В этом году образовательный форум работников образования Волжского района состоялся 21 августа на базе МОУ "Приволжская СОШ".
В работе форума приняли участие: первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл М.З.Васютин, министр образования и науки РМЭ Н.В.Адамова, глава МО "Волжский муниципальный район", председатель Собрания депутатов Волжского района А.А.Макаров, глава администрации Волжского района Р.А.Григорьев, проректор по научно-исследовательской работе Марийского института образования С.Р.Охотникова, начальник управления по физической культуре и спорту Министерства молодежной политики, спорта и туризма РМЭ В.Н. Пронина, начальник молодежной политики Министерства молодежной политики, спорта и туризма С.Г.Анисов, епископ Волжский и Сернурский Феофан, секретарь Волжской Епархии, протоиерей отец Александр и другие. Всего в форуме участвовало 227 педагогических работников района, депутаты, заместители главы администрации района, главы администраций городского и сельских поселений, представители профсоюза.
Мероприятие началось с выступления воспитанников ДОУ №2 "Рябинка" п.Приволжский. С поздравлениями обратились к педагогам первый заместитель председателя Правительства республики М.З.Васютин, министр образования и науки Н.В.Адамова, глава администрации района Р.А.Григорьев, председатель Собрания депутатов района А.А.Макаров, епископ Волжский и Сернурский Феофан.
Министр образования и науки Марий Эл Наталья Васильевна Адамова представила анализ развития муниципальной системы образования и задачи на новый учебный год. Сергей Олегович Петров, руководитель отдела образования администрации района, выступил с докладом "Система образования в Волжском муниципальном районе: точки роста и векторы развития". Выдержки из его доклада представляем нашим читателям.
Школы
В районе в данный момент работает 10 общеобразовательных школ, в том числе 8 средних и 2 основные. В прошлом году в них обучалось 2402 человека, нынче сядут за парты 263 ребенка. В целом, по сравнению с прошлым учебным годом сохранилось количество класс-комплектов — 142, при уменьшении количества детей на 14 человек.
Дошкольное
образование
Дошкольное образование осуществлялось в 8 дошкольных учреждениях и в дошкольных группах при 4-х школах, которые посещали в прошлом году 1383 ребенка. По поселку Приволжский достигнут 100%-ный охват детей от 3 до 7 лет. При Карайской средней школе открыта группа кратковременного пребывания с охватом 15 детей от 3 до 5 лет. В планах – открытие консультационного центра, где будут оказывать помощь родителям дошколят в возрасте от 1 до 3 лет. Также планируется открыть дополнительную группу при ДОУ №6 п.Приволжский.
Дополнительное
образование
Дополнительное образование было организовано в 3-х учреждениях. В творческих объединениях, спортивных секциях, клубах, кружках, школах занимались 1584 обучающихся.
Дом детского творчества ведет деятельность по шести направленностям. В центре дополнительного образования развивается спортивное направление – волейбол, лыжные гонки, легкая атлетика, бокс и футбол. В прошлом году дети района стали заниматься греко-римской борьбой. Юные спортсмены добиваются высоких результатов. Команда 9 класса Петъяльской СОШ под руководством наставника М.С.Тимофеева в сентябре 2018 года будет защищать честь республики во всероссийских финальных соревнованиях школьников "Президентские состязания" в г.Анапа. Все большую популярность получают соревнования по программе комплекса ГТО, и результаты успешные: команда района будет защищать честь республики в финальных соревнованиях в составе республики.
О кадрах
В образовательных организациях района трудятся 411 педагогических и 23 руководящих работников, из них 101 воспитатель и 208 учителей. 95% педагогических работников имеют высшее образование, в основном у многих первая квалификационная категория. Ведомственными наградами отмечен труд 175 педагогов школ и 63 – детских садов. 15 педагогических работников являются "Отличниками народного просвещения". Заслуги 21 педагога отмечены званием "Почетный работник общего образования Российской Федерации".
Средний возраст педагогических работников в школах района составляет более 47 лет, в дошкольных учреждениях – 42 года. Идет процесс старения педагогических кадров. Самыми "возрастными" можно назвать коллективы Большекарамасской и Эмековской школ. Самый "молодой" коллектив работает в ДОУ N6 п.Приволжский.
Реализация ФГОС
Обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования были охвачены 1019 учеников 1-4 классов, ФГОС общего образования – 5-7 классы. В пилотном режиме, ведение стандарта второго поколения в основной школе – в 8-9 классах. В этом направлении внедрены и реализованы муниципальные инновационные площадки.
Инновационная
деятельность
Карайская школа, детский сад №17 "Ягодка" и Дом детского творчества являются республиканскими инновационными площадками. Муниципальных площадок в районе насчитывается 16 –на базе 10 школ и шести детских садов. Работа площадок ведется по направлениям – краеведческое, основы безопасности, духовно-нравственное, экологическое, физическое воспитание и др.
Государственная
аттестация
Обязательные предметы успешно сдали и получили аттестаты 89 выпускников 11 классов из 90, 10 выпускников получили медали "За особые успехи в учении". Следует отметить, что наблюдается положительная динамика средних тестовых баллов по району по русскому языку, профильной математике, обществознанию, химии, истории и биологии. Самые высокие баллы по русскому языку – 96, по профильной математике – 74 – набрали учащиеся Приволжской школы. Государственная итоговая аттестация в 9 классах прошла в штатном режиме. Из 227 обучающихся 15 выпускников получили документ об основном общем образовании с отличием. Но по сравнению с прошлым годом, наблюдается рост количества выпускников 9 классов, получивших на экзаменах неудовлетворительную оценку. 11 выпускников с ОВЗ получили свидетельства.
