Версия для слабовидящих |
6+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Пудожского района Республики Карелия

186150, Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Комсомольская, д.5
телефон: +7 (81452) 5-17-46
e-mail: vestnik@onego.ru

У каждой вещи своя история

22 апреля состоялось торжественное открытие музея СОШ №3, который ранее находился в подвальном помещении школы.

На время переезда музей не прекращал свою работу: принимал гостей школы, в фойе на первом этаже оформлялись временные тематические экспозиции, проводились занятия для детей начальной школы и детских садов по программе "Здравствуй, школьный музей!". И вот теперь музей отмечает новоселье в просторном школьном кабинете.

У музея своя история, и началась она с первых дней работы школы в 1993 году...

Экспонаты начала собирать педагог школы Н.Н. Пухова. Первая экспозиция была посвящена истории образования. Нина Николаевна проводила экскурсии для школьников, начала составлять картотеку, в которой каждому экспонату был присвоен номер. Ребята не только посещали музей, но и сами принимали участие в сборе экспонатов, оформлении экспозиций, участвовали в исследовательской работе.

Экспонатов становилось всё больше, и в маленький кабинет уже не вмещались. И тогда администрацией школы было принято решение перенеси музей в подвальные помещения школы. Их предстояло привести в порядок. Энтузиасты нашлись. Для начала, вооружившись нехитрым инвентарём, выносили старый битый кирпич, стекла, красили стены, мыли окна.

Ребятам из 10 класса было предложено заняться исследовательской деятельностью, и они выбрали музей. С.Б. Захарова, курирующая работу в этом классе, вспоминает:

- Возможно, они подумали, что будут бездельничать. А оказалось, что так погрузились в работу, что им не хватало времени на учебной неделе, и они приходили работать в субботу. Я сначала переживала, что они там хулиганить будут, но все мои сомнения были развеяны их упорством, трудолюбием и ответственностью. Бывало, собираемся на часик, а засиживаемся до позднего вечера. Так получилось, что они загорелись этим делом и сделали даже больше, чем было запланировано школьным планом. В знак благодарности от школы выпускникам 2012 года (кл. рук. Е.В. Волкова) Ф.В. Красавцев записал видео с моим рэп-напутствием на выпускной вечер.

Когда выбирали тему исследовательской работы, натолкнулись на небольшой сборник "Промыслы и ремесла Карелии". Но вместо письменной работы на деле получилась экспозиция "Карельская изба". Экспонатов ребята собрали много. Кто от бабушки принёс, кто - из дома, с дачи. Чего там только не было - чугунки, береста, плетеные вещи, дорожки и многое другое. Светлана Борисовна рассказывает:

- Когда создавали сени, из родительского дома принесла косу, лучковую пилу, да ещё кое-что. Когда маме рассказала про музей, она так загорелась, пошла в сарай, начала все разбирать, приводить в порядок "будущие экспонаты". Потом говорит: "Музей-то открылся, можно хоть сходить посмотреть, что там?". Пришла, уселась в красном углу, улыбнулась, похвалила, а потом взяла пекло и говорит: "Сфотографируй меня на память". Уходя, тихо сказала: "Не жалко, пусть ребята посмотрят, как хозяйством раньше мы занимались". Мне кажется, к старине у взрослых людей особое трепетное отношение, они щепетильны в этом плане. Ребята тоже нормально относятся и рады, что можно всё потрогать руками. А вот когда всё закрыто, как это обычно бывает в музеях, - неинтересно. У нас есть несколько видов утюгов, ребята пробовали нагревать их, чтобы проверить, отгладят ли они ткань. Смачивали льняную ткань, мяли, сушили и убедились, что да, действительно разглаживает.

Но вернёмся к экспозиции, связанной с историей народного образования. Предметы бережно разложены в витринах, сопровождением к экспозиции послужили исследовательские работы Пудожского краеведа, наставника и консультанта А.Г. Костина. Появилась экспозиция об октябрятах, пионерах, комсомольцах, в центре которой красовался пионерский горн и барабан. Отдел образования наполнялся учебниками прошлых лет. Очень долго искали парту - ту, что с крышками и огромным слоем краски. Появились манекены, их одели в школьную форму прошлого века. Дети подходили, сравнивали себя с ростом манекенов и представляли, что носили их сверстники в прошлом.

Визитная карточка рассказывала об истории молодой школы, её учителях и выпускниках. По краеведению был оформлен большой материал из опыта работы учителя Анны Олеговны Гуриной, по экологии - Галины Михайловны Ковиной, свидетельства спортивных успехов тщательно отобраны учителем Валентиной Анатольевной Брандиной.

Так школьный музей стал местом, где каждому, кто хоть какое-то отношение имел к школе, было что вспомнить.

Появилась в музее и своя школьная улица, где на фотографиях был представлен весь годовой круг дел, т.е. "Школьный календарь". Такое название дали сами ученики, расписали в коридоре стены, оформили по временам года, исключая лето, когда ученики не учатся.

Во всех экспозициях были задействованы рукотворные детские изделия разных лет, выполненные на уроках труда, но, увы, вышедшие из моды школьных современных кабинетов.

