Образы всегда яркие и запоминающиеся. Актрису ценят коллеги и любят зрители.
Красивой женщине, талантливой артистке, замечательной маме, бабушке и прабабушке посвящена выставка, открывшаяся в Национальном музее РА.
Сегодня Анна Чекчеевна продолжает служить в родном театре. Она по-прежнему играет в спектаклях, участвует в мероприятиях, являясь достойным примером и наставником для молодых актеров. За годы работы актрисой сыграно более 60 разноплановых ролей: социальных, лирических, драматических и других, но ведущей в её творчестве стала материнская ипостась. Одна из самых главных, по признанию самой актрисы, - Танкабике в спектакле "В ночь лунного затмения" М. Карима.
"Начала работу над постановкой Т.Н. Мендошева, – пишет актриса о рождении роли в своей книге "Путеводная звезда". – Я тогда ещё находилась в декретном отпуске, но заинтересовалась ролью и стала ходить на репетиции. На неё назначили двух исполнительниц – Жанну Эндокову и меня. Работать пришлось скрупулезно и со всей ответственностью, определялся мой дальнейший путь: быть или не быть, болеть театром дальше или отступиться от него навсегда. Я тогда ставила перед собой такую задачу. Вначале было очень тяжело, роль не получалась. Да и коллега Ж. Эндокова была настроена довольно агрессивно: "Кто будет играть премьеру, тот и должен репетировать больше". Ее поддерживали и режиссеры, к тому времени к постановке присоединились Антон и Ирма Юдановы, перешедшие из эстрадной группы. Я отдала больше времени для репетиций Жанне, но продолжала работать над ролью. И она начала получаться, я увидела свою героиню, а спустя некоторое время сыграла ее на сцене… Продолжала работать над ролью, что-то раскрывала заново в той или другой сцене. Спектакль долгое время был в репертуаре театральной группы театра. Его возобновляли разные режиссеры, чередовались исполнители, а я играла свою Танкабике, и она менялась вместе со мной, я находила все новые и новые черточки ее характера, поведения, отношения к миру".
Особняком в репертуаре актрисы стоят роли алтайских женщин. Она создала много разноплановых героинь: Эдий и мать в "Торко Чачак" Н. Шумарова, Каракыс - "До смерти еще далеко" Б. Укачина, Дьиламаш - Пелагею в "Женитьбе Абайыма" А. Адарина и другие. Все они - алтайские женщины новой эпохи Горного Алтая, со своими радостями, печалями, мечтами и надеждами.
Все мы родом из детства. Анна Чекчеевна была ребенком вдумчивым и наблюдательным. Её манило окружающее: "Как я любила и люблю смотреть на ночное небо! Я вижу в нём что-то непонятное, но прекрасное и величественное. Вот оно надо мной, сверкающее, как лёд, усыпанное чараком, крупным и мелким. Каких только нет звездных комбинаций! Но самое главное - ось Вселенной Алтын-Казык (Полярная звезда). Вокруг неё ходит Jети-Каан (Большая Медведица), указывая ночное время. Если Jети-Каан обходит Алтын-Казык, то давно за полночь и время движется к рассвету".
Вспоминая детство в своей книге, актриса, конечно, не может обойти стороной природу и родные горы. И здесь мы тоже замечаем особенности ее восприятия, выдающие уже тогда человека творческого, неординарного: "Высоко в горах очень интересно, там воздух иной, и кажется, что солнце ярче светит. Когда прыгаешь по камням на вершине горы, то тебя как-будто кто-то поддерживает в воздухе, и ты летишь, как в замедленной съемке, легко подпрыгивая все выше и дальше. А сядешь отдохнуть - на противоположном пригорке на опушке леса березы или ели вдруг закружатся в хороводе. Мне чудилось, что они даже местами меняются, все приходит в движение. Я это видела реально. Меня всегда тянуло и тянет к горам".
Но вернемся к выставке, представленной зрителям в Национальном музее РА. На ней посетители могут увидеть сценическое платье к костюму Танкабике, сценический чегедек, костюмы к спектаклям "Байлыгым" и "Старомодная комедия". Одним из экспонатов являются предметы домашнего интерьера актрисы. Здесь мы видим этажерку с милыми ее сердцу фотографиями родных и близких людей, большой круглый стол со швейной машинкой. Анна Чекчеевна всегда одевается по последней моде. В эпоху советского дефицита она сама себе шила наряды. Интерьер был воссоздан по воспоминаниям дочери Анны Чекчеевны. Также среди экспонатов находятся афиши, плакаты, награды и многое другое. Все это через призму судьбы актера показывает театральную жизнь Республики Алтай
Много всего происходит в жизни актрисы. Есть и радости, и огорчения, но театр всегда манит к себе, влечет каждую струнку души: "Все в своей жизни я подчиняла только театру, его интересам… Я жертвовала всем, что может помешать деятельности театра. Не считалась со своим здоровьем, детей оставляла с кем придется. Не дай бог от моей личной жизни театр пострадает! Не дай бог изменить ему, предать, разлюбить, пусть даже унижают, оскорбляют и не понимают, что все ты делаешь для театра!.. Да, театр, театр, театр!.. Он был главным действующим лицом в моей жизни".