Организация работы с ОВЗ
Дети обучались по адаптированным программам в общеобразовательных классах. В Большекарамасской и Петъяльской школах сохранили специальные классы для детей с ОВЗ 8 вида, где обучались 10 и 16 детей соответственно. На каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья заводится индивидуальная программа реабилитации и сопровождения.
– Главное – сохранить разумный баланс между традициями и инновациями, чтобы "точки роста" в развитии муниципальной образовательной системы сегодня привели к качественным изменениям в образовании завтра, – завершил свое выступление Сергей Олегович.
В ходе церемонии награждения многим педагогам вручили награды. За успехи в области образования присвоено почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации" учителю начальных классов Мамасевской СОШ С.А.Григорьевой. Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ отмечена Р.В.Тихомирова, начальник ИМЦ отдела образования. Почетной грамотой Министерства образования и науки РМЭ награждены: воспитатели – С.Ю.Иванова (ДОУ №9 "Колосок" д.Часовенная), В.А.Султайкина (ДОУ №1 "Шонанпыл" с.Помары); логопед ДОУ №6 "Сказка" п.Приволжский Е.Н.Петрова; учителя начальных классов – З.Н.Лесникова (Петъяльская СОШ), С.И.Егорова (Приволжская СОШ), Е.В.Клыкова (Эмековская ООШ); педагог допобразования Петъяльской СОШ В.П.Романов, учитель физкультуры Приволжской СОШ Л.В.Данилова, замдиректора по воспитательной работе Большекарамасской СОШ Н.Н.Яковлева, учитель технологии Приволжской СОШ В.С.Котелов.
Учитель музыки Большекарамасской СОШ А.Н.Ильин награжден Благодарностью Министерства образования и науки РМЭ. Благодарственное письмо Министерства образования и науки РМЭ вручено А.В.Гордеевой, учителю географии Карайской школы, подготовившему призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2017-2018 учебном году.
Ряд педагогов наградили Почетными грамотами администрации Волжского муниципального района: воспитатели – Е.В.Кошаева (ДОУ №6), Л.К.Зеничева (ДОУ №9); Л.И.Элембаева (ДОУ №5), машинист по стирке белья и ремонту одежды ДОУ №9 Д.Орешникова, завхоз ДОУ №3 с.Сотнур Р.А.Егорова, учитель английского языка Петъяльской СОШ О.В.Максимова, учитель истории и обществознания Большекарамасской СОШ В.Н.Петрова, заведующая канцелярией Большекарамасской СОШ Е.М.Александрова.
Почетной грамотой Отдела образования администрации Волжского района награждены: воспитатели – Д.Ю. Макарова, И.Л. Николаева (ДОУ №6), И.В.Александрова (ДОУ №17 "Ягодка" с.Новые Параты), Н.О.Покровская (ДОУ №3), музыкальный руководитель ДОУ №9 Л.А. Петрова, инструктор по физической культуре ДОУ №5 Н.С. Семенова, учитель русского языка и литературы Петъяльской СОШ И.Г. Леонтьева, младший воспитатель ДОУ №17"Ягодка" с.Новые Параты Л.А.Купорова, учитель физики Петъяльской СОШ В.И. Смирнов, педагог-психолог Помарской СОШ В.Ю. Христова, младший воспитатель дошкольной группы Карайской СОШ В.Н. Васильева, техслужащая Большекарамасской СОШ Г.И. Федорова, лаборант Большепаратской СОШ Л.А. Ботнарь, старший повар Большекарамасской СОШ М.А.Гаврилова, повар ДОУ №17 Н.Н. Чернова.
Грамотой Марийского института образования награждены: начальник ИМЦ отдела образования Р.В. Тихомирова, директор Дома детского творчества А.М. Яндимирова, директор Карайской СОШ Л.А. Сергеева, музыкальный руководитель ДОУ № 17 И.Ю.Леонтьева, старший воспитатель ДОУ №1 С.Г. Кудрявцева, учитель начальных классов Петъяльской школы С.Г. Никифорова, учитель русского языка и литературы Приволжской СОШ И.А.Русакова.
По итогам районного смотра-конкурса пришкольных, учебно-опытных участков были отмечены грамотами за 1 место Петъяльская СОШ, Большекарамасская СОШ – 2 место, Обшиярская ООШ – 3 место. В фойе актового зала была представлена выставка композиций из цветов и природного материала "Красота спасет мир", посвященная Году волонтера. Среди школ 1 место было присуждено Петъяльской СОШ, 2 место – Помарской СОШ, 3 место – Большепаратской СОШ и Обшиярской ООШ. Среди ДОУ лучшей признана цветочная композиция ДОУ № 4 "Вис-вис" д. Полевая. 2 место занял ДОУ № 5 с. Эмеково и 3 место поделили ДОУ №6 и ДОУ №2 п. Приволжский.
Награждение завершилось выступлением танцевального коллектива воспитанников ДОУ №6. После пленарного заседания работа была продолжена на дискуссионных площадках по восьми направлениям, где состоялось обсуждение актуальных проблем в системе профильного обучения, уровня профессионализма, этнокультурного образования и др.