Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Волжского муниципального района Республики Марий Эл

РМЭ, г.Волжск, ул.Советская, 29
телефон: 88(3631) 6-26-08
e-mail: yuluver@yandex.ru

Уроки военного детства

В музее в Мамасевской СОШ во время оформления стенда "История школы" к юбилею школы я заметила старую, пожелтевшую от времени, затёртую фотографию.

На ней была изображена школа, построенная в 1928 году. Обыкновенная жилая деревянная изба… Из статей газет и воспоминаний узнала, что старая школа была рассчитана на 80 мест. В ней – четыре классных кабинета и учительская. В паспорте школы было зафиксировано, что в школе обучалось 203 учащихся. Как же тут размещались ученики? Эта тема меня заинтересовала.

В книге "Исполнительная власть Республики Марий Эл" нашла протокол №137 Президиума Марийского областного исполнительного комитета об использовании для учебных целей зданий и помещений дворцов, клубов, кино, монастырей и закрывающихся церквей. В деревне Мамасево, в двух километрах от деревни Часовенная, стояла закрытая деревянная церковь. Из воспоминаний Евдокии Филипповны Вишневской: "В сентябре 1941 года нас, третьеклассников, из-за нехватки классных помещений, перевели в деревню Мамасево, где в здании бывшей деревянной церкви открыли Мамасевскую начальную школу. На первом этаже размещалась начальная школа, на втором этаже – правление колхоза… Классные комнаты были не перегорожены, учили несколько классов одновременно в одном помещении. Ученики четвертого класса занимались во вторую смену…".

Валентина Михайловна Серебрякова рассказывала: "…Церковь превратили в школу с двумя классами. Мы, четвертый класс, проучились здесь. Нашей учительницей была Евдокия Филипповна. В сентябре погода стояла хорошая. Вдруг в первых числах октября пошел сильный снегопад, а потом ударил сильный мороз. Настоящая холодная зима держалась почти месяц. В школе было очень холодно, чернила превращались в лед, а мы, дрожа в студеном помещении сидели, многие простудились и заболели. Дали указание покинуть церковь и обратно переходить в нашу школу...".

Вот еще несколько пожелтевших фотографий, с них на нас глядят школьные учителя. Их не очень много. Я предположила, что во время войны многих людей забирали на фронт, и учителя – не исключение. Действительно, в своих воспоминаниях ученики военной поры упоминают о том, что с начала войны мужчин-учителей стали забирать на фронт, среди них называют С.В. Смирнова, И.М.Мурзаева, А.М. Михайлова, Н.П. Янгабышева, К.И.Осипова. Из книги "Устремленные в будущее": "…С начала кровавой войны в течение 41-го года в ряды РККА призван 71 учитель. В школах Волжского и Сотнурского района появилось более 60 вакансий…". В воспоминаниях нашла такие данные: "Один учитель вёл все четыре класса. В первой половине дня – первый и третий, причём они находились в одном кабинете, а во второй половине – второй и четвёртый". "… В школе работать было трудно. Работали в две смены, во второй смене при керосиновой лампе. Ночевать часто приходилось в школе же. Бывало, и засыпала на раскрытых тетрадках…", "…Учителей не хватало, им приходилось вести разные предметы. У нас не было химии и иностранного языка…".

Также мне стало интересно, кто же заменил учителей, ушедших на фронт. В книге "Устремленные в будущее" есть такая запись: "…Так многие девушки-выпускницы средних школ заменили учителей, ушедших на фронт …". Из воспоминаний С.А.Михайловой: "…С радостным настроением и большими планами на будущее мой отец – Михайлов Алексей – оканчивал школу. 21 июня был выпускной вечер, а на следующее утро выпускники узнают о начале войны. Трое друзей: Кирилл, Петр и Алексей – решают добровольцами пойти на фронт. Петра и Кирилла забирают, а отца со словами "Ты еще молод" отправляют в город Йошкар-Ола на месячные педагогические курсы. Возвратившись с курсов, А.М.Михайлов начинает преподавать родной язык, заменив ушедшего на фронт учителя марийского языка и литературы И.М.Мурзаева, а в 1942 году ему доверяют руководство школой, забрав на войну директора школы Н.П.Янгабышева. Алексей Михайлович успевает только подготовить школу к учебному году, в сентябре 1942 года он сам становится бойцом Красной Армии…".