Отличной находкой для музея стала экспозиция "Технические средства обучения". Инициатором его создания был учитель Ф.В. Красавцев, он привёл в порядок всю имеющуюся аппаратуру, докупал недостающие детали. Главной задачей было сделать так, чтобы всё функционировало. Здесь также было размещено некоторое оборудование из городского кинотеатра "Октябрь". Покрасили стены, поставили кресла, повесили экран, кто-то принес телефонные аппараты, проигрыватели, пластинки. Среди экспонатов - самый старый компьютер "Макинтош" и фотооборудование.

Исследовательскую работу продолжил другой 10 класс (Выпуск 2015 года, кл. рук. С.Б. Захарова). Началось всё с выставки фотографий, которые школе передал Борис Павлович Фофанов. Фотовыставка сначала находилась в фойе школы, тогда и появилась идея с военным залом. В этот раз в большей степени подключились не только дети, но и родители. Несмотря на занятость, они с огромным желанием помочь приходили в школьный музей. К 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне было собрано достаточно экспонатов, материалов и создан военный зал с партизанской землянкой и уголком квартиры военного времени. Тогда, на открытии зала провели краеведческую мини-конференцию. Ученики подготовили сообщения о своих прадедах, таким образом, представив Бессмертный полк. Все были отмечены благодарственными письмами, дипломами и грамотами за проделанную работу. Был приглашён и Борис Павлович. И после просмотра видеохроники в зале "ТСО" он с удовольствием поделился своими воспоминаниями.

Один из самых ценных экспонатов из городского кинотеатра - подрамник, обтянутый тканью, нарисованный "Воин - освободитель". На весеннем фестивале военно-патриотической песни он много раз служил центром оформления школьной сцены. Все понимают, что экспонаты из школьного музея давно стали неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса.

- По любой теме можно провести целый музейный урок. Учителя могут использовать музей как образовательный ресурс. Экспонаты есть, а для детей это самое главное. Многое работает и используется, и у каждой вещи - своя история, и по каждому экспонату можно построить целую беседу, - говорит учитель технологии Юлия Анатольевна Обухова.

И теперь музей в новых стенах. Возможно, это не последний вариант расположения экспозиций, так как есть ещё идеи.

2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, поэтому в центре пока расположены экспозиции, посвященные этому направлению.

На встрече в честь открытия музея в новом помещении присутствовали представители администрации, ветераны педагогического труда, почетные жители г. Пудожа и люди, которые много лет сотрудничают со школьным музеем, пополняют его фонды и делятся ценными материалами, родители учеников.

В честь открытия прозвенел школьный звонок, и после торжественной речи директор школы Н.А. Лисина вручила благодарственные письма.

- Так сложилось, что музей пришлось перевозить. Это большая историческая память. Ребята могут изучать историю края, страны. Я очень благодарна педагогам, которые вложили много времени и сил, - сказала директор школы Наталия Александровна Лисина.

На встрече вспомнили педагогов, причастных к созданию школьного музея. Продолжает работу в музее и молодое поколение. Ученик 6А класса Вячеслав Ильин рассказал о находке пуговицы, которая положила начало его исследовательской деятельности.

Было сказано много теплых слов и поздравлений. Главный специалист управления по образованию и социальной политике Н.В. Павлова рассказала:

- Мне посчастливилось быть сегодня не просто гостьей, я тоже приложила старания и отдала часть души при создании этого музея. Порой я с грустью вспоминаю это время. Тепло и радостно на душе оттого, что смогли сохранить накопленное годами. Столько всего было сделано! Очень благодарю сотрудников школы, что нашли возможность сохранить всё это. Будем и дальше помогать и стараться пополнять фонд школьного музея.

Школьный музей сотрудничает с историко-краеведческим музеем им. А.Ф. Кораблева, от имени которого слова поздравления сказала специалист Е. Н. Булышкина:

- В 1993 году открылось это здание, и не было здесь ни парт, ни досок. По крупицам создавалась школа и музей. Замечательно, что есть "продолжатели" этого дела, которое когда-то начинали педагоги под руководством Н.Н. Пуховой. Здорово, что работа ведется, и музей пополнился новыми экспонатами. Не все дети будут заниматься краеведением, но есть такие, кто в этом может сильно преуспеть. Хочется пожелать удачи, новых находок.

Присутствовали на открытии А.А. Минина, любознательно и трепетно относящаяся к памяти и истории родного края; писатель и краевед В.Н. Смирнов, ветераны педагогического труда Г.Н. Сафонихина, В.Г. Резник, Н.Г. Вартиайнен. Все они поделились своими воспоминаниями и впечатлениями от обновлённого школьного музея, оформленного педагогами С.Б. Захаровой, Ю.А. Обуховой, М.Н. Гашковой.

Школьный музей - это хранитель исторической памяти, площадка для общения, центр творчества и ремесел, информационный центр. Он обладает большим образовательно-воспитательным потенциалом, в нем сохраняются материалы и экспонаты, которые являются основой поисково-исследовательской работы учащихся и позволяют детям познакомиться с историей родной земли, школы.

Все фотографии (20)

Автор: Виктория Филиппова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 637

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика