Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Не роскошь, а средство передвижения

Самым первым транспортным средством практически у каждого из нас была детская коляска. Многие её не помнят, разве что сохранились ностальгические фотографии, где молодая мама или папа гуляют с коляской

Без детской коляски представить жизнь любого молодого родителя сегодня невозможно. А ведь такое простое средство передвижения для детей было придумано относительно недавно. 18 июня отмечается День рождения детской коляски. В этом году ей исполнилось 136 лет.

Детская карета

Приспособление для более комфортных прогулок с малышами пробовали придумать и ранее. Первый аналог коляски пытался внедрить в обиход англичанин Уильям Кент, создавший в 1773 году по просьбе герцога Девонширского Уильяма Кавендиша детскую карету с запряженными в нее пони.

Модель Кента пришлась по вкусу и вскоре коляски распространились среди высших слоев европейского общества. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и на протяжении еще более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.

По-настоящему мода на коляски возникла в 1840 году с легкой руки британской королевы Виктории, любящей матери девятерых детей, которая пожелала самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку. Вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди, сначала в Англии, а потом и по всему миру.

Символ роскоши

Коляски в XIX веке — это символ роскоши и статуса. На высоких колесах, деревянные, плетеные, резные, в виде лебедей (именно такая была, например, в царской семье в России, ее можно увидеть в Музее игрушки в Сергиевом Посаде), обитые бархатом, атласом и плюшем самых дорогих цветов — красного, вишневого, кобальтового, изумрудного, бронзового, — такие коляски становились своеобразной витриной для младенцев. И названия у них были соответствующие: "Принцесса", "Герцогиня", "Виндзор".

Знатные мамы и папы вывозили детей на улицу, чтобы все восхищались ими, такими нежными и невинными в белоснежных платьицах на фоне дорогих колясок — и колясками тоже нужно было восхищаться. В то время именно наличие ребенка делало из пары семью и определяло статус. И выгул ребенка в коляске — в парке, сквере или на бульваре – стал своеобразным ритуалом и показом мод среди знати.

Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира. Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребенок должен в коляске сидеть. Лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колесах.

Однако даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта, а в связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить её по тротуарам. Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам — оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями.

Когда пошла мода на первые автомобили, возникли и автоколяски, и родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями ещё и водительские права. Однако быстрое распространение автотранспорта и загазованность улиц сделали всё это ненужным — коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и сейчас.

Долгое время прогресс в отношении средств передвижения для детей стоял на месте. Пока американец Уильям Ричардсон не представил публике свою революционную реверсивную модель коляски. Изобретатель усовершенствовал конструкцию так, что ребенок мог располагаться в коляске и лицом, и спиной к взрослому. Еще он убрал оси, которые соединяли передние и задние колеса, чем сократил радиус разворота. Это вывело повозку на новый уровень управляемости и маневренности. Детская коляска облегчила прогулки с маленьким ребенком на свежем воздухе, сделала нахождение малыша на улице комфортным и безопасным. Маневренность, совмещенная с легкостью управления, была по достоинству оценена людьми, а вскоре, 18 июня 1889 года, Ричардсон получил на свое изобретение патент, сделав эту дату днем рождения детской коляски.

Производство колясок

В конце XIX века в Великобритании появилась самая первая компания по производству колясок - Silver Cross. Она была основана в 1877 году и тогда же выпустила свои первые модели. С тех пор Silver Cross считается самой старейшей и престижной компанией в Англии, производящей коляски.

С окончанием Первой мировой войны в преддверии беби-бума рынок колясок значительно расширился, они стали доступны среднему классу.

40-е годы ХХ века были периодом политической неустойчивости в Европе, однако, несмотря на это, спрос на коляски оставался неизменным и требования к качеству продукции предъявлялись достаточно высокие. Постепенно старые производственные цеха заменялись новыми современными фабричными зданиями, производство все больше и больше автоматизировалось.

К 1950 г. изготовление колясок было значительно удешевлено, и они стали доступны любой семье, даже с небольшим достатком.

Для прогулок

В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен внес свою лепту в историю колясок. Слушая рассказ своей дочери о ее путешествии из Америки в Англию и о том, что ей постоянно приходилось таскать за собой коляску, Макларен решил применить свои знания и изобрел легкую складную модель прогулочной коляски - stroller.

Он использовал алюминиевые конструкции, которые легко можно было привести в компактный вид. Прогулочная коляска быстро завоевала симпатии и существенно потеснила прежние модели. Maclaren основал свою компанию по производству колясок, которая сейчас производит широкую линейку самых различных колясок: от недорогих титановых до элитных стоимостью в 3000 долларов.

А что в России?

Считается, что промышленное производство российских колясок было начато в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был привезен образец немецкой коляски. Коляска была детально изучена, и по ее образу и подобию стали создавать советские модели колясок того времени. По приказу Орджоникидзе по всей стране было открыто 50 цехов для производства "детского транспорта".

Альтернативным вариантом "магазинным" коляскам были плетеные, которые могли быть как на колесиках, так и на полозьях, наподобие санок. Такие коляски "ручного изготовления" сохранялись довольно долго.

В начале 60-х годов появляется прогулочная коляска нового типа - с высокой посадкой, на больших колесах, в которой уже нельзя лежать, а можно только сидеть, глубоко откинувшись. В это же время по-прежнему широко используются коляски прямоугольной формы с низкой посадкой.

К середине 1970-х годов коляски перестали быть редкостью и стали доступны каждой семье: многие заводы наряду с военной и промышленной техникой поставили коляски на поточное производство. Один только "Дубненский машиностроительный завод" с 1953 года по 1990 год выпустил 4,5 миллиона штук. В 1989 году ежедневный выпуск детских колясок достиг тысячи штук.

В то время было два типа колясок – советские и импортные немецкие (ГДР). Наши коляски были громоздкими, тяжелыми и неудобными, но импортные стоили дороже и достать их было непросто.

В 1975 году на ДМЗ "КАМОВ" (Московская обл.) были созданы принципиально новые детские коляски, а в 1977 году эту модель удостоили высшей награды ВДНХ – золотой медали и государственного Знака качества. В 1979 году завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам. Ему поручается проведение испытаний всех видов детских колясок, производимых пятьюдесятью двумя заводами страны.

Все на парад!

Сейчас детские коляски поражают своим разнообразием. Современные модели гораздо более легкие и удобные в использовании и снабжены многими дополнительными функциями, например, имеют тент от солнца, сетку от насекомых, различные корзины и сумки под перевозку сопутствующих вещей или продуктов и даже электроприводы! Самыми популярными являются трансформеры "три в одном", в которых совмещены люлька для младенца, прогулочный модуль и детское автокресло.

С начала двухтысячных в нашей стране стали проходить парады колясок, приуроченные к Дню города и другим праздникам. И у нас в Сосновском в августе 2017 года прошел парад детских колясок, в котором участвовали десятки креативных родителей со своими нарядными малышами и необычными колясками, украшенными с выдумкой и фантазией.

Интересные факты:

• В 50-х годах, XX века, существовали коляски для прогулок с 6-10 детьми. Пользовались ими в основном няни детских садов в Великобритании и Скандинавии.

• Слово коляска пришло к нам из польского языка: kolosa - "повозка".

• Для того, чтобы ребенок не замерзал в холодное время года, в некоторых первых детских колясках под люлькой было специальное отделение, предназначенное под теплые камни.

Автор: Елена Пискунова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 61

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика