Если вы выпускник Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, значит, такое место как зональная научная библиотека, вам, безусловно, знакомо. Наверняка всплывет в памяти и читальный зал гуманитарных наук. Ведь неважно физик ты или лирик, первые два года штудируешь не только профильные предметы, но и базовые, те, что формируют общую эрудицию человека.
А теперь попытайтесь вспомнить обстановку аванзала: ящички с каталожными карточками, библиотечную кафедру, стеллажи с книгами… А еще большой портрет седовласого мужчины. Под ним подпись - "Читальный зал имени А. П. Скафтымова". Если вы не филолог, то фамилия, скорее всего, вам ничего не скажет. А тем временем нам, жителям Базарнокарабулакского района, следует ее знать. На протяжении 30 лет судьба семьи Скафтымовых была связана с нашим краем.
Для начала об Александре Павловиче. Это очень известный и уважаемый в филологических кругах исследователь, видный представитель саратовской литературоведческой школы. Он – доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. Свою жизнь посвятил изучению творчества Гоголя, Толстого, Островского, Чехова, Достоевского и других писателей. А его основополагающий труд "Поэтика и генезис былин", изданный в 1924 году, создал Скафтымову имя в фольклористике.
Он родился 11 октября 1890 года в с. Столыпино Вольского уезда. Первоначальное образование получил в семье, глава которой был священнослужителем. Затем учился в Саратовском духовном училище и духовной семинарии. В 1913 году окончил историко-филологический факультет Варшавского университета. Преподавал в гимназиях, сначала в Астрахани, затем в Саратове. С 1918 года и до конца своих дней он работал в Саратовском университете.
Отец известного ученого Павел Ильич Скафтымов был священником. Он учился в Петровском духовном училище, где его аттестовали так: "Поведения весьма хорошего. Способностей весьма хороших, прилежания очень ревностного и успехов очень удовлетворительных". В 1868 году он окончил Саратовскую духовную семинарию. После этого был определен на должность диакона Николаевской церкви села Базарный Карабулак Саратовского уезда. Здесь же в 1871 году его рукоположили в иерея. Надо заметить, что он служил не в ныне действующем храме, в те годы его еще только строили, а в деревянном, расположенном рядом. Затем было назначение в Нерукотворенно-Спасскую церковь села Новосильцево Вольского уезда, а в 1974 году в Рождество-Богородицкий храм села Столыпино.
Газета "Саратовские епархиальные ведомости" от 1 августа 1899 года в рубрике "Распоряжения епархиального начальства" сообщила, что 6 июля 1899 года священнику с. Столыпино Вольского уезда предоставлено священническое место в с. Ивановка (Матюшкино тож) Саратовского уезда. Здесь Павел Ильич, можно сказать, пустил корни. Епархиальным начальством ему было поручено преподавание Закона Божия в Ивановском 2-классном Министерства народного просвещения сельском училище. А 1 ноября 1899 года он назначен на ответственную должность Благочинного 3 округа Саратовского уезда. Она требовала от священника осуществления надзора за образом жизни церковно- и священнослужителей, контроля хозяйственной деятельности всех подведомственных церквей. И он честно исполнял свои обязанности долгие годы.
Получается, что знаменитый сын Павла Ивановича Александр получил начальное образование в Ивановке Базарнокарабулакского района. По ее улицам он ходил, посещал богослужения в Иоанно-Златоусской церкви, которая сегодня обретает второе рождение. Отсюда он уехал поступать в семинарию. В библиотеке СГУ хранятся личные письма ученого, которые проливают свет на некоторые факты его биографии. Вот одно из них. Пишет, вероятно, один из друзей А. П. Скафтымова по духовной семинарии (подпись: Твой Андрей) 5 мая 1910 г.: "У нас сейчас пост, и мы говеем, конечно, только на словах, по неволе, из-под палки. На Масленицу в Ивановку не поехал, причина - тебя нет". Кто этот Андрей доподлинно неизвестно. Не вызывают сомнения два факта – то, что он из Ивановки и то, что он сын священнослужителя (на протяжении длительного периода времени в России духовенство было сословием, выходцы из которого не могли свободно перейти в другое сословие, а, следовательно, шли по стопам своих отцов).
В мае 1915 года Павел Ильич Скафтымов по собственному прошению был уволен за штат. К тому времени ему был 71 год.
В 1921 году Скафтымовы перебрались в Алексеевку. Об этом периоде жизни семьи в свое время газете "Вестник района" рассказывал ныне покойный А. В. Масленников – учитель местной школы, фронтовик и сосед Павла Ильича и Анны Капитоновны (матушки ученого). Несмотря на свой возраст, а главное произошедшую в стране смену власти, П. И. Скафтымов служил в Свято-Сергиевском храме. Преподавателю СГУ такой родни стоило бы сторониться, а он поддерживал с отцом крепкие отношения. Регулярно навещал родителей. Его единственный сын Павел, у которого были проблемы со здоровьем, часто гостил у бабушки с дедушкой. В большом просторном доме Скафтымовых было очень уютно, здесь все дышало православием. Спустя какое-то время (А. В. Масленников точную дату вспомнить не смог), Павел Ильич умер. Его по существовавшей традиции похоронили на территории, прилегающей к Алексеевскому храму.
Анне Капитоновне стало не по силам содержать большой дом, и она перебралась в маленькую лачужку на самом краю села. А в 1933 году и она отошла в мир иной. Ее похоронили отдельно от мужа на старых, ныне почти не существующих кладбищах.
Так обрывается история жизни этой семьи в нашем районе.