ОБ ОСНАЩЕНИИ МЕЩОВСКОЙ средней общеобразовательной школы новейшими цифровыми технологиями согласно проектам, действующим в рамках национального проекта Российской Федерации "Образование", я собиралась написать ещё полтора месяца тому назад. Встретилась с директором школы Вероникой Викторовной Архиповой, которая дала мне подробное интервью. От подготовки его к публикации меня удержали тогда не столько моя журналистская дотошность и недавняя работа над очерком, где я приводила мнения нейробиологов о полезности чтения книг для формирующегося детского мозга в противовес пагубному воздействию на него гаджетов, – сколько опубликованное 30 декабря 2020 г. в газете "Калужский перекрёсток" Открытое письмо региональной общественной организации "Родительское движение" губернатору Калужской области В. В. Шапше (копия письма была отправлена министру образования и науки Калужской области А.С. Аникееву). В нём авторы просили защитить их детей и "русское классическое образование", указывая на то, что постановление правительства № 2040 "О проведении эксперимента (выделено мной. – О. Ш.) по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС)" было принято вопреки крайне негативному мнению учёных, врачей, учителей, а также волеизъявлению родителей. "Родительское движение", ещё до принятия этого постановления, собрав 2200 подписей, отправило обращение калужскому губернатору, а также председателю правительства М.В. Мишустину, министру А. С. Аникееву, ряду заведующих отделами образования различных муниципалитетов Калужской области. В открытом письме авторы писали, что позиция общественности была проигнорирована вышеназванными чиновниками. Далее цитирую: "С сентября 2020 г., несмотря на то, что постановление ещё не было подписано, без предварительного информирования родителей и лишней огласки в школы области стали внедрять ЦОС. Родители начали писать отказы от обучения их детей с использованием цифровых платформ, тем самым давая директорам школ нашей области законные основания для отказа от участия в эксперименте. Ситуация настолько обострилась, что заставила граждан проводить одиночные пикеты, а также записать видеообращение к президенту России".
Требование, по их словам, до сих пор не услышано. "Родительское движение" Калужской области отмечает в письме главное: "Любому эксперименту должны предшествовать длительные исследования с целью обоснования его необходимости и безопасности. Этого сделано не было".
Тогда и сейчас
КТО БЫ ВЫ НИ БЫЛИ, читающий эти строки: мама или папа, дедушка или бабушка своего ребёнка, заранее прошу Вас простить меня за то, что буду писать о цифровом школьном образовании, так сказать, "шиворот навыворот, задом наперёд". Согласно логике, надлежало бы начать с того, какое цифровое оборудование получила Мещовская средняя школа, в каком количестве и чему на нём обучаются школьники. Но позвольте мне до поры до времени не тревожить эти умные машины, с помощью которых школа входит, по сути, в новое образовательное измерение, имеющее как своих сторонников, так и противников. И поскольку тема эта действительно сложная, резонансная – трудно определиться, за какую ниточку вначале потянуть. Поэтому, будучи гуманитарием от природы, я потянула за ту из нашего разговора с В. В. Архиповой, которая мне по-человечески ближе. А поскольку автор этих строк ещё и поэт-лирик – простите мне небольшое лирическое вступление…
…Наблюдая за современными детьми всех возрастов с непременными гаджетами в руках, не могу не признаться: "Не завидую теперешним родителям!". Как мать я застала ещё школьные времена моей дочери, когда она не была искушена всеми прелестями виртуального мира. Придя из школы, бросив ранец в прихожей и наскоро поев, убегала с соседской ребятнёй: зимой – на снежную горку, весной и осенью – в парк, на речку. Образ жизни четырнадцатилетней девочки резко поменялся с того времени, как в доме появился компьютер. Живой реальный мир для неё вдруг померк, стал малоинтересен, а тот, что светился внутри экрана, манил к себе, подобно наркотику. Не буду описывать, как в течение целого года мы вместе с ней боролись с её игровой зависимостью… Слава Богу, теперь это далеко в прошлом!
…Как и все мои сверстники, я росла во времена классического школьного детства. Как строился наш день? Подъём в школу – учёба – послеобеденная беготня на улице – вечером подготовка уроков – немного почитать на ночь и крепкий безмятежный сон.
