Схема №1 — "Добрый день, я сотрудник банка"
Представляясь сотрудниками банка, мошенники обманным путем получают персональные данные держателя банковских карт. Вы будете сомневаться, вряд ли кто готов диктовать код доступа к карте, который приходит в SMS. Но мошенники идут на всякие ухищрения. Например, они могут сказать, что с вашего счета несанкционированно списались деньги, банку необходимо уточнить баланс карты. Либо говорят, что ваша карта подверглась вирусной атаке и заблокирована. Услышав такое, человек начинает теряться, нервничать и пугаться. Под влиянием этих чувств он диктует пароли, код доступа.
Чтобы адресат поверил, что звонок поступил действительно из банка, преступники используют технические разработки. В интернете есть программы, которые меняют номера поступающих звонков на любые по желанию. Мошенники вуалируют свои номера под телефонные номера "горячих линий".
Полиция настоятельно рекомендует гражданам, при поступлении подобных звонков, ни в коем случае не дайте втянуть себя в диалог и незамедлительно обрывайте разговор, даже если злоумышленники обратились к вам по фамилии, имени и отчеству. Чтобы прояснить ситуацию перезвоните в финансовое учреждение по официальному номеру телефона, расположенного на обратной стороне банковской карты. Ни в коем случае не сообщайте данные банковской карты, особенно защитный трехзначный код с оборотной стороны карты и коды из SMS-сообщений. Помните, сотрудники банков никогда не обзванивают своих клиентов с предупреждением о возможных преступных посягательствах.
Схема №2 — "Последний шанс прилично сэкономить"
Часто мошенники размещают объявление о продаже товара на популярных сайтах: Drom, Avito, Юла. И указывают, как правило, цену ниже, чем по рынку. Покупателей привлекает ценник, они связываются с продавцом. Мошенники, манипулируя ими, заставляют вносить полную предоплату. После получения денег контактный телефон блокируется.
Также люди могут попасться на покупке специфического товара на сайтах-однодневках. Был случай, когда житель республики отправил мошенникам 170 тысяч рублей на покупку мотоцикла. Некоторые становятся жертвами, делая онлайн-покупки в социальных сетях. Тоже вносят предоплату, допустим, за телефон, а после обнаруживают, что аккаунт заблокирован.
Схема №3 — "Компенсируем вам моральный ущерб"
В данном случае мошенники используют базы данных лиц, которые в действительности ранее приобретали такие препараты. В ходе телефонных разговор, неизвестные представляются сотрудниками правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета), сообщают им, что они расследуют уголовное дело в отношении распространителей таких препаратов и им положена денежная компенсация. Далее, мошенники представляются работниками центрального банка и под различными предлогами (оплата гос. пошлины, налога, курьерских услуг, процента за перечисление) завладевают денежными средствами потерпевших, исчисляемые сотнями тысяч рублей, которые якобы в дальнейшем вернуться вместе с компенсацией. Ни при каких обстоятельствах не перечисляйте денежные средства неизвестным лицам, ни один из представителей правоохранительных органов и банковских учреждений не потребует у вас перечислить денежные средства. Компенсация причиненного вреда, как морального, так и материального возможна лишь по судебному решению, вступившему
в законную силу, по заявлению, которое было написано лично вами.
Схема №4 — "Срочно нужны деньги"
Мошенники орудуют и в популярных социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники". Нужно иметь в виду, что аккаунты ваших знакомых, друзей, родственников могут быть взломаны преступниками, главная цель которых похитить ваши финансы. В мессенджерах могут также орудовать злоумышленники. Поэтому какой бы срочности не была просьба, прежде чем расстаться с деньгами, позвоните по известным вам номерам предполагаемому просителю.
Схема №5 — "Решим ваши проблемы за ваши деньги"
Часто людям звонят, представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что их родственник попал в неприятную ситуацию. Мошенники говорят жертвам, что можно решить вопрос за денежное вознаграждение. Чтобы избежать обмана, следует позвонить родственнику либо тому, кто может находиться рядом с ним.
Схема №6 – "Обещанный кредит"
Граждане продолжают отдавать деньги мошенникам за обещанный кредит. Как правило, граждане с плохой кредитной историей, оставляют заявки в сети Интернет на сайтах различных банков. Спустя некоторое время им звонит якобы сотрудник банка и сообщает, что кредит одобрен. Но, чтобы его получить, нужно оплатить страховку, услуги курьера и т.п.