Е.Ф.Вишневская пишет: "…Мне, молодому педагогу, опытный учитель объяснил: даёшь задание одному классу и работаешь с другим классом. А потом наоборот…Я в первую смену учила четвёртый класс, а во вторую смену вела уроки марийского языка и литературы в пятых, шестых и седьмых классах…". Как же сложно было учителям…

На одной из фотографий есть эвакуированные учителя. В августе 1941 года в нашу деревню прибыли эвакуированные из города Великие Луки, Ленинграда, Москвы. Их разместили по домам, а часть из них в здании старой школы. Среди них были и учителя, которые стали работать в школе. Из воспоминаний В.М. Серебряковой: "…Учили нас эвакуированные из больших городов старые учителя. Мне нравился предмет математика и, конечно, учитель, который нас учил (из Великих Лук) – Карцев Владимир Иванович. Учительница русского языка и литературы Ольга Яковлевна Левина (эвакуированная из Ленинграда) диктовала текст, как сама разговаривала, в предложениях вместо "о" говорила "а", окончания вместо "ого" говорила "ово". Мы так и писали. С 1 по 7 классы учились на марийском языке, а русский для нас был как немецкий язык. А она требовала от нас знания русского языка на уровне городских русских школ. Учительница на нас сердилась и иногда ставила "единицу" и "два". В первый класс нас пришло 60 человек, в 7 классе было 12-13, окончили 4 человека, остальным поставили "2" по русскому языку...".

Рассматривая экспонаты музея, мы видим школьную форму. Это синий костюм мальчика из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, и шерстяное платье девочки с белым передником и пришивными воротничками. В чем же ходили в школу дети в военное время? А.А.Богданов рассказал, что в военное и послевоенное время одежда и обувь одна была: и в школу, и на улицу. Из одежды льняные штаны и рубаха. В теплое время года ходили босиком, а в холодное время – лапти. Когда начинались дожди, то к лаптям приспосабливали "капрак": две колодки, сделанные из липы (как каблук). В начале учебного года учеников много, а лишь наступят холода – их поубавится. Ведь не у всех была теплая одежда и обувь. Деревенские говорили: "Школыш коштат ушкал шур кылмымеш". Из воспоминаний А.Д.Якушкиной: "…Со мной в одном классе училась Зина –эвакуированная из Ленинграда. У нее был младший брат Коля и младшая сестра Надя. Они в школу не ходили, не было одежды и обуви…". А вот что рассказывала моя прабабушка: "… Я ходила в школу только до третьего класса. Хотя училась хорошо, но все-таки пришлось бросить учебу. Мне стыдилась за свой внешний вид. Ведь хорошей одежды у меня не было, ходила в заштопанной не по размеру большой фуфайке и старых кирзовых сапогах…".

Среди экспонатов школьного музея есть книга вожатого 1950 года издания. В книге описывается, как можно с детьми проводить различные игры, мероприятия. А были ли какие мероприятия в школах военной поры? Из опрошенных мною людей все вспоминают Новый год. Была и елка, и Дед Мороз, и Снегурочка. Игрушки делали из соломы и других подручных средств. Подарков не было, лишь после войны ребятам вручили кулек, сделанный из газеты, где лежали пять карамелей.

Из воспоминаний учеников военной поры нам стало известно, что в то время не хватало учебников, пользовались старыми, передавая из класса в класс. Тетрадей тоже не было, писали на газетах между строк. Чернила ученики делали из свекольного сока и сажи. В некоторых школах писали на грифельных досках мелом, и домашние работы делали на этой доске и показывали учителю.