Разве кто-нибудь из нас жаловался на здоровье? Кроме гриппа и ангины мы ничем не болели. Усталость вообще была нам неведома. С одноклассницей мы каждый день ходили в поселковую школу за 2, 5 км и обратно.
– В нашем маленьком городе детей массово возят в школу,– признаётся мне Вероника Викторовна Архипова, – У нас теперь считается, что если ребёнок идёт на занятия откуда-нибудь издалека, он совершает подвиг. А Вы видели наших детей?
Честно говоря, всех не видела, не успела.
– А Вы посмотрите. В нашей школе очень много детей с ожирением. Они много времени проводят с телефонами. Сидят и едят… Сидят, как правило, согнувшись, оттого у многих проблемы со зрением (близорукость) и осанкой.
Эти и другие болезни диагностированы в ходе последнего медицинского осмотра. У нынешних детей, подчёркивает Вероника Викторовна, значительно хуже здоровье, чем у детей их возраста двадцать лет назад. Ребята стали физически слабыми, за исключением тех, кто целенаправленно занимается спортом.
Догадайся, читатель, какой сегодня самый "страшный" предмет для учащихся Мещовской средней школы? Правильно: физическая культура! Ввиду школьной гиподинамии государство добавило детям ещё один час физкультуры и, конечно, физруки на уроках учат их и бегать, и прыгать… Но можете ли вы поверить в то, что семилетний новичок-первачок не умеет… бегать??
– Представьте себе мой ужас, когда я стала свидетельницей такой картины в спортзале: на одном из самых первых уроков физкультуры после команды учителя пробежать друг за другом один круг – семеро (!!) детей из класса не понимали, что от них требуется… Все побежали, а они … пошли пешком. Нет, они расслышали команду учителя и значение слова поняли. Не понятно им было только одно: "А бежать – это КАК?".
– А Вы пройдитесь по коридорам на перемене. Много ли детей сейчас по ним бегает?
Я тут же вспомнила свои визиты в эту школу восьмилетней давности. Дети носились по лестницам так, что едва с ног не сбивали. И это нормально! Я помню, как у нас в школе на переменах ставили дежурных следить за порядком.
– Теперь на переменах они сидят в гаджетах. Общаются друг с другом с их помощью или играют в скаченные игры…
Отношение к телефонам в школе у родителей диаметрально противоположное. Подавляющее меньшинство (!) считает, что в школу их брать не надо. Но основная часть категорически – за! Дескать, ребёнок должен быть в зоне родительского контроля. Есть даже такие мамы и папы, которые считают в порядке вещей позвонить своему чаду во время урока. Гаджеты, как правило, у школьников дорогостоящие. Они их часто теряют, плачут, потом заявляют в полицию… В общем, по мнению Вероники Викторовны, от них одни проблемы, лучше бы оставляли их дома. Особенно младшеклассники, которым запрещено пользоваться ими на уроках.
– Почему бы родителям не давать своим детям в школу дешёвые, кнопочные телефоны, без игр и интернета, исключительно с опцией голосового общения?
…Господи, думала я в тот день вечером, замирая над изумительными рассказами Фазиля Искандера о его довоенном детстве на берегу моря, – каких бы чудесных произведений лишилась русская литература, будь у этого любознательного, отчаянного мальчишки гаджет в кармане! А сколько ярких воспоминаний детства живёт в моей памяти, когда, придя из школы (и на всех каникулах) мы бесстрашно обживали все углы и закоулки окрестных территорий, набивая себе шишки на лбу и ссадины на теле, в кровь разбивая коленки (и ведь никому никогда не жаловались!), до посинения купались в реке…
– Сегодня многие родители скорее подарят своему ребёнку смартфон новой модели, чем велосипед. Езде на нём надо обучать, а гаджет он самостоятельно очень быстро освоит. Улица опасна, говорят они: ребёнок может с дерева упасть, повредить себе что-нибудь…
Да, мы явно стали жить на какой-то другой планете… Всю зиму я удивлялась тому, что великолепная снежная горка в горсаду (спуск к реке Турее) всю зиму сплошь пустует. Её так и не раскатала мещовская ребятня. А где она вообще, ребятня? Неужто вся после уроков занимается в центре "Воспитание", детской школе искусств, на секциях ФОКа? Конечно, неплохо, если это так. Но как же снежная горка без летящих с неё с визгом ребятишек?!