Полиция предупреждает, что предлагать оплатить какие-либо услуги за получение кредита могут только аферисты. При малейшем намеке со стороны собеседников на попытку завладеть вашими средствами следует немедленно прекратить общение с ними.
Схема №7 – "Ложный покупатель"
Многие люди пользуются услугами торговых площадок, чтобы что-то продать, и указывают на них свой номер телефона. На него поступает звонок от мошенника-"покупателя", который просит продиктовать номер карты, срок ее истечения и три цифры, находящиеся на ее обороте, якобы для перечисления денег за покупку.
Схема №8 – "Пройди опрос и получи вознаграждение"
Мошенническая схема связана с популярным способом заработка в Сети — прохождением оплачиваемых опросов. Некоторые компании действительно проводят такие исследования, чтобы узнать потребности потенциальных клиентов. Но заработать на этом серьезные деньги невозможно: анкеты рассылаются крайне редко и непредсказуемо. Бизнесу невыгодно вознаграждать всех подряд, так что опросы достаются только людям, которые соответствуют портрету целевой аудитории. Узнав об оплачиваемых опросах, некоторые пытаются заработать на них большие деньги. Именно этой слабостью пользуются мошенники. Они заманивают посетителя через социальные сети или путем рассылки спам-сообщений на электронные почтовые ящики на свой сайт, обещая большой выбор платных анкет или крупную единовременную выплату. Взамен аферисты просят оплатить некоторые услуги, стоимость которой может доходить до нескольких тысяч рублей. Совершив оплату, жертва остается ни с чем: мошенники просто исчезают с украденными средствами. Преступники не выходят на связь, а через несколько месяцев сайт перестает работать.
Вот несколько ярких примеров мошенничества:
6 июля в полицию обратилась 70-летняя йошкаролинка. Женщина рассказала, что на ее телефон поступил звонок от незнакомца, который представился сотрудником банка. Собеседник сказал, что с ее банковского счета происходит несанкционированное списание денег, и чтобы сохранить деньги, нужно срочно перевести их на новый счет, который он продиктует. Бабушка испугалась за свои сбережения, направилась к терминалу и под диктовку афериста перевела на его счет все деньги в сумме 128 тыс. руб.
9 июля в полицию обратилась 47-летняя жительница Советского района с заявлением о мошенничестве. Женщина сообщила, что неизвестный связался с ней в социальной сети "Одноклассники" и представился сотрудником банка. Он сообщил, что банк приготовил для нее специальное предложение и подарок в размере 2 тысяч рублей. Для их зачисления необходимо было сообщить реквизиты банковской карты и код из пришедшего ей на телефон смс-сообщения. Потерпевшая согласилась и передала все запрашиваемые данные. В результате, с ее банковской карты списались 9 тысяч рублей.
1 июля в полицию с заявлением о мошенничестве обратилась 47-летняя жительница г. Волжска. Женщина продавала квартиру на сайте "Авито". На ее телефон позвонил покупатель и предложил перевести предоплату за покупку квартиры. Однако, по словам собеседника, он не смог совершить перевод из-за того, что карта женщины заблокирована. Для ее разблокировки незнакомец убедил волжанку положить на счет его абонентского номера 21,5 тысяч рублей. Потерпевшая, не подозревая обмана, выполнила его указания. Вскоре она поняла, что ее обманули, и обратилась за помощью в полицию.
16 июля обманутая йошкаролинка, сама того не подозревая, перевела со своей банковской карты на счет мошенника порядка 110 тысяч рублей. Потерпевшая рассказала полицейским, что в Интернете на сайте "Авито" выставила объявление о продаже холодильника стоимостью 5200 рублей. Вскоре ей позвонил неизвестный мужчина и сообщил, что желает приобрести ее товар. Незнакомец предложил сразу перевести денежные средства на счет ее карты. Для этого он попросил женщину подойти к ближайшему банкомату и под его диктовку совершить некоторые операции. Потерпевшая выполнила его указания, не подозревая, что подключила услугу "Мобильный банк" к абонентскому номеру звонившего. Злоумышленник, обладая доступом к счетам женщины, узнал о наличии у нее вклада. Затем аферист убедил йошкаролинку, что ошибочно перевел деньги за холодильник на счет ее вклада, и предложил перевести данную сумму на другой ее счет, что бы потом обналичить. Женщина снова под диктовку злоумышленника совершила операцию по переводу денег. В этот момент мужчина стал запугивать свою жертву недостоверной информацией, якобы она перевела все свои деньги на неизвестный счет. И сразу же стал объяснять, что нужно сделать для возврата денег. Введенная в заблуждение потерпевшая, выполнила его указания. Только спустя некоторое время она поняла, что ее обманули, и обратилась в полицию.
