На этот мужественный шаг решился молодой и талантливый режиссёр, лауреат всероссийских и международных кинофестивалей Михаил Кулунаков. Сегодня он – гость нашей газеты.
– Михаил, расскажите, как вы стали кинорежиссёром?
– Родился в Шебалино, вырос фактически в селе Каспа под боком бабушки Тохтой Чыбыкчиновны Толосовой, которая была хорошей рассказчицей. Бабушка складно и красочно рассказывала сказки, алтайские легенды. Родной младший брат бабушки Куугей Толосов – известный алтайский писатель. Они любили разные истории, и всё это осталось в моем воображении, захотелось эту атмосферу сохранить, передать через киноплёнку.
Отец из рода чапты из Верхнего Аноса. Мало о ком знаю из предков по линии отца, потому что в 30-е годы всю семью угнали, никого не осталось на Алтае, только младшую дочь успели замуж выдать. Она одна здесь осталась, родила сына. Об остальных родственниках нет сведений, в архив обращались, но так никого не нашли. Бабушка никогда не говорила о своих родственниках - боялась и только перед смертью сказала, из какого мы рода.
Когда переехали из Каспы в Горно-Алтайск, учился сначала в седьмой школе, затем в республиканском классическом лицее. Поступил в Новосибирский государственный университет на специальность механика-математика. Отучился полтора года и бросил. Вернувшись домой, встретил Амаду Мамадакова, который набирал ребят в Щепкинскую студию. Я пообщался с ним, показал, что пишу, рассказал о своих задумках. Мне сказали, что актёр из меня никакой, но посоветовали ехать в Москву и попробовать себя в режиссуре. В столице Амаду Васильевич водил меня по театрам, кинотусовкам, знакомил с разными людьми. В итоге я попал во ВГИК, полгода ходил вольнослушателем. Только тогда понял, что нужно поступать именно сюда и учиться на кинорежиссёра. Кино я всегда любил и мечтал каким-то образом им заниматься. Эта мечта оказалась реализуемой.
Решил поступать, но мне не хватило одного балла. Был огромный конкурс, наверное, человек 200 на одно место. Мне сказали, что я прохожу только на платное отделение, а это огромные деньги – около 150-200 тысяч рублей в год. Платно я не мог учиться. Декан режиссёрского факультета, мои друзья-москвичи посоветовали ехать в Санкт-Петербург, мол, там хорошая школа в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения. Родители посоветовали возвращаться домой, раз не получилось учиться, и я уже пошёл покупать билеты, купил... в Питер. Там я набрал 15 из 15 возможных баллов. Поступил сразу на два направления – "мастерская игрового кино" и "мастерская документального кино". Выбрал первое. Это было в 2006 году. В 2011 году получил диплом, работал в Санкт-Петербурге в Государственном академическом театре балета Бориса Эйфмана, одного из самых знаменитых и выдающихся балетмейстеров, хореографов современности не только в России, но и во всем мире. Там я занимался экранизацией балета. Проработал три с половиной года и вернулся домой.
– Не жалеете, что бросили такую престижную работу? Многие мечтали бы жить в северной столице и заниматься кино и балетом.
– В 2012 году был питчинг, конкурс от лаборатории "Культбюро" для региональных проектов. Мы "зашли" от Горного Алтая и выиграли грант на фильм "Трико". Сняли и выпустили этот фильм, в это же время параллельно в Якутии начался кинобум. Там много снимали для внутреннего кинорынка, зарабатывали хорошие деньги, выходили за пределы региона. Мы стали встречаться на различных фестивалях. Было ясно, что в регионах идёт движение, надо придумывать, предлагать что-то своё. Киноведы, кинокритики дали совет: будет более продуктивно, если ты поедешь на Алтай и начнёшь снимать там и приносить что-то на кинофестивали. На "Ленфильме" предпочитают свои ленинградские сюжеты и истории.
Мне понравилось снимать фильмы и я решил рискнуть, поехать домой, хотя Борис Яковлевич Эйфман отговаривал, предлагал ещё года два поработать, а потом он помог бы с дебютом. Я, наверное, тогда был слеп в своём желании снимать кино на Алтае и сбежал от него. Через полгода Борис Яковлевич перезванивал, спрашивал, не передумал ли я, не хочу ли вернуться, но на тот момент нет. Сейчас всё "устаканилось", вхожу в свою колею, надеюсь, что моя мечта, поставленные цели воплотятся в жизнь.