Я согласна с Вероникой Викторовной, что хотя родители много работают для материального обеспечения своих детей, они должны находить время для общения с ними, интересоваться их внутренним миром. Но, вспоминая своё детство, вижу, что и наши родители, в силу занятости, не очень-то в нас вникали. Просто было у нас перед нынешним поколением одно преимущество: внутренний мир наш созидался естественной средой обитания – лесом – речкой – травой и всякой живностью в них… Книгами и добрыми детскими фильмами. А главное – мы не знали смартфонов с выходом в интернет.
Оцифрованное поколение
СОВРЕМЕННЫЕ антропологи создали такую последовательность эволюции видов человека: на первой ступени – homo habilis (человек умелый), начавший использовать каменные орудия, на следующей был homo erectus (человек прямоходящий), затем появился человек современного типа homo sapiens (человек разумный). В информационном виртуальном мире возник новый подвид человека разумного: homo digital, т.е. человек цифровой.
…На встречу со мной в кабинет информатики, оснащённый по самому последнему слову цифровой техники (о которой позже, позже!) по просьбе учителя пришли несколько учеников-старшеклассников. Первое, что я у них спросила: в каком возрасте родители им дали осваивать гаджеты.
– В четыре-пять лет, – хором ответили ребята.
(Хорошо, что не в материнской утробе… – ужаснулась я про себя).
В компьютерах эти дети чувствуют себя, как рыба в воде, но вдобавок хотят расширить эти свои познания и умения не только на уроках информатики, но и на дополнительных занятиях с учителем Татьяной Саликовной Умновой, потому что в будущем видят себя специалистами в области цифровых технологий. По их мнениям, хорошее знание компьютера необходимо сегодня и тем из них, кто выберет профессию, например, врача или педагога, потому что цифровизация проникла буквально во все сферы деятельности человека.
Я спросила у ребят, не разучились ли они писать ручкой на бумаге, ведь, наверняка, всё время набирают текст на клавиатуре.
– Да, пишем мало. Печатать давно стало привычней и комфортней.
Они очень внимательно слушали, когда я объясняла им, что утрата навыков письма приводит к нарушению моторики и координации. Без ручного письма им будет сложнее формулировать свои мысли, ослабнет воображение. И, наконец, – прощай, орфография, пунктуация и грамматика, ведь в каждом гаджете и браузерах есть функция автоисправления. Не знаю, прислушались ли они к моим словам, или, как это было и с нами в их возрасте, "в одно ухо влетело…"? На уроках, особенно русского языка и литературы, они, конечно, пишут в тетрадях. Обязательны для них сочинения, эссе – от руки. А вот читают, по мнению учителя Натальи Петровны Матюшиной, мало. Чаще всего в тех семьях, где родители подают личный пример.
***.
На мой вопрос учащимся десятого класса (в котором оказались почти одни мальчики) – с какой сферой деятельности они хотели бы связать свою жизнь в будущем – они чуть ли не хором ответили: с информационными технологиями. На разговорном языке это означает, что ребята хотят стать айтишниками. По-русски говоря, компьютерщиками, чтобы заниматься всем, что связано со сбором, передачей и анализом цифровой информации, разработкой и использованием компьютерной техники и компьютерных программ. Сегодня профессии программистов, веб-дизайнеров, создателей сайтов, специалистов по ремонту компьютеров стали престижными, дефицитными и высокооплачиваемыми.
"В интернете есть всё", Или "жемчужины знаний"
У ВСЕХ РЕБЯТ этого класса (по их признаниям) дорогие смартфоны, с которыми они вообще никогда не расстаются, разве что на время сна, занятий спортом и в студиях дополнительного образования. Старшеклассникам в Мещовской школе разрешено пользоваться телефонами на уроках. По мнению Вероники Викторовны, это даже помогает учителю в процессе урока. Если, например, во время объяснения темы ученик встречается с непонятным словом, учитель, чтобы не отвлекаться от дальнейшего объяснения, может попросить его набрать слово в поисковике своего смартфона и меньше чем через минуту получить ответ на вопрос.
