Сейчас школа имеет компьютерный класс, цифровую технику, автобус "Газель" для подвоза детей из отдалённых мест. Вот только, как и в большинстве сельских школ, у нас с каждым годом уменьшается количество обучающихся.
Школе Усть-Река присвоен статус сельская малокомплектная школа. Сегодня в ней обучаются 21 ученик, две дошкольные группы - 11 воспитанников, работают 8 учителей, 4 воспитателя и 15 человек обслуживающего персонала.
Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание, но и на выбор форм и методов обучения. Проводить урок в классе с небольшим количеством учеников трудно, несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина - учитель часто спрашивает, ученик часто отвечает, учитель контролирует практически каждое действие ученика, создаются условия сверхопеки учителя над учащимися. Всё это неизбежно приводит к увеличению эмоциональной нагрузки учащихся. Один из путей решения этой проблемы - объединение классов в классы-комплекты.
Класс-комплект предполагает, что в одном помещении с одним учителем одновременно обучаются дети разных возрастов, например, 2 и 4 классов или 7 и 8 классов. Организация урока в классе-комплекте требует чередования видов деятельности учеников под руководством учителя и самостоятельной работы, что позволяет снизить эмоциональную нагрузку обучающихся.
В 2006 году мы начали объединять уроки в различных классах по некоторым предметам: ИЗО, музыка, физкультура, технология. В 2014 году мы объединили в класс-комплект только 5 и 6 классы, а в 2015 году в основной школе дети обучались в трёх классах-комплектах. В новых условиях обучения перед педагогическим коллективом встал вопрос о поиске новых форм и методов обучения. Появилась необходимость в обновлении как теоретических знаний, так и практических навыков.
В 2012 году педагогический коллектив стал участником лаборатории теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, школе был присвоен статус инновационной площадки.
В феврале 2012 года на базе школы проходил обучающий семинар, в котором приняли участие члены лаборатории, кандидаты педагогических наук. Гости познакомились с педагогическим коллективом, посетив уроки, беседовали с педагогами, обучающимися, выявляли проблемы школы. Всё это обсуждалось на семинаре, где педагоги школы учились работать в команде, отбирать актуальные проблемы и ставить перед собой задачи. В ходе двухдневной работы мы сформулировали тему опытно-экспериментальной работы "Образовательные технологии как фактор мотивации учащихся сельской школы" на период 2012-2017 гг. Данная тема была выбрана не случайно, так как педагогическому коллективу необходимо было искать новые образовательные технологии в условиях объединения классов и повысить процент хорошистов в школе. Работа над темой началась с того, что педагоги стали самостоятельно изучать современные образовательные технологии и применять их на практике, выделяя наиболее эффективные. Потом состоялся второй семинар, где педагоги выступали с отчетами о проделанной работе. Выступления педагогов были содержательными, яркими, творческими.
В 2015 году наша школа впервые участвовала в конкурсе "Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: трудовое воспитание и профильное обучение" с презентацией "Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания". Автор Назарова Г.И. награждена дипломом лауреата конкурса.
В феврале 2016 года проходил четвёртый республиканский День сельской малочисленной малокомплектной школы Республики Карелия, в котором приняла участие и наша школа. Цель его и обсуждаемые вопросы очень близки нам: поддержка инновационного и непрерывного характера системы образования в сельской местности Карелии. За круглым столом обсуждался вопрос о целесообразности классов-комплектов в начальной, основной и старшей школе. Для учителя нашей школы Лось С.Е. это был первый опыт выступления на научно-практической конференции регионального значения "Перспективная начальная школа - территория личностного роста субъектов образовательных отношений". Её доклад сопровождался фильмом о проекте экологического лагеря "Озеро-Колодозеро".
В 2017 году школа участвовала в IV межрегиональном конкурсе педагогических работ "Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: Опознанный педагогический объект". Статья учителя начальных классов Филипповой С.В. по теме "Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях внедрения ФГОС в ООШ д. Усть-Река" отобрана членами жюри конкурса для публикации в сборнике научно-методических статей. Педагогический коллектив школы планирует и в дальнейшем активно участвовать в данном конкурсе.
Педагоги школы постоянно повышают свою квалификацию, стараются разнообразить учебный процесс и сделать его более ярким. Пять педагогов познакомились с технологией коллективного способа обучения, побывав на обучающем семинаре в Пушнинской СОШ Беломорского района.
Мы также сотрудничаем со школами района.
В 2010 году прошла дружеская встреча в школе Усть-Река с учениками СОШ № 3 г. Пудож, классный руководитель Л.М. Купцова. В 2011 году был ответный визит наших учеников в СОШ № 3 г. Пудож.
19 января 2017 года в школе д. Усть-Река прошел семинар "Организация образовательной деятельности в условиях малокомплектной сельской школы" с участием педагогов СОШ п. Кривцы. Цель семинара - педагогическая поддержка педагогов, начинающих работать в смешанных классах малокомплектных сельских школ. Педагоги школы показали открытые уроки, они прошли на высоком методическом уровне. За круглым столом обсуждали с коллегами вопрос "Проблемы организации образовательной деятельности в малокомплектной сельской школе и пути их преодоления".
Такие обучающие семинары и встречи нужны и полезны, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество со школами района.
В 2009 году школа Усть-Река участвовала в проекте "Открытый город для сельских школ". Организатор - факультет начального образования КГПА, руководитель С.И. Смирнова. Десять учеников побывали на весенних каникулах в Петрозаводске. Поездка для детей была незабываемой, каждый день был насыщен экскурсиями, дети побывали в кинотеатре, музеях, театрах, кафе, познакомились с игрой боулинг, поплавали в бассейне, поучаствовали в тренингах, организованных студентами. Сегодня наши ученики, участники этой поездки, являются студентами Петрозаводского государственного университета.
Уходят и приходят ученики, меняются программы. Но на берегу Колодозера маленькая сельская школа каждый год ждёт учеников.