Вот уже 19 лет Татьяна Николаевна Гроль является учителем-логопедом в школе №2. Здесь же она была и ученицей, так что в общей сложности в стенах школы провела 29 лет. Татьяна Николаевна активно участвует в общественной жизни школы, ценит опыт своих коллег, дорожит дружбой с людьми, ценит в людях порядочность, справедливость, доброту, сострадание и человеческое внимание. Может не случайно ее день рождения совпал с датой, когда празднуется Международный день логопеда (14 ноября)? Татьяна Николаевна рассказала нашей газете о своей профессии.
- Татьяна Николаевна, помимо постановки звуков, чем занимается логопед в школе?
- Общаясь с родителями, часто приходится слышать: "А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально". Или: "А что логопед делает в школе?". Помимо постановки звуков, логопед занимается ещё много чем. Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только "ставят" звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
• развитие связной речи;
• коррекция произношения;
• накопление и совершенствование словаря;
• развитие физического и речевого слуха;
• развитие грамматической стороны речи;
• развитие артикуляционной моторики;
• обучение навыкам словообразования и словоизменения.
- Все родители хотят, чтобы их дети заговорили как можно быстрее, и чтобы речь была грамотная. Когда нужно обращаться к логопеду?
- Мнение, что ребенка надо приводить к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью, и должны регулярно отслеживать динамику развития речи своего ребенка. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: "А где Вы были все это время?". Чем раньше по возрасту логопед обнаружит нарушения речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.
- Удается ли в школе уделить всем детям должное внимание специалисту-логопеду?
- Часто люди не очень хорошо представляют себе компетенции логопеда в учебном заведении. Бывает, подходят родители и говорят, что их ребенок не произносит звук или несколько и хотят, чтобы школьный логопед занялся этим.
В школе крайне важна письменная речь (чтение и письмо). Потому что большое количество школьных дисциплин предполагает нормативное становление этих сторон речи. Поэтому подавляющая часть времени работы логопеда посвящена этой проблеме. Проблеме сложностей письма или чтения.
Конечно, если у ребенка какие-то звуки не поставлены, то можно обратиться к логопеду, если у него есть возможность заниматься звуками. Однако нормативно к семи годам все звуки уже должны быть, а к пяти годам ребенок (в норме) овладевает всем строем языка.
Но нормы - это нечто среднее, у каждого ребенка развитие идет своим темпом. Поэтому, бывает, что звуки к школе нормативны еще не все.
- На занятиях Вы используете интерактивные материалы или обучение проводится без дополнительных инструментов? Есть ли домашние задания у учеников?
- Чтобы уроки были радостными, плодотворными и насыщенными, в своей работе я использую много наглядности. Занятия с детьми всегда начинаю с артикуляционной гимнастики. Используя индивидуальные зеркала, мы учимся произносить нужный звук изолированно, складываем звуки в слоги, слова, предложения. При работе над исправлением нарушений чтения и письма у детей применяю ламинированные многоразовые карточки с различными заданиями. Логопедические игры на закрепление полученного материала вносят оживление в процесс обучения, ребёнок забывает, что он находится на занятии. Также я использую много заданий для развития моторики рук, правильного дыхания.
И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий - радостная атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения.
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и легко, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен - вот, на мой взгляд, основная задача педагога.