30 октября в Москве во Всероссийском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.Лихачёва (Институт Наследия) прошла юбилейная Всероссийская конференция, посвящённая 350-летию со для рождения последней русской царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной. Министр культуры Калужской области П.А. Суслов и Глава администрации Мещовского района В.Г. Поляков направили в адрес конференции приветственные слова, которые огласила присутствовавшая на ней заместитель Главы администрации МР "Мещовский район" Н.А. Аношкина, возглавившая мещовскую делегацию.
Самый представительный отряд докладчиков –
посланцы земли Калужской
Отрадно, что первое такого рода событие творилось с весомым участием представителей нашего региона. С докладами и сообщениями выступали В.А. Абакулов, хранитель фондов Калужского объединённого музея-заповедника, с документальным повествованием об истории с. Серебряно; Л.А Бацанова, главный архивист Госархива Калужской области, с обзором документов ГАКО о дворянском роде Лопухиных; монахиня Феофания (Евдокимова), настоятельница Свято-Успенского скита с. Серебряно, с рассказом о конкретных фактах молитвенной помощи Царицы в строительстве новоустроенного монастыря на её малой родине; Н.А. Мелюченкова, директор Музея Трёх Цариц в Мещовске, с презентацией работы музея в части сохранения исторической памяти об опальной государыне; И. Кукулеску, воспитанник кружка юных краеведов при данном музее, с результатами своих краеведческих исследований по истории Успенского храма в с. Серебряно.
В программу конференции было внесено 26 докладов и сообщений из десяти регионов, где Царица жила, бывала, благотворила, несла то или иное послушание… Состав участников конференции – представители рода Лопухиных из числа наших соотечественников, учёные-историки, музейные работники, священники, монашествующие, архивисты, библиотекари, посланцы от общественных организаций, студенты…
В Палатах Аверкия Кириллова
В основе содержания представленных докладов - жизнь и судьба Царицы, включенная в широкий культурно-исторический и родовой контекст: эпоха, окружение, ключевые личности в родовом наследии, а также памятные места, связанные с именем царственной инокини Елены (имя Царицы в постриге), память о ней в музейных и архивных коллекциях.
Князь Вадим Олегович Лопухин передал благодарность организаторам конференции от представителей рода Лопухиных, находящихся в рассеянии за рубежом, и отметил символичность её проведения в стенах Палат Аверкия Кириллова. Царица вполне могла бывать в этих местах – её отец и дяди служили с Кирилловым в одних приказах. "Прошло более 300 лет, - сказал князь, - а память народная сохраняет тёплое, глубокое, почтительное отношение к Царице. Особо важно, что сюда сегодня прибыли представители научной и музейной общественности из разных регионов, которые так или иначе ассоциируют себя с именем Государыни, дабы подчеркнуть, что в нашей истории ничего не исчезает бесследно…".
"Вернуть Лопухину народному сознанию, как вернули
царя Николая II…"
Перед нами стоит благородная цель – восстановить историческую справедливость по отношению к последней неиноземной правительнице Руси. Личности, овеянной мифами. Ведь, что греха таить, долгое время роль Лопухиной в отечественной истории, мягко говоря, недооценивалась, а то и замалчивалась. Председатель правления Женского православного патриотического общества, учёный-историк Г.В. Ананьина, инициатор установки памятников царицам Евдокиям на Мещовской земле, коротко и ясно обозначила первоочередную задачу: "Надо вернуть Лопухину народному сознанию, как вернули царя Николая II, царицу Александру, Великую княгиню Елизавету Фёдоровну…".
И это возвращение началось почти 15 лет назад выходом в свет увесистой книги Б. Краевского "Лопухины в истории Отечества", написанной на основе 20-летних архивных изысканий автора и князя Вадима Олеговича Лопухина. Вскоре эстафету в этом ключе подхватила наша Романовская конференция "У истоков Российской государственности", особенно в последние годы, докладами старшего научного сотрудника Института Наследия, кандидата культурологии Д.Я Романовой, теперь ещё и куратора юбилейной конференции, посвящённой Е.Ф.Лопухиной. В своём вступительном слове она отметила значимость восстановления исторической справедливости по отношению к Евдокии Лопухиной, последней не иноземной Царицы на Русском престоле, а также рассказала о ней как о благотворительнице.
Культурный код рода Лопухиных
Дарья Яковлевна отметила благотворение как фамильную традицию, а также выделила основные нравственно-этические принципы, исповедуемые родом Лопухиных:
1. Реализация своих способностей и талантов через служение Отечеству, независимо от поприща.
2. Забота о сохранении положительной репутации рода.
3. Храмоздательством, строительством и благотворительностью занимались скромно и не нарочито, заботясь, в первую очередь, о спасении души.
4. Помня о сложных, иногда трагических, судьбах некоторых своих сородичей, были заботливы и благорассудны по отношению к своим крестьянам и нижним чинам по службе.
5. Умение чувствовать потребности эпохи, нужды государства и общества.
Рождение монастыря на малой родине царицы-инокини
Царица возвращается к нам самим фактом появления никогда ранее не существовавшей обители на её малой родине в с. Серебряно. Не прошло и пятнадцати лет с тех пор, как в поисках места под женский монастырь пришла в Мещовск Ирина Тимофеевна Рыбакова, а "тело" будущей, надеемся, славной монашеской обители уже приобрело свои очертания молитвенным попечением Царственной инокини, о чём есть конкретные свидетельства. И ведь на конференцию преемница почившей Рыбаковой мать Феофания приехала не одна, а … в сопровождении Царицы!
Точнее, с изумительной красоты большим портретом Царственной инокини с книгой в руках. Этот шедевр уютно разместился рядом с президиумом. Царица словно взирала на всех присутствующих и по-матерински благословляла выступающих. Талантливая работа принадлежит кисти московского художника Сергея Николаевича Манаева, имеющего дачу в мещовском селе Лаптево. Несколько лет тому назад Сергей Николаевич крепко подружился с Серебрянской общиной и бескорыстно служит своим дарованием Господу на этом месте: пишет иконы для Успенского храма, а картины - в подарок монашеской общине.
"А вы уверены, что расследование было беспристрастным?"
К возвращению доброго имени Евдокии Лопухиной творчески подходит Музей Трёх цариц. В его экспозиции оборудован интерьер кельи инокини Елены с восковой скульптурой, настолько искусной, что некоторые посетители в простоте сердца пытаются даже с ней поздороваться. Рассказ экскурсовода строится как на основе научных историографических материалов, так и с использованием сведений, предоставленных Вадимом Олеговичем. Эпизод из музейных будней: заехала сюда группа преподавателей из обнинских вузов. Не успел экскурсовод закончить рассказ о царице, как нашёлся категоричный оппонент, настаивавший на факте прелюбодеяния С. Глебова с Лопухиной, якобы доказанном следствием.
– А вы уверены, что расследование было беспристрастным? – не смутившись, парировала Н.А. Мелюченкова.
– Нет, не уверен, - последовал ответ.
– Как вы считаете, версия Вадима Олеговича Лопухина имеет право на существование?
–Да, - вынужден был согласиться гость.
– Так вот, эта версия нам нравится больше, - деликатно "потушила пожар" Наталья Александровна.
Можно рассказывать и о других достойных усилиях наших музейных работников в деле сохранения исторической памяти о Царице, но здесь мне бы хотелось продолжить предыдущую мысль словами участника юбилейной Лопухинской конференции, выступавшего на ней следом за Мелюченковой.
"Нам, верхотурцам, импонирует героизм Степана Глебова"
Это Николай Николаевич Новиченков, директор Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Знаете, что он сказал? Вчитайтесь: "Подозреваю, что переписка Глебова и Лопухиной - из разряда подмётных писем. Нам, верхотурцам, импонирует героизм Степана Глебова. Несмотря на жестокие пытки, перед лицом лютой смерти (был посажен на кол) он не признал предъявленных ему обвинений, ничем не опорочил царственную инокиню Елену. Во многом благодаря этому Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства Царицы с изъятием всех порочащих её документов".
Позиция верхотурцев всем нам пример. Хотя Царица, стоит подчеркнуть, не жила в Верхотурье - там воеводой служил её отец. Правда, Лопухина оставила там свой добрый след, пожертвовав один из колоколов великолепному Троицкому собору, который ныне является визитной карточкой славного уральского города.
К сожалению, сегодня определилась целая группа "жёлтых" историков, специализирующихся на очернительстве правителей Руси. Именно такие господа не дают покоя Царице и за гробом, сбивая с толку людей, несведущих в истории. Нам следует выработать иммунитет против действий папарацци от науки, понимая, что это их способ существования. Всего-то навсего!
Ныробский узник - мученик-предтеча царского
Дома Романовых
Династия Романовых, заложившая основы России как великой державы, много претерпела от гонителей и клеветников ещё до своего воцарения. Достаточно вспомнить времена правления Бориса Годунова, его притеснения, учинённые братьям Романовым, в которых царь Борис видел опасных соперников. Особенно страшная участь выпала на долю Михаила Никитича, вошедшего в историю под названием "ныробский узник". Ныроб-северная точка Пермского края, дальше которой уже не было никакой цивилизации. И вот в эту глушь был сослан 40-летний бравый красавец. Спущен в ров и закован пудовыми цепями. Через год пленник, страдая от стужи, голода, изъеденный паразитами и собственными нечистотами, превратился в дряхлого старика, с уст которого не сходила непрестанная молитва. Обезумевшая стража прикончила страдальца, в котором местные жители чувствовали святого человека. Вскоре на месте мучений Михаила стали происходить чудеса исцелений, позже здесь выстроили красивый храм, а сам Ныроб стал местом паломничества.
Надо полагать, Господь призрел на Михаила как на жертву, неимоверными страданиями очистившую свой род для будущего великого царского служения. Император Николай II не успел канонизировать своего пращура – помешала революция.
В чём-то мученичество Михаила Никитича перекликается с мученичеством Лопухиной, длившемся почти половину её жизни. И не случайно Галина Ананьина здесь же на конференции преподнесла в дар Музею трёх цариц прекрасный живописный портрет мученика Михаила до его заточения (на снимке). Видимо, чтобы научались мы библейскому подходу в осмыслении истории Отечества, которая предполагает и благодарность потомков.
Устами современного театра
Благодарная народная память как раз живёт в различных видах человеческого творчества: в картинах, в скульптурных изваяниях, песнях, былинах, стихах, в фильмах, театральных постановках… Известно до десятка песен и сказаний, сложенных, например, об опальной Государыне, выпускались даже грампластинки с их записями. А теперь уже и современный театр обратился к образу Царицы. Об этом на конференции рассказала режиссёр и актриса Любовь Толкалина. В этом году она создала свой театр "Собор" в бывшей Лопухинской усадьбе, больше известной как палаты Мазепы. Дебют театра начали с посвящения месту. Вместе с профессиональным историком Толкалина изучила биографию Лопухиной и была потрясена её судьбой. Спектакль "Последняя русская царица" был высоко оценен князем Вадимом Олеговичем, при всём его настороженном отношении к современному театральному искусству. Эту пронзительную постановку ждут уже в разных регионах России. Пользуясь случаем, Н.А. Аношкина пригласила труппу "Собора" в Мещовск для участия в культурной программе грядущей Романовской конференции.
Николо-Радовицы и Лопухины: славное продолжение
Приятнейшим подарком для нас было неформальное знакомство с потомками Лопухиных: с художницей, членом ассоциации художников Дворянского собрания Натальей Владимировной, которая создаёт романтические гобелены, пишет портреты и натюрморты русской усадебной тематики, и её родной сестрой Еленой Андрейчук, выступавшей на конференции с докладом от Николо-Радовицкого монастыря, что в Подмосковье. Многие наслышаны о том, что Николай Чудотворец является покровителем рода Лопухиных. А Елена Владимировна своим выступлением ответила на вопрос, каким образом возникло это покровительство.
Началось с того, что в древности в Радовицкой пустыни из яблони был вырезан образ святителя Николая, очень похожий на Можайский. От него вскоре лавиной пошли чудеса, особенно много исцелений, порой до четырёх случаев в день. Пётр I приписал распространяющуюся молву о действиях святыни народному суеверию и в целях прекращения их умножения изъял образ и заточил его в палаты Священного Синода. Никакие челобитные настоятеля архимандрита Гедеона в расчёт не принимались - Пётр был неумолим. Даже после его смерти никто не отваживался нарушить государеву волю. Обитель стала оскудевать. Но вот обрела свободу отвергнутая супруга первого императора и вызволила Николин образ сначала в Новодевичий монастырь, а уж оттуда его несли торжественно на руках при большом стечении народа в Радовицкий монастырь. В Радовицах святыня пребывала до смутных времён ХХ века.
В 2009 г. святыня вновь вернулась домой. И снова Николая Чудотворца торжественно на руках при большом стечении народа несли в родную обитель. "И разве не чудо, что я, урождённая Лопухина, в 1992 г. по промыслу Божию оказалась в 180 км от дома на развалинах Николо-Радовицкого монастыря? На моих глазах произошло его восстановление стараниями игумена Августина, из его уст я впервые услышала историю монастыря и резной святыни, связанной с историей рода Лопухиных, увидела вернувшийся в очередной раз в родную обитель чудотворный образ святителя Николая и, наконец, ныне стою перед вами посланником от монастыря?" Что тут скажешь – остаётся только замереть в немом восторге от благости Божией.
Невозможное возможно, когда человек с Богом
Как часто задуманное нами премудро поправляет Бог. Так и на конференции: предполагалось завершить её программу выступлением сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Е.В.Веселовой "Сходство биографий царицы Евдокии Фёдоровны с пострадавшими византийскими императрицами". Лично у меня к этой теме жгучий интерес. Но не случилось! Завершил работу конференции протоиерей Константин Алесенко, ответственный секретарь Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами. Под конец все дико устали от изобилия информации и духоты, что-то уже слушали в пол уха, а тут – ловили каждое слово батюшки. "Судьбы Божии. Судьба Царицы". Богословское осмысление ключевой темы. И так же, как многие после прочтения вышеупомянутой книги Краевского, отец Константин ахнул: "Как? 28 лет провести фактически в заточении, в тяжёлых условиях, в последние два года – вообще в Шлиссельбургской крепости, где охрана даже была не в курсе, кого она стережёт? Пережив разлуку с малолетним сыном, его тяжёлую смерть, допросы, полную оставленность и при этом не сойти с ума, не впасть в отчаяние, в ожесточение, остаться в здравом уме и благожелательном отношении к окружающим? Как это было возможно?
Это возможно тогда, когда человек не одинок – когда он с Богом".
А мы с Богом, когда сердце очищено от страстей и легко струится из него молитва. Удел святых людей. После освобождения от темничных уз у царицы был выбор: Верховный тайный Совет по смерти её внука Петра II предложил опальной государыне взойти на царский престол как единственной его законной наследнице. И что царица? Сопротивляясь всеми силами души вынужденному монашеству в молодые годы, на склоне лет она выбирает его добровольно, объясняя свой отказ от короны словами, которые мы вынесли в заголовок.
Нина ГЕОРГИЕВСКАЯ.