В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи. Дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего детства помогала ей по-настоящему: накрывала на стол, мыла посуду. Постепенно ее обязанности усложняются – она учится покупать продукты, убирать квартиру, готовить, вязать, шить. Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу по дому. Его пример очень важен для детей. Отец может научить сыновей пользоваться инструментами, пилить, строгать. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.
Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни. Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без "помощи" ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Отойди, я сама". Ни в коем случае! Если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее. Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. Родители хотят, чтобы детям жилось лучше, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится. Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом - надежная гарантия того, что он не станет никчемным человеком.
Многие согласятся с тем, что раньше и в школе и семье уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей. Летом дети помогали колхозу готовить сено, осенью – целый месяц школьники были заняты уборкой картофеля, зимой собирали золу, макулатуру.
Почти каждый школьник имел определенную работу и по дому. Зимой готовили щетки, метелки, прутики для плетения корзины, летом пасли коров, работали в огороде. И в тоже время успевали, и учится, и играть вдоволь: зимой катались на санках, бегали на лыжах, летом допоздна играли в волейбол, пионербол, лапту. Я никогда не видела, чтобы мои родители (царство им небесное) сидели без дела. Они оба до пенсии честно трудились в колхозе. Всю жизнь держали скотину, чтобы дети были и сыты и одеты. Этот пример родителей живёт во мне до сих пор.
На всю деревню был один телевизор, один домашний телефон. Родители детей не теряли, по сотовому телефону не искали, потому что дети все были заняты домашними делами. После трудового дня всей деревней прямо на улице смотрели художественный фильм. Все друг друга знали, дружили, ходили в гости, бескорыстно помогали.
Сейчас дети на улице не играют, колхозу не помогают, дома за них почти всё делают родители, только бы ребенок учился. Многие не понимают, что труд еще никого не испортил. Портит детей: лень, пустая трата времени около компьютера, малоподвижный образ жизни. Если раньше дети резвились на улице, сейчас висят на телефоне.
Поэтому в школе стараемся уделять большое внимание трудовому воспитанию школьников. Целью трудового воспитания в школе является: уважение к труду и людям труда, воспитание ответственности за результаты труда. Формы работы: это уроки труда, классные часы, дежурство по школе и столовой, уборка классных комнат, участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы, акции "Скворечник", "Кормушки", "Чистый двор – чистое село", "Забота". Организация дежурства способствует развитию чувства ответственности за поддержание уклада жизни школьного коллектива. Учащиеся школы в июне-августе работают на пришкольном участке, а в сентябре собираю то, что вырастили сами, активно участвуя в акции "Урожай собирай и на зиму запасай". На общешкольных родительских собраниях часто затрагиваем вопрос о трудовом воспитании в семье.
Важным направлением трудового воспитания является профориентационная работа. В 8-11 классах проводим мероприятия, посвящённые разнообразию профессий: индивидуальные беседы, как со старшеклассниками, так и с их родителями, встречи преподавателей ВУЗов, техникумов, колледжей, училищ с ребятами и их родителями. Старшеклассники выезжают на Дни открытых дверей в ВУЗы, СУЗы. И как результат ежедневной и кропотливой работы администрации и классных руководителей в этом году стало то, что из восьми выпускников семь поступили ВУЗ ( г.С-Петербург, г.Казани, г.Й-Ола). Хотя конечно, мы понимаем, что результат работы можно будет увидеть через несколько лет. Наши выпускники окончат учебные заведения, получат специальность и насколько успешными будут – это и будет показатель нашей работы.