- "Пудожский край в вопросах и ответах" - это обобщение моей работы за последние пять лет. Брошюра представляет собой сборник заданий и вопросов о нашем крае и может быть использована учителем на уроках и во внеурочной деятельности с целью формирования у обучающихся познавательного интереса к своему родному краю.
В течение последних пяти лет я проводила муниципальную викторину по естествознанию под названием "Пудожские налимы". А почему "Пудожские налимы?". Ответ на этот вопрос мы найдём в статье краеведа Костина А. Г., в которой он рассказывает, почему пудожан так называют. Викторина всегда интересна ребятам , так как в неё включены различные вопросы и задания о малой родине, в том числе ребусы и кроссворды. С помощью викторины можно проверить, знают ли учащиеся, что подразумевается под словом "тренды" Пудожского края . А это и петроглифы, и знаменитый лен, и жемчуг, НП "Водлозерский", богатый растительный и животный мир , достопримечательности, географические особенности района. Чтобы правильно отвечать на вопросы викторины, надо владеть знаниями по различным предметам: химия, биология, география, "Моя Карелии", история Карелии.
Хочу поблагодарить коллег, которые поддержали мою идею, и викторина была проведена учителями городских, но и школ района - Пудожгорской, Водлинской, Шальской, Кубовской, Авдеевской, Подпорожской.
Опыт работы показывает, что использование учителем краеведческого компонента на уроке и во внеурочной деятельности воспитывает в обучающихся интерес и бережное отношение родному краю.
Стаж педагогической деятельности О.В.Красной - 22 года. На выбор профессии повлияли уроки А. Н. Щекиновой и М. А. Алексахиной.
После окончания педагогического университета приехала в свою родную школу, уже учителем географии, биологии и химии. Мы привыкли, что есть учитель химии, есть биологии. А тут три в одном. Педагог имеет право преподавать все эти предметы и видит в этом преимущество.
Каждый предмет дополняет другой, очень интересно находить межпредметные связи, дети уже готовы к интегрированным урокам.
Региональный компонент проходит красной нитью во всей деятельности , так как краеведение интересует самого педагога. По словам Ольги Владимировны, это углубляет, расширяет знания ребят. Ученики педагога О.В. Красной активно участвуют в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах районного, республиканского, всероссийского уровня.
Ей самой интересно знать больше, и учеников она побуждает выйти за границы страниц учебника. Педагог убежден, что знания должны быть востребованы. И ей приятно, что когда, например, на уроке географии ученики вспоминают факты с урока биологии, опираются на них.
Сама Ольга Владимировна натура увлекающаяся.
- Мне интересно все. Люблю путешествия! Узнаю новое, впитываю, а потом на урок несу эти впечатления, новые знания.
Люблю мастерить, экспериментировать. Сейчас я увлеклась дачными идеями : постройками, разведением уникальных цветов, домашними растениями. Знания о растениях я сверяю на практике. Как разводить, как растут, что на них влияет. С детства умею вязать. Люблю все оригинальное, неповторяющееся. Ведь в магазине всегда купишь похожую вещь, а вот связанную своими руками – это неповторимо. Освоила вождение, давно за рулем.
А еще она очень любознательная. Услышала, увидела, заинтересовалась и сама порой не может остановиться в своих увлечениях. Удивительная позиция активного познавания не может не увлечь учеников.
Но вместе с тем О.В.Красная считает, что эта увлеченность не всегда приносит пользу. Поскольку у нее много разносторонних интересов, нет времени больше уделять чему-то одному, чтобы в одном направлении добиться больших результатов. Когда родился сын, Ольга осознанно решила назвать его Константином : стойкий, твердый, постоянный. "Мне хочется , чтобы он был постоянным в своих делах, стабильным, а не как я – беспокойная, метущаяся", - объясняет собеседница.
Но ведь такой учитель и интересен современным ученикам. Он много знает, много читает, много путешествует, и все, о чем узнает, несет в класс, к своим ученикам.
О.В.Красную радует, когда есть результат, и твои ученики выбирают профессии, где требуются знания химии, биологии. Привить интерес к своему предмету сейчас непросто, когда современные дети не отходят от компьютеров, не выпускают из рук гаджеты…И им кажется, что они знают все, или могут обо всем прочитать из Интернета.
Ольга Владимировна сотрудничает с детскими садами, куда ее приглашают на занятия. Здесь она нашла единомышленников, таких как А. В. Портнягина. С ней они провели для дошколят много интересных игр, через которые они учатся, познают новое. Иногда это целые спектакли "По страницам Красной книги", в которых педагоги могут быть в костюмах амурского тигра или снежного барса.
- Что заложим с детского сада, то дети и в школу принесут, - считает О.В.Красная.
Во всех идеях и проектах она чувствует поддержку своих коллег . Если есть коллектив единомышленников, то результат обязательно будет. В работе над брошюрой помогли Ослоповских В. Н., Минеева Н. В., Минина А. А. , ученик средней школы №3 Иван Баганов. Советами помогают многие коллеги, среди них Яцкова Г. А.
- Я люблю свою работу, люблю общение с учениками, - делится своими мыслями О. В. Красная. - Процесс передачи знаний – это главное для педагога. Узнала что-то новое и сразу думаю, как я могу эти знания передать ученикам. И придумываю - на уроке, в игре, в викторине. Зачем они и где могут пригодиться моим ученикам. Мне нравится мои предметы вариативностью. Я могу один и тот же урок в разных классах преподать по-разному. Многое зависит от настроения, от состава класса…
А я думаю, даже от погоды зависят уроки О. В. Красной. Она может легко перестроиться, В этом ее сила, ее изюминка. В постоянном поиске новых вариантов, новых идей,
Сейчас учителем быть нелегко. Ольга Владимировна вспоминает, что раньше авторитет учителя был непререкаем. Почти все девочки хотели быть учителями или воспитателями детского сада. А сейчас профессию учителя мало кто выбирает профессию.
Мы говорили о многом. О качестве знаний, дисциплине. Трудно ребята расстаются с телефонами на время уроков. Ученики мало читают. Это беда. Не могут выразить полным ответом свои мысли. Ответы у доски теперь редкость. Часто преобладают односложные ответы: да- нет. Натаскивание к ЕГЭ, тесты сделали свое дело: дети разучились говорить.
Поэтому Ольга Владимировна с одобрением отмечает то, что сейчас ввели в экзамены устное собеседование .
Завершая беседу, О. В. Красная подчеркнула:
- Я понимаю, зачем пришла в школу – учить детей, воспитывать, передавать знания подрастающему поколению.
И передавать интересно, творчески, со знанием дела.