Речь оказывает большое влияние на все стороны развития ребенка: как умственную деятельность, осведомленность и эрудированность, так и общее личностное развитие и благополучие. Одним из важных факторов успешности обучения в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому начинать заботиться об этом надо как можно раньше. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, — будто бы ребенок и сам постепенно овладеет правильным произношением, — глубоко ошибочно. Этот процесс часто происходит самотеком, и поэтому многие дети дошкольного возраста (а зачастую — и школьного) имеют недостатки произношения. Так, по результатам логопедических исследований последних лет количество детей с дефектами речи, в том числе и нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. А в норме к пяти годам ребенок должен произносить все звуки русского языка.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии. Дефекты произношения, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки сами собой не исправляются, и мы зачастую слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых. Компенсировать такие дефекты может помочь только квалифицированный специалист. И эти проблемы преодолимы, если помощь будут оказывать согласованно и учителя, и родители, и логопед.
Процесс исправления недостатков произношения довольно длительный — зачастую несколько месяцев, а в некоторых случаях и больше, в особенности — закрепление звукопроизношения в общем речевом потоке. Но хочется подчеркнуть, что даже во взрослом возрасте это возможно, несмотря на большую сложность, при желании и серьезных усилиях.
В последнее время родители стараются, чтобы ребенок как можно раньше узнал буквы, читал, хотя, с психологической точки зрения, чрезмерно раннее (до пяти с половиной лет) обучение знакам (буквам, цифрам, нотам и другим) препятствует развитию важнейших психологических функций для дошколят. И потом эти функции уже не получают необходимого развития (образное, творческое мышление, тактильно-сенсорное восприятие и эмоциональная сфера). В дошкольном возрасте важно научить ребенка слышать и хорошо произносить звуки: "с‑с‑с" — песенка водички (ручейка), "м‑м‑м" — мычит корова и так далее — со всеми звуками. После того, как ребенок научится хорошо и четко произносить все согласные звуки изолированно (отдельно), важно закреплять их произношение в речи, начиная со слогов ("со-со-со — катится колесо", "ос-ос-ос — вот насос" и так далее) и заканчивая словосочетаниями и предложениями, а также небольшими произведениями (чистоговорки, стишки, потешки и другие). При этом нельзя закреплять произношение тех звуков, которые еще не сформировались у ребенка. Особенно осторожными необходимо быть в отношении звука "р". Часто родители считают, что это очень хороший показатель, когда ребенок рано говорит этот довольно трудный звук. И они настойчиво заставляют ребенка: "скажи "рыба". Ребенок, у которого не выработаны полноценные движения и определенные положения речевых органов, говорит неправильно, формируется так называемое горловое ("французское") или боковое произношение "р". И потом переучить и научить ребенка правильному произношению — работа очень долгая и кропотливая, сложная для ребенка.
Уже приблизительно после пяти с половиной лет (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка) необходимо начинать подготовку детей к обучению грамоте. Дошкольники изучают звуки, учатся их дифференцировать (отделять и различать). Различают гласные, согласные звуки (твердые и мягкие), учатся составлять схемы слов, обозначая звуки квадратиками определенного цвета (гласные — красными, согласные твердые — синими, мягкие — зелеными). Производят звукобуквенный анализ простых слов (пишут или устно называют звуки — первый, второй, третий). При этом можно уже и показывать буквы, поясняя, что буквы мы пишем и читаем, а звуки — слышим и произносим. Звуки живут в буковках. Хочется отметить, что здесь тоже важно знать особенности этой работы. И по этим вопросам всегда можно обратиться к педагогам детского сада, школы, специалистам нашего центра.
Хочется напомнить родителям, что правильное и четкое произношение всех звуков, составляющих фонетическую систему языка (как отдельно, так и в общем речевом потоке), формируется благодаря хорошей подвижности и развитости органов артикуляционного аппарата. Необходимо, чтобы эти органы — язык, губы, щеки, мягкое небо — были сильными, упругими, подвижными. Именно с этого необходимо начинать развитие речи ребенка, с самого раннего возраста (уже более целенаправленно и полноценно — с полутора-двух лет). Кроме того, развитие подвижности артикуляционного аппарата способствует активизации деятельности клеток головного мозга, всех его центров, и в особенности — речевого.
Артикуляционные упражнения подбираются по комплексам: для постановки различных типов звуков — свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, щ, ч), сонорных (л, м, н, р).
Предлагаю упражнения для подготовки к произнесению сонорных звуков.
В особенности они необходимы детям, которые вместо звука "л" произносят "в" (не "ложка", а "вошка"). Каждое упражнение необходимо выполнять примерно по пять-шесть секунд. При этом нужно создать игровую атмосферу с ребенком, сказать, что сейчас мы поиграем и пошалим с нашими губками-воротцами, перед ребенком расположить картинку с соответствующим изображением показа упражнения (нарисовать, распечатать или включить картинку прямо из интернета). Упражнения хорошо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения и контролировать их.
"Часики". Надо приоткрыть рот ("воротца"), улыбнуться (растянуть губы в улыбку). Сделать язычок узеньким и совершать им движения попеременно то к правому, то к левому уголкам рта. Нижняя часть рта при этом неподвижна. Можно добавить: "Как тикают часики: "тик — так!", "тик-так!".
Тик-так, тик-так! -
Ходят часики вот так.
День и ночь они не спят,
Все стучат, стучат, стучат.
"Змейка". Открыть рот ("воротца") широко. Узкий язычок сильно выдвигать вперед и убирать в глубь рта. ("Змейка быстрая, убегает ловко").
"Качели". Приоткрыть рот. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Вверх язык мы поднимаем –
На качелях всех катаем.
Опускаем язычок.
Ну-ка повтори, дружок!
"Спрячь конфетку". Рот закрыть. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.
"Почистить зубы". Рот закрыт. Круговыми движениями языка проводить между зубами и губами.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Способы образования правильного звука "р".
Подготавливают артикуляционный аппарат к его произношению так: с помощью быстрого, активного произношения звуков "д‑д‑д" ("дятел долбит"), а также слогов "да-да-да", "ды-ды-ды". При этом достаточно широко открыть рот (чтобы язычок был, как натянутая струна, кверху (небу — "бугорочку" за верхними зубками-воротцами). Одновременно нужно чистым пальцем или кончиком логопедического шпателя быстро и активно проводить по нижней стороне языка ("заводить моторчик"). При произнесении звука "д" и слогов с ним язык направлен кверху и его нижняя часть — немного снаружи, и она доступна для такого воздействия. И таким образом вызывая вибрацию, можно получить звук "р". Но с этим, конечно же, лучше обратиться за помощью к логопеду.
Надеюсь, эта консультация поможет вам понять, как лучше преодолеть недостатки произношения детей, сделать их речь более четкой и правильной.