Я подумала: конечно, хорошо иметь всегда под рукой оцифрованный словарь. Без него уже и жизнь немыслима. Но плохо то, что у гаджетозависимого ребёнка возникает иллюзия знания. Одна десятиклассница в приватной беседе со мной сказала, что, благодаря интернету, сегодняшние дети могут в какой-то степени даже конкурировать с учителем в познаниях, ведь он не ходячая энциклопедия, а в интернете есть всё. Конечно, учитель не может обладать всей полнотой знаний. Но вопрос в том: что эта девочка вкладывает в понятие "знание". Не путает ли она его с поверхностной информацией? До истинных, глубоких знаний не так-то легко добраться. В доинтернетную эпоху школьнику, студенту, чтобы в чём-то разобраться, надо было очень тщательно изучить вопрос, прочитать книгу (и не одну) от начала до конца, чтобы "вынуть" из неё жемчужины идей, понятий, смыслов (о, как они драгоценны, эти самостоятельно, с трудом добытые жемчужины знаний!). Поколению homo digital информация даётся слишком легко и в разжёванном виде. Зачем мозгу напрягаться, если он знает, что его обладатель одним кликом, без труда "вынет рыбку из пруда"? Приведу один очень известный эксперимент, проведённый в 2017 г. американскими учёными. Полторы тысячи учащихся разделили на три группы с тем, чтобы они выполнили тесты на проверку памяти, внимания, сообразительности. Первую группу школьников попросили оставить свои телефоны за стенами класса. Второй группе разрешили держать их в кармане, а третьей – на столе, перед собой, перевернутыми экранами вниз. Результаты эксперимента были потрясающими: у детей, чьи телефоны находились за стенами класса – подвижный интеллект, или иными словами, сообразительность значительно возрастала. У тех же, кто просто видел перед собой телефон – сообразительная функция резко снижалась.
…Кстати, в некоторых странах использование мобильных телефонов на уроках запрещено; у нас же эта проблема не имеет законодательной базы вообще.
Современный учитель – это…
В ПЕРВУЮ НАШУ встречу с В. В. Архиповой (всего их было три) она выразила убеждение, что детей эпохи homo digital нельзя учить так, как учили нас. Я спросила: почему.
– Потому, что у нас появился конкурент: интернет, и стало сложнее быть для учеников непререкаемым авторитетом. Раньше учитель был единственным источником знаний, а теперь зачастую младшеклассник работает с информацией быстрее, чем его родители. Даже мы, учителя, иногда просим старшеклассников помочь нам в работе с информацией. Умение находить её очень быстро отличает их от нас. Они стали более критичны, чем были мы в их возрасте. Но и сегодня, как во все времена, авторитет учителя основан, прежде всего, на его профессионализме. Оставаясь носителем знаний, он должен ещё и обучать детей самостоятельному поиску информации, её верификации и применению. Современный учитель – этот тот, с кем ребёнок может формировать отношения, вступать в дискуссии и даже отстаивать свою точку зрения…
Да, в современной школе происходит переоценка и переосмысление работы педагога. Смещается акцент с личного (аналогового) взаимодействия на цифровое, интерактивное, при котором ученик и учитель взаимодействуют на равных. Задача учителя в условиях цифрового образования – не только дать ученикам качественные базовые знания своих предметов, но и показать им весь потенциал цифровых средств, которыми располагает школа. Вот, читатель, наконец-то мы приблизились к ним почти вплотную…
От ломаной мебели – до…
ВЕРОНИКА ВИКТОРОВНА провела для меня экскурсию по внутренним пространствам "Цифровой образовательной среды". И пока мы шли с ней по коридорам первого этажа, поднимались на второй, она не скрывала своих восторженных чувств: ей действительно очень приятно находиться в стенах, по сути, новой школы, где кроме общего капитального ремонта сделан и локальный. Школа и внешне стала неузнаваема, недаром приезжие люди спрашивают: "Это новостройка?". Понять руководителя не трудно. Учась в этой школе с первого класса и закончив её, работая в ней педагогом уже тридцать второй год, она была свидетелем тяжёлых времён 90-х годов, когда было очень трудно с финансированием. Одной из главных задач администрации было решить проблему нехватки учебников, накормить детей… В нулевые годы школа немного вздохнула, появилась возможность сменить хотя бы разваливающуюся мебель. Вероника Викторовна работает директором Мещовской средней школы уже тринадцатый год. В 2018-2019 годах в школе, как известно, был проведён капитальный ремонт: внешний и внутренний. Пережить его в условиях непрекращающегося учебного процесса было очень нелегко. Но школа справилась, доказав себе, району и области, что в ней работают люди надёжные, им можно доверять. Заслуженный авторитет школы, по мнению директора, сыграл отчасти свою роль в том, что в 2020 году из федерального и областного бюджетов ей были выделены деньги согласно проектам, действующим в рамках национального проекта Российской Федерации "Образование". Но не только авторитет администрации школы дал возможность для получения средств и оснащения. Исторически так сложилось, что Мещовская средняя – единственная крупная школа в районе. В ней учится больше половины всех наших детей. И потому выделенное оборудование не пришлось делить между двумя или тремя равномощными школами (которые есть в каждом районном центре Калужской области). Впрочем, цифровую технику по ряду федеральных проектов получили и другие школы Мещовского района: Кудринская, Серпейская, посёлок Молодёжный.
Так ли страшен ЦОС?
СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ проекту "Информационная инфрастуктура" Мещовская школа получила оборудование, которое было установлено прошлой весной, когда дети находились на дистанционном обучении в связи с пандемией. Сегодня в школе 16 внешних и 24 внутренних видеокамер наблюдения. У входа встречает так называемая система контролируемого доступа. Проще говоря – турникет. Проведён мобильный интернет и в каждой точке школы доступен вай-фай.
– Поскольку мы обучаем безопасному интернету, у нас заблокирован доступ к запрещённому контенту, в том числе социальным сетям, таким, как "Инстаграм", "Вконтакте", "Фейсбук" и другим.
– А что не блокируется?
– Весь образовательный портал: Московская электронная школа, Российская электронная школа, Яндекс-эфир и другие.
Мы вошли с Вероникой Викторовной в кабинет, именуемый "Цифровая образовательная среда" (сокращённо ЦОС) – да-да, то самое название, которое в сравнительно небольшом открытом письме "Родительского движения" упомянуто аж шесть раз…Я невольно напряглась и насторожилась… Да и как не насторожиться, когда против внедрения этой "среды" поставили 2200 подписей родители нашей области в обращении к М.В. Мишустину, СС. Кравцову, А.С. Аникееву? Как не напрячься, если эксперимент назван ими "антигуманным и бесчеловечным", поскольку он якобы "окончательно погубит русскую классическую школу и нанесёт непоправимый ущерб физическому и психическому здоровью детей"?
Прежде всего, выделенные деньги по этому проекту дали возможность школе сделать великолепный ремонт на втором этаже и обустроить три кабинета ЦОС, которые, по сути, не что иное, как кабинеты информатики для старших и начальных классов, но с новым названием и оборудованием.
…Мне очень понравился кабинет своей нестандартностью. Здесь всё иначе, чем в привычном классе. Необычное зонирование и дизайн стен, расстановка рабочих мест в виде "круглых столов", чтобы, занимаясь проектной деятельностью, ребятам было удобно общаться друг с другом. Да, на каждом столе ноутбук, но кого это сегодня пугает? По последним данным, родители проводят за ними не меньше времени на работе и дома, чем их дети. Но зато эти школьные машины имеют исключительно образовательную начинку, позволяющую научиться сложному проектированию, 3D моделированию и многим другим операциям. Без этих умений наши дети просто не смогут выжить в оцифрованном мире. Кабинетом ЦОС пользуются не только старшеклассники, здесь проходят учебную практику студенты Мещовского отделения Кировского педколледжа. Как повезло будущим учителям, что есть у них возможность научиться в нашей школе работе с интерактивной доской и мультимедийной панелью! А ведь это умение обязательно для компетентного педагога. Кстати, дорогущая панель – сенсорная. По сути – это огромный смартфон: два на полтора метра. Он может быть использован как компьютер и телевизор с выходом в интернет. Кроме перечисленных цифровых новинок школа получила 30 ноутбуков с продвинутыми программами, а также компьютеры для учителей, лазерное МФУ. Кабинет с удовольствием используют и другие учителя-предметники: физики, химики, литераторы, историки… В нём очень удобно провести организованную проектную работу, посмотреть фильм, провести классный час.
Столь же богатый по насыщенности "цифрой" кабинет информатики имеют и младшеклассники.
Кабинет ЦОС №2 для старших ребят имеет то же оборудование, что и первый, за исключением мультимедийной панели.
Согласно третьему проекту "Успех каждого ребёнка" школа получила оборудование в двух направлениях: компьютерный дизайн (для старшеклассников) и робототехника (для начальных классов).
Работе с графическими планшетами (причём, самыми продвинутыми) и отличным принтером на уроках внеурочного образования обучает старших ребят Т.С. Умнова. Они очень заинтересованы в этом, до позднего вечера засиживаясь в кабинете с учителем. И даже выпускают буклеты – собственную графическую продукцию.
Младшеклассники с удовольствием ходят на внеурочные занятия к Ольге Николаевне Беженару, где учатся решать задачи с помощью конструкторов программируемых роботов "Lego".
По мнению В.В. Архиповой, сегодня в Мещовской средней школе создана такая среда, где ребята могут научиться тому, что поможет им в дальнейшей учёбе в ВУЗах.
Кроме перечисленной новой техники, школа обеспечена тринадцатью интерактивными досками. Каждый учитель имеет рабочий ноутбук и мультимедийный проектор (всего их 30 штук).
…Далеко не каждая калужская школа может похвастаться цифровой техникой хотя бы одного из федеральных проектов, действующих в рамках национального проекта "Образование". Так что делайте вывод сами: "антигуманен и бесчеловечен" ли проект ЦОС…
А я поделюсь своим мнением
МОЖНО ЛИ ОПАСАТЬСЯ, что цифровая образовательная среда "окончательно погубит русскую классическую школу и нанесёт непоправимый ущерб физическому и психическому здоровью детей"? Никто не знает, как дело будет развиваться дальше, но сегодня я увидела, что Мещовская средняя школа довольно прочно стоит на базе "русской классической школы". Учителя младших классов ведут занятия с соблюдением всех требований СанПиНа. Дети обучаются за ноутбуками не более 15 минут в день. В остальное время используются традиционные бумажные учебники, тетради, ручки, деревянная доска, мел… Всё так же и в старших классах. В процессе обучения учителя придерживаются "золотой середины", чередуя работу с учебником, тетрадью, контурной картой, а компьютер используют лишь по мере необходимости. На внеурочных дополнительных занятиях по графическому дизайну старшеклассники, конечно, проводят за экранами больше времени. Но это их выбор.
Опасения, мне кажется, напрасны, пока наши учителя выкладываются по полной программе, отслеживают обратную связь со своими учениками, сами выставляют оценки, не препоручив это искусственному интеллекту.
…Когда наша экскурсия с Вероникой Викторовной по обновлённой школе завершилась, она сказала:
–Я глубоко убеждена, что вся эта блестящая инфраструктура, которую я Вам тут нахваливала – не главное в школе. Главное в ней – это люди. Это наш замечательный коллектив учителей, преемственность которых мы стараемся поддерживать. Это наши замечательные дети, с которыми мы совместно решаем все вопросы и задачи.
И – напоследок…
ПОСКОЛЬКУ МЫ ЖИВЁМ в новом мире информационных технологий и запретами, как знаем по опыту, ничего не решить, то нам не придумать ничего умней, как научиться снижать риски. В школах ставить фильтры на запрещённый контент, младшеклассников постараться убедить оставлять на время учёбы телефон дома или брать с собой кнопочный. Пора уже, кажется, заняться популяризацией цифровой гигиены по-настоящему.
В завершение этого очерка не то что бы в пику ЦОСу, а в качестве информации для размышления хочу привести известный факт, описанный в достаточно достоверном Сетевом источнике, о том, какое образование предпочитают давать своим детям "высоколобые" сотрудники Силиконовой долины – крупнейшего в мире технополиса, где сосредоточено большое количество предприятий, специализирующихся на разработке компьютерных и мобильных технологий, программного обеспечения. Оказывается, что те, кто придумывает и создаёт эти умные машины, стараются держать своих детей от них как можно дальше. В особой моде у них школа, построенная едва ли не на заре основания Соединённых Штатов Америки. Классы внутри имеют максимально старомодный вид: обычные, как в советское время, доски с цветными мелками, книжные полки, забитые самой разной литературой, деревянные парты, никаких планшетов вместо учебников и тетрадей. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, кисти, краски, бумажные азбуки и прочие учебники. И – ни одного гаджета. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.
Ольга ШИЛОВА.