Но как бы сегодня предприятие ни называлось, для нас, кто строил и вводил его в эксплуатацию, это Пудожский ГОК.
Символичный первый колышек был забит бессменным нашим руководителем СМУ "Карелавтодора", Пудожского ГОКа, ППО "Гранит", АОТ "Гранит" В.А. Молчановым в далёком апреле 1979 года. В первые годы строили производственную базу в городе, жильё и вели капитальный ремонт автодороги - от трассы до Стеклянного и далее - до мест будущего производства. В строительстве щебёночного производства участвовали Автодоры Нечернозёмной зоны России, так как строительство было организованно для выпуска щебня под развитие дорог Нечернозёмной зоны.
В 1983 году было завершено строительство производственной базы в городе, продолжалось строительство дороги, а также приступили к строительству моста через Водлицу в Кашино. Калининавтодор начал капитальный ремонт существующей дороги к производственной площадке и карьеру по добыче горной массы. Ярославльавтодор приступил к строительству склада взрывчатых материалов. Мы начали строительство первого дробильно-сортировочного цеха.
Напряжённым выдался 1985 год. Вели вырубку трассы под ЛЭП-35 Авдеево - Стеклянное, приступили к строительству первой очереди причала, второго моста через Шалицу. В этом же году начали монтаж трёх портальных кранов типа ГАНЦ для отгрузки готовой продукции. Во второй половине 1985 года начали установку опор ЛЭП - 35, приступили к строительству ЛЭП-6 Квт для электроснабжения производственных цехов.
Самым напряжённым был пусковой 1986 год. Дела по обеспечению производства электроэнергией отставали из-за позднего поступления оборудования подстанций. Монтаж и наладка закончились перед рабочей комиссией в конце ноября. Поэтому прокрутка и наладка оборудования осуществлялись от дизельных электростанций. Только в канун приема государственной комиссией было подана электроэнергия по постоянной схеме.
Первый взрыв прогремел на карьере "Большой массив" в ноябре пускового года. Акты госкомиссии были подписаны 16 декабря 1986 года, Работу дробильного цеха лихорадило от несовершенства проектных решений. В итоге в апреле 1987 года было принято решение об остановке производства на три месяца для устранения проектных ошибок. С июля дробильный цех запущен в работу, прочие проектные просчёты ликвидировались в процессе работы.
22 мая 1987 года от причала отошёл первый теплоход с готовой продукцией. В этом году приступили к строительству АБКа, тёплой стоянки для технологического транспорта, технологической дороги причал - цех - карьер, строительству второй очереди причала.
В 1988 году приступили к строительству второго дробильного цеха, к монтажу двух портальных кранов типа КОНДОР. Этот год был весьма насыщен поступлением оборудования и металлоконструкций второго и третьего цехов и шести портальных кранов типа СОКОЛ.
Следующий год был не менее напряжённым, продолжали строительство третьей очереди причала, монтаж портальных кранов. В 1989 году завершили строительство АБК, котельной тёплой стоянки и второго дробильного цеха, начали строительство 4 причала, забегу вперёд, завершали его строительство под руководством акционера Смородина В.В. Это были последние годы стабильной работы предприятия. В навигацию 1989 года было отгружено без малого миллион тонн готовой продукции - нерудных материалов.
А далее начались лихие девяностые годы, главк уже более года как был ликвидирован и над министерством сгущались тучи по его ликвидации, а в 1991 году оно было ликвидировано. Завершилось финансирование строительства и развития предприятия, пошли неплатежи за отгруженную продукцию, прекращено межсезонное финансирование под произведённую готовую продукцию. Были в свободном плавании, контроль над предприятием осуществляла лишь налоговая инспекция. В 1994 году госимущество Республики Карелия взяло ГОК в собственность республики, но на финансирование и прочую помощь рассчитывать не приходилось. Тем не менее предприятие пыталось выживать, частично продавали оборудование невостребованное, искали потребителей продукции платёжеспособных, не чуждались ценных бумаг, вплоть до наличных денежных средств. Затем было принято решение о приватизации, в этот период мы уже работали со Смородиным В.В., который, был посредником в реализации продукции и обеспечивал своевременную выплату заработной платы. Решение это было непростое, но вынужденное, основная беда была в том, что мы выпускали полуфабрикат - камень 70 - 260 мм, а был дефицит щебня, который пользовался большим спросом.
Купив пакет акций, В.В. Смородин начал переход на выпуск готовой продукции - щебня. Приобретя контрольный пакет акций, приступил к полной модернизации технологического процесса, взяв в лизинг современное дробильное оборудование и технику. С 2005 года обновлённое производство стало выпускать и отгружать готовой продукции не менее миллиона тонн в год. Второе рождение предприятия подтвердило правильность принятия решения о приватизации, и этот факт единственный в районе, когда производственное предприятие явилось для акционера не только источником наживы, а сохранено и работает по сей день.
На предприятии трудятся и те, кто строил его. В их числе - крановщик Довнарович В.Л., он один из первых освоил автокраны большой грузоподъёмности и работал на сорокатонном автокране. Мастером отгрузки готовой продукции работает Черкасов Ф.Н., который принимал участие в строительстве, сегодня с ним работают на предприятии его сыновья. В транспортном цехе продолжает нести вахту в качестве механика Лемешев А.В., который в совершенстве освоил свою специальность и предан ей. С первых дней работают водителями на технологическом транспорте Карпин Н.А., Сучков О.В. После службы на флоте пришёл в первые годы в дробильный цех в качестве дробильщика Гафиятов В.Н., который и в настоящее время несёт трудовую вахту на родном предприятии.
Пользуясь возможностью, поздравляю всех ветеранов Пудожского ГОКа с 35-й годовщиной пуска в эксплуатацию предприятия, с наступающим Новым годом, желаю здоровья и долголетия, а производству - не снижать объёмов, держать на достигнутом уровне.