А самое главное – посадить малышей в детское удерживающее устройство и объяснить, почему это так важно.
Хрупкие младенцы
Сегодня сознательность российских родителей заметно выросла: сейчас не подвергают сомнению необходимость использования детского автокресла для перевозки детей 81% пап и мам, притом что ещё 7 лет назад таким устройством пользовались только 32%. Но даже при таком большом росте родительской сознательности на дорогах продолжают гибнуть дети.
По данным российской Госавтоинспекции, всего в 2018 г. зафиксировано 19 930 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, это на 1,8% больше, чем в 2017-м. Более 80% таких аварий произошло по вине водителей. В них погибли 628 детей. Из них 380 погибших и 10 860 раненых детей были пассажирами. В каждом восьмом ДТП были зафиксированы нарушения в использовании детских удерживающих устройств (ДУУ) и ремней безопасности. В каждом пятом смертельном случае и каждом седьмом случае ранения получили дети до 12 лет. Кстати, по данным ВОЗ, вероятность смерти среди детей грудного возраста при использовании автокресла снижается на 90%, среди детей раннего возраста – на 54–80%.
Напомним, что ДУУ для детей обязательно с 2007 г. За его отсутствие предусмотрен штраф 3 тыс. руб. "Требования соблюдать Правила дорожного движения – не прихоть чиновников. Следует понимать, что они написаны кровью жертв ДТП с участием детей. Ни в коем случае нельзя перевозить малышей на руках. Никто не способен гарантировать безопасность ребёнка, который не пристёгнут. Анатомическая конструкция ДУУ вопреки предубеждениям не опасна даже для новорождённого, в случае столкновения это устройство способно сохранить жизнь и здоровье ребёнку", – не перестаёт повторять молодым родителям директор НИИ хирургии детского возраста РНИМУ им. Пирогова, доктор медицинских наук профессор Владимир Розинов.
К слову, самые крохотные пассажиры рискуют жизнью и здоровьем не только при аварии – достаточно даже резкого торможения и последующего рывка, чтобы младенец серьёзно пострадал. У новорождённого размер головы по отношению к телу очень большой – 1/5. Родничок у малыша не затянут, кости черепа мягкие, плохо развиты мышцы шеи, слабая спинка. Из-за этого вероятность получить серьёзные травмы очень велика: сотрясение мозга, перелом шейных позвонков. Мягкие плечики и рёберные кости повышают вероятность переломов, которые могут привести к повреждению лёгких, печени, селезёнки и сердца. А из-за тонких межпозвонковых связок у детей до года растяжение и разрыв спинного мозга при резком натяжении могут наступить даже без перелома позвоночника.
"Детский режим" езды
"Сегодня взрослые, садясь за руль, должны в первую очередь обращать внимание, как они перевозят детей, какие условия они создают для обеспечения их безопасности, – настаивает главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. – Мы вышли в Правительство РФ с предложением разрешить использовать часть материнского капитала на приобретение детских удерживающих устройств. За 4 года российский автопарк увеличился на 7 миллионов автомашин. И за это же время на 11% увеличилось количество детей в возрасте до 14 лет. Поэтому наша основная задача – сберечь эти жизни, чтобы дети выросли здоровыми и активными членами нашего общества". Автокресло – не панацея от травм в ДТП. Поэтому, по его словам, очень важно привить родителям культуру соблюдения скоростного режима. Если стоит знак "60", нельзя двигаться быстрее, даже если за это не предусмотрен штраф. "Водитель должен думать не о наказании, а о соблюдении права ребёнка, которого он перевозит, на безопасность", – подчеркнул генерал.
Эксперты настаивают: важно скорректировать манеру езды, учитывая "детский режим", – строго соблюдать скоростной режим, не использовать рисковые манёвры, такие как обгон, вообще забыть о выезде на встречную полосу и пр.
И всё-таки опыт показывает, что даже самых безответственных родителей можно приучить к безопасному поведению на дороге. За 10 лет пропаганды использования автокресел для перевозки детей количество сознательных родителей увеличилось в разы. Теперь надо объяснить этим взрослым водителям, что, соблюдая ПДД, они также спасают жизни своих и чужих детей. А когда мамы и папы перестанут превышать скорость и совершать опасные манёвры, количество ДТП на дорогах России точно сократится.