23 октября отмечается профессиональный праздник – День работника рекламы. Оксана Вадимовна, какие рекламные идеи, акции и кампании могут вызвать у антимонопольного органа и судов вопросы, и что вы считаете нарушением?
Одна из главных особенностей и судебной практики, и решений антимонопольного ведомства, касающихся рекламы, заключается в том, что контрольно-надзорные органы оценивают рекламу с позиции потребителя, который собирается воспользоваться товарами или услугами и не задумывается о том, что именно рекламодатель имел в виду. Именно двусмысленность, неясность, или, например, неловкий юмористический прием могут сыграть против рекламопроизводителя. Потребитель может не только отказаться от приобретения товара или услуги, но еще и пожаловаться в УФАС.
Закон определяет значительный перечень случаев, когда реклама считается либо недобросовестной, либо недостоверной, также в законе напрямую закреплен целый ряд ограничений и запретов, например,
- бестактность по отношению к конкурентам
- Реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с теми, которые находятся в обороте, законом признается недобросовестной
-Чужое творчество,
. Напоминаем, использовать результат интеллектуальной деятельности, будь то изображение или музыкальное произведение, можно при согласии правообладателя, причем отсутствие запрета не считается разрешением
- Непристойные образы;
В рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов есть конечно небольшое исключение, если речь идет о произведениях искусства, использование которых в рекламе тоже необходимо осуществлять с осторожностью.
- Негативное влияние на детей;
- Процесс курения;
- Использование недостоверных сведений
- Наиболее распространенные нарушения?
- По-прежнему наиболее распространенным нарушением является распространение рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.
Так, Марийским УФАС России признана ненадлежащей реклама в буклете Банка следующего содержания: "Год без процентов! * Кредитная карта ...**".
В рассматриваемой рекламе не указаны размер процентной ставки по кредиту после окончания льготного периода и сумма кредита (лимита).
Данные обстоятельства свидетельствуют об искажении смысла информации и введении в заблуждение потребителей рекламы, так как они не смогут принять обоснованное решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от него.
Недостаточная информированность потребителей об условиях предоставления кредита может также ввести их в заблуждение относительно расходов, которые предстоит понести, воспользовавшись рекламируемым кредитом.
- Демонстрация процесса курения в рекламе не допускается. Можно ли рекламировать электронные сигареты? Это ведь не натуральные сигареты, содержащие табак.
- В соответствии с законом N 274-ФЗ от 21 октября 2013 года реклама табака, табачных изделий, курительных принадлежностей полностью запрещена. За каждое нарушение к ответственности могут быть привлечены рекламодатели, производители и распространители рекламы, даже если они работают по найму и сами курительную продукцию не производят и не продают. Штраф составляет от 3 до 4 тысяч для граждан, для должностных лиц и ИП от 10 до 25 тысяч рублей и от 150 до 600 тысяч рублей для юридических лиц.
Также реклама запрещена не только на телевидении и радио, ее нельзя помещать на объектах наружной рекламы, на транспортных средствах и на обложках журналов, газет. Помимо этого, запрещается публиковать изображения курящих несовершеннолетних.
Реклама представляет собой один из самых лучших способов дохода. Расклейка объявлений в неположенных местах сегодня не редкость. Подскажите, можно ли расклеивать объявления в подъездах, на заборах, столбах? Законно ли это, наказание? Кого накажут- кто клеит или чей телефон указан?
Федеральный Кодекс об Административный правонарушениях таких норм не содержит. Однако в некоторых случаях на подобные действия распространяется статья 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), санкция которой предусматривает штраф в размере от 2 000 до 2 500 рублей для граждан. Так, статья 19 закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 года запрещает распространение наружной рекламы, к которой относятся и объявления соответствующего содержания, на объектах культурного наследия, а также на подъездах жилых домом без согласования собственников помещений в нем.
- Довольно нередко так бывает, сидишь и сморишь фильм или передачу, тут начинается реклама, и все кидаются за пульт сделать потише. Рекламные ролики буквально "дают по ушам" - иногда по уровню громкости они вдвое превышают весь остальной эфир.
Громкость рекламы регулирует закон?
- Да, Марийским УФАС России осуществляется мониторинг рекламной информации на телеканале и установлено распространение рекламы с превышением разрешенного уровня громкости.
Частью 12 статьи 14 Закона о рекламе предусмотрено, что при трансляции рекламы уровень громкости ее звука не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.
В результате мониторинга выявлено превышение допустимого уровня громкости звука в диапазоне от 1,6 дБ до 2,6 дБ.
Лицу выдано предписание, которое в настоящее время исполнено.
- На что следует обратить внимание субъектов рекламной деятельности, чтобы не попадать в поле зрения вашего ведомства?
- Все очень просто. Участникам рынка рекламы следует "обратить внимание" на требования Федерального закона "О рекламе" и своевременно отслеживать вносимые в закон изменения.