– А какая всё-таки мечта?
– Студия и свой кинематограф, чтобы наши алтайские истории, сказки были перенесены на плёнку и их увидело как можно больше людей.
– Вы сегодня занимаетесь грандиозным проектом – экранизацией романа Ивана Шодоева. Можете поделиться своими задумками?
– Это амбициозный проект. Как говорится, случайности не случайны... Весной позвонила Татьяна Анатольевна Кончева и спросила, не читал ли я "Кызаланду Jылдар" Ивана Шодоева и не хочу ли снять фильм по этому произведению. Я ответил, что это невозможно, так как для этого нет технических и финансовых возможностей. Она предложила подумать. Встретившись, пообщавшись, решили попробовать.
Конечно, мы не сможем снять крупное сражение с цынскими захватчиками, это очень затратно и для российского большого кино. Фильм планируем выстроить на основе одной сюжетной линии главного героя Карчаги, который растёт на чужбине, знакомится с Алтаем по рассказам матери и возвращается на родину после многолетнего рабства.
Наверное, многие хотели бы увидеть этот роман на экране, по крайней мере я не раз об этом слышал. "Кызаланду Jылдар", мне кажется, такой материал, который знают все: от самых маленьких до взрослых. И в этом плане это даже выигрышно – такая возможность собрать народ вокруг одного проекта. Поддержка земляков сейчас очень важна: ваше желание увидеть это должно быть настолько сильным и огромным, чтобы мы могли воспользоваться ею на энергетическом уровне. Чтобы узнать заинтересованность людей и их готовность поддержать проект, мы решили зайти на площадку краудфандинга – Планета.ру. Это система сбора денег у заинтересованных лиц (люди складываются и делают проект). Конечно, чтобы снять фильм нужны немалые средства, но мы запустили краудфандинг даже не для того чтобы собрать денег, у простых людей итак нет денег, выпрашивать последние – это некрасиво, нам скорее важно увидеть, почувствовать востребованность нашего проекта. Хотя успех на этой площадке сомнителен – мало кто знает о ней.
Тем не менее, мы уже не можем бросить проект. В июле мы участвовали во всероссийском Шукшинском кинофестивале, где на питчинге кинопроектов "Аргымак" занял второе место и получил техническую поддержку от компании CANON. Питчинг – это способ презентации проекта перед продюсерами, инвесторами, чтобы заинтересовать и вовлечь их в проект. И сейчас наш проект, изначально нацеленный на наш регион, выходит за его рамки. И мы должны этот проект реализовать, воплотить в жизнь. От этого зависит репутация и региона, и алтайского народа. Мы впервые заявили о себе на высоком уровне громким проектом, в котором отражаются события, предшествовавшие добровольному вхождению алтайского народа в состав Российской империи, через призму судьбы одного человека. На презентации было отмечено, что проект должен объединить всех алтайцев. Поэтому мы обязаны найти любой способ, чтобы воплотить его.
Организаторы кинофестиваля, союз кинематографистов будут следить и в какой-то мере курировать наш проект. Надеюсь, что осенью следующего года мы завершим его. Сейчас хотим проинформировать всех о начале его реализации и привлечь к участию. Надеемся на поддержку правительства РА, министерства культуры РА, предпринимательского сообщества, общественности.
– Когда планируете начать съемки?
– Съемки будут и в зимний, и в летний, и в весенне-осенний периоды. Конец Джунгарского ханства, XVIII век – и люди выглядели иначе, и одежда у них была другая. Всю эту фактуру, быт надо привнести в картину, а это – средства, нужно привлекать профессионалов со стороны. С кадрами всё хорошо: у нас есть операторы, звукорежиссёры, композиторы, не хватает художников по костюмам, которые работают на камеру, продюсеров, драматургов.
– В ваших фильмах "Трико", "Гнев" акцент делается на психологические нюансы. Почему?