В то время свои школьные принадлежности ученики заворачивали в платок, который привязывали к поясу, у некоторых же были и сумки, сшитые из льняной или конопляной ткани. А кормили ли в школе? В большинстве школ детей не кормили. Ученики с собой в школу брали на обед печеную картошку или лепешки из гнилой картошки. Ученики Мамасевской школы той поры рассказывают: "…Многие ученики голодали. Ближе к концу войны для учеников стали варить суп из капусты, в котором были вода, листья капусты и чуть-чуть картошка. Похлёбку ели все, всё же пища. …"; "…В школе нас кормили. Чаще всего были щи без соли, соль приносил каждый из дома…".

У учеников 40-х годов военной поры, кроме учебы, было много других дел. Отрывки из воспоминаний: "…В первый год войны зима была очень суровой. В конце ноября морозы до 50 градусов. Жители нашей деревни решили послать посылку с теплыми вещами на фронт. Наши мамы и бабушки выдали нам, девочкам 4-5 классов, мягкую шерстяную пряжу и попросили нас связать носки и перчатки для солдат. В наших краях все девочки с 6 лет умели вязать. В конце декабря отправили на фронт теплую посылку весом около десяти килограмм по адресу: "Солдатам передовой линии Ленинградского фронта". В посылку вложили письмо с нашими пожеланиями скорейшей Победы от учеников 4-5 классов Мамасевской семилетней школы Волжского района Марийской республики. Большинство наших отцов воевало именно там, и мой отец тоже. Уже в январе наш класс получил солдатский треугольник. Нас благодарили за подарки…"; "…Дров в школе не было, устраивали воскресники силами учеников. Старшие классы вместе с учителями, женщинами валили лес. А мы собирали сучья, мелкие ветки, сжигали их…"; "Школьники по очереди пасли лошадей, ночью в лесу их кормили. Чтобы не потерять лошадь, вешали им на шею колокольчики. Бывало, ночью искали потерявшуюся лошадь. В 3 часа ночи возвращались обратно. Утром шли учиться…. Мы до обеда учились, а после уроков шли на колхозное поле. И в дождь, и в холод копали, собирали картошку. После уборки урожая собирали колоски, горошины, которые оставались в поле…". "…Мы ходили в поле поливать капусту. Поле находилось за Яранъером. Воду коромыслом таскали…. На лошадях пахали землю, бороновали. Очень мы, дети, уставали. Плуг был тяжелым, поэтому вставали по два подростка, чтобы перевернуть плуг… Тринадцатилетней девочкой ходила на луг косить траву, потом ее сушили, ворошили, носили в копну. На лошадях копну тянули к скирде, чтобы все уложить в огромную скирду…".

Читая воспоминания, рассматривая фотографии и изучая экспонаты музея, я прикоснулась к истории своей школы. Многое узнала об учебе и жизни детей военной поры. Они пережили всё: голод, смерть близких, непосильный труд, разруху. Дети не знали, что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь, но они учились, работали.

Слушая воспоминания людей военной поры, я сравнивала их с нами, с нашим поколением. Наше поколение, начиная с 3 лет, все в планшетах, телефонах и компьютерах. Мы, наверное, менее физически развиты. Молодежь 21 века стала грубее и жёстче. Но все равно, если нужно, если возникнет сложная, ответственная ситуация, мы сможем сделать нужный выбор, совершить достойный поступок. Доказательством тому стал подвиг Героя России Филиппова Романа Николаевича. На земле пилот попал в окружение боевиков и погиб в последовавшем за этим бою: отстреливаясь от нападавших из пистолета, был тяжело ранен, а затем подорвал себя гранатой со словами: "Это вам за пацанов!". Мы тоже можем совершить подвиг, ведь мы потомки таких людей…

Автор: Юлия Кузнецова, 11 класс, Мамасевская СОШ.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 787

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика