Как обычно, за несколько дней до церковного праздника мы начинаем к нему готовиться. Если мы читаем Евангелие дома, которое Церковь предлагает нам на каждый день года, то мы можем заметить, что эти чтения - слова Христа так или иначе говорят о сошествии Святого Духа: пошлю вам Утешителя (ср. Ин. 15, 26), приидет Он, Дух Истины (Ин. 16, 13).
С древних времен на Пятидесятницу дома и храмы украшаются ветками деревьев и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви. Он связан с явлением Троицы праотцу Аврааму, ведь этот патриарх принимал Странников под сенью дуба. А еще зеленые ветки — это знак весны, весны духовной, весны обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения с Богом. Живые листья и цветы — символ жизни — в честь Жизни Подателя.
Как может воспринимать этот чудесный обычай ребенок, наверное, никто не расскажет лучше Ивана Шмелева. Вот что он пишет о том, как украшали к Троице дома:
"Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
…Все нарядны, в легких и светлых платьях. На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей".
А вот еще о храме:
"Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Не видно певчих и крылосов — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом.
…Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад…Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой.
…Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая — именинница сегодня". И дома, и в храме — всё — Троица.
Будем же помнить: об Аврааме, который принимал под дубом Мамврийским Странников. О том, что две тысячи лет назад родилась наша Церковь, и мы — внутри этой Церкви, часть этой Церкви. О том, что образ Пресвятой Троицы — это не только недосягаемая и непостижимая тайна, но и образ, икона-путеводитель для нас. Образ любви. Образ иерархии и послушания. И все это вместе. Образ соединения разных — в неразъединимое единое. Образ единодушия, в котором никакой разрыв, никакой разлад, никакой раздор невозможен. Тот образ, который направляет и определяет все наше общение (Kοινωνία — причастие) друг с другом, наше отношение друг ко другу.
Недаром наша Церковь, та самая, которая сегодня именинница, на каждой Литургии возглашает: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную".
Обратимся же с любовью к Богу Духу Святому и помолимся словами церковной молитвы: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь".
По материалам православных сайтов.