– Было время, в детстве, помню, любил жанровое кино, голливудское, которое все любят. Пришёл во ВГИК, там все говорили о каких-то странных вещах, которые я никак не мог понять. Мне посоветовали: посмотри Тарковского. Я посмотрел все фильмы Андрея Тарковского и за один вечер стал другим человеком – поменялось мировоззрение, мировосприятие.
Когда меня спрашивают, кто твой любимый режиссёр, я говорю о тех, кто повлиял на меня очень сильно. Это Тарковский, Кэндзи Мидзогути, Сергей Параджанов поразил меня внутренней свободой – он не изгородь себе построил, как Тарковский, а целый мир, в котором был свободен.
Когда учился, пытался уйти от влияния Тарковского, "отрубиться" от него, сейчас, по-моему, это получается. "Школа" играет огромную роль. Петербургская школа кинематографистов больше психологическая, настроена на человека, на крупный план. Иногда кажется, что драматургия немного провисает, но она на невидимом уровне, её бывает сложно уловить.
К сожалению, сейчас продюсеры требуют открытого сюжетного конфликта. Мы живём в эпоху рынка, движения души, говорят, никому не интересны, нужны движения тела. Но, слава Богу, в России есть ещё прослойка авторского кино.
В этом году зимой сняли фильм "Изгородь" по одноименному рассказу алтайского писателя Дибаша Каинчина ("Кажаандар"). В широкий массовый Интернет он, наверное, выйдет только через год. Таковы условия участия в конкурсах, фестивалях. Как всё пройдёт, мы выставим его в сеть. Если всё хорошо сложится, организуем показ для жителей нашей республики.
Главного героя сыграл Ногон Сергеевич Шумаров (он этого очень хотел, Дибаш Борукович был его другом). Жену – Марина Сергеевна Тохтонова, она не актриса, местная жительница из Боочи. Из молодых артистов участвовали Айдар Унатов, Игорь и Арунай Тазрановы, Алексей Синьков, Алина Попошева. Роли также сыграли Сергей Михайлович Мундусов, Александр Амырчинович Майманов, Ираида Егоровна Охрина, Николай Егорович Багыров и другие. И всё это бесплатно, на голом энтузиазме. У нас потрясающие актёры! Им было интересно, мне было интересно, мы получили огромное удовольствие от работы.
Прошлой осенью наступило какое-то уныние, и мы с женой Ольгой (она кинооператор) собрались было уезжать обратно в Питер. Неожиданно позвонила Татьяна Анатольевна Кончева и попросила задержаться на месяц, чтобы снять фильм про Кайгородова, белое движение, революцию на Алтае. Материал оказался сложным, пришлось изучать архивные данные, и работа затянулась. Приехали в Катанду, где Кайгородову отрубили голову, жители рассказывают об этом и плачут, как будто это их коснулось напрямую. Такая эмоциональная привязка! С этим материалом надо работать очень аккуратно.
Это же не театральная постановка, которая допускает вольную интерпретацию. Фильмы об исторических личностях надо снимать достоверно. Это тоже требует серьёзных вложений. Сейчас выступаю как дебютант. Мне необходимо доказать, что я могу делать фильмы. Для этого нужно доводить региональный материал до всероссийского уровня. Тогда я могу рассчитывать на поддержку. Надо работать и работать…
Материалов для фильмов у нас очень много. Если каждый год делать по две-три картины, лет на 50 -– 60 точно хватит. Кладезь!
– Михаил, на сегодняшний день вы, наверное, единственный человек, который в Горном Алтае занимается профессиональным кино?
– Надеюсь, это ненадолго. Во время съёмок мы вовлекаем в процесс много талантливых людей, и, наверняка, появятся ребята, которые в будущем свяжут свою жизнь с кино. Чтобы у нас была команда, профессиональная среда. Тогда можно будет говорить и об открытии филиала союза кинематографистов на Алтае.
– Спасибо, Михаил, за интервью, желаем успехов в вашем творчестве и реализации задуманных планов и проектов.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Чтобы поддержать проект Михаила Кулунакова, надо в Интернет-поисковике набрать слова "планета аргымак" и зайти на страницу ВКонтакте. Даже незарегистрированные могут пройти по ссылке на сайт планета.ру, на основной странице кликнуть "поддержать" проект и внести любым удобным способом любую сумму.
Беседовала Лариса КЫДЫЕВА.