22 июля в полицию обратилась жительница г. Волжска. Заявительница рассказала, что она разместила в Интернете объявление о продаже дачи. На него сразу откликнулась незнакомка и обещала владелице купить у нее участок и перевести предоплату в размере 50 тысяч рублей. На следующий день мошенница позвонила потерпевшей и в слезах стала жаловаться, что бухгалтер их фирмы ошиблась счетом при переводе денежных средств. Аферистка сообщила, что теперь бухгалтера уволят и ей срочно нужны деньги, чтобы возместить ущерб, причиненный фирме. Волжанку не насторожило то, что изначально она договаривалась о сделке с физическим лицом, а переводом средств, якобы, занимался бухгалтер юридического лица. Сердобольная женщина перевела злоумышленнице все средства со своей сберегательной книжки в размере 273 тысячи рублей.
23 июля в полицию обратилась 48-летняя жительница Медведевского района. Женщина рассказала полицейским, что на ее телефон поступил звонок от незнакомца, который представился сотрудником банка. Мужчина сказал, что с ее счета неизвестное лицо хочет похитить деньги, а для отмены данной операции необходимо срочно назвать данные банковской карты, в том числе номер карты, код-подтверждение, указанный на ее обороте и коды из смс-сообщений, которые поступят на ее телефон. Женщина, испугавшись за свои сбережения, и будучи уверенная, что разговаривает с банковским работником, продиктовала всю запрашиваемую информацию. Злоумышленник, воспользовавшись данной информацией, получил доступ к счетам жертвы. Он, будучи осведомленный о наличии вклада на счету потерпевшей, убедил женщину поехать в банк, снять все деньги и перевести на новый, якобы созданный для нее счет. При этом злоумышленник просил ее никому об этом не говорить, даже сотрудникам в банке, так как кругом мошенники. Когда женщина засомневалась, мошенник стал использовать психологические методы давления. Он заявил, что если она не выполнит все его рекомендации, то в отношении нее возбудят уголовное дело и привлекут к уголовной ответственности за соучастие. После чего потерпевшая направилась в банк и выполнила все требования мошенника. Таким образом она лишилась 600 тысяч рублей.
11 июля в полицию обратилась 66-летняя жительница Медведевского района. Сотрудники полиции выяснили, что 10 лет назад женщина через сеть Интернет приобретала БАДы для похудения. В июне ей позвонил незнакомец, который представился сотрудником правоохранительного органа. Он сообщил, что в отношении руководителей компании, у которых она приобретала ранее биодобавки, возбуждено уголовное дело, по окончанию расследования которого судебным решением ей будет положена компенсация в крупной сумме денег. Так, в течение месяца злоумышленник вел телефонные переговоры с женщиной и выманивал у нее денежные средства разными суммами, якобы необходимые для оплаты налога, страховки, услуги юриста, инкассаторов. Потерпевшая перевела в общей сложности на счет афериста 485 тысяч рублей.
16 июля 73-летняя пенсионерка обратилась в полицию с заявлением о мошенничестве. Полицейские выяснили, что неизвестный связался с ней по домашнему телефону, представился сотрудником поликлиники и сообщил, что якобы готовы ее результаты анализов. Злоумышленник убедил бабушку, что анализы плохие, поэтому ей необходима госпитализация и срочное лечение специальными медикаментами. Испуганной женщине рассказали, что это лекарство выдается по особой квоте, но чтобы получить медикаменты незамедлительно, необходимо заплатить 152 тысячи рублей. В результате, доверчивая пенсионерка направилась в банк и перевела деньги на указанный аферистом счет.
17 июля в полицию с заявлением обратилась 54-летняя жительница Кировской области, которая находилась на заработках в пос. Куженер. Женщина рассказала, что решила взять кредит в сумме 250 тысяч рублей через Интернет. Как позже выяснилось, она заполнила заявку на интернет-сайте несуществующего банка "Реверстрой банк". Вскоре ей перезвонил лжесотрудник банка, который сказал, что кредит одобрен, но сначала необходимо оплатить оформление документов в размере 4700 рублей, затем страховку в размере 19800 рублей, услуги курьера в сумме 9900 рублей и для активации карты на счет нужно положить 25000 рублей. Так, в течение двух дней женщина занимала у знакомых деньги и всего перевела на счет афериста порядка 60 тысяч рублей. Потерпевшая заподозрила, что ее обманывают, лишь, когда после последнего перевода мошенник сказал, что операция не прошла и нужно повторить.