейсом, доставлял стройматериалы, а потом сам же и сложил круглую башенку, на месте которой потом была построена часовня.

Все на велосипедах!

Во времена популярности туристических поездок за рубеж делилась с нами впечатлениями моя одноклассница Галина, вернувшаяся из Германии. Рассказывала очень эмоционально, выразительно, как занимательную сказку:

- А в городе на улице вообще не увидишь идущих женщин…

Она выдерживает паузу и на наш недоумённый немой вопрос резко разрезает ладонью воздух и добавляет:

- Все на велосипедах!

Вот забыли мы тогда спросить название этого чудо – города. Но про себя подумали: стоило ли забираться так далеко, ведь подобную картину можно было увидеть и в Ворсме, там тоже все на велосипедах. Раньше автобус до Нижнего делал остановку в Ворсме, и мы видели, что женщина на велосипеде в этом городке явление повсеместно встречающееся: едут женщины с детьми, с корзинками, с подойниками на стойло… Вот такой у них особый местный колорит.

Популярность велосипедов в мире начала снижаться с появлением мотоциклов и автомобилей, в начале XX века стали даже распадаться многие велоорганизации (были и такие в крупных городах). Однако в последнее время людей на велосипедах мы встречаем не реже, а чаще. Многие осознанно оказываются от автомобиля и делают выбор в пользу велосипеда: он абсолютно экологичен, избавляет от ожидания в пробках и позволяет заниматься спортом по пути на работу или во время прогулки. Сейчас можно уверенно сказать: за велосипедом – будущее.

Радует, что попадаются на велосипедах люди пожилого возраста. Всё больше становится в Сосновском семей, которые выезжают в выходные на велосипедах вместе с детьми. Замечательной традицией стали ежегодно проводящиеся у нас в округе велопробеги, приносящие и взрослым, и детям массу впечатлений и положительных эмоций. А встречая на дороге велосипедиста, я всегда с улыбкой вспоминаю слова известного английского писателя Герберта Уэллса: "Когда я вижу взрослого человека на велосипеде, я спокоен за человечество!"

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 60

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика