Стало уже давней традицией проведение в школах Методических недель, чтобы поучиться у коллег, поделиться опытом. Такое мероприятие прошло в школе-интернате для слабовидящих детей. Тема поставлена очень важная: "Общение с детьми и взрослыми". Исходя из этой общей темы уже воспитатели подбирали самую актуальную для своей группы детей.
"Мы разные, но мы вместе" - так назывался час общения в 3 группе, который разработали воспитатели Татьяна Николаевна Кузютина и Татьяна Геннадьевна Захарова. Были поставлены задачи: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре других народов. В нашей большой стране, России, живут люди разных национальностей, живут единой семьёй, помогая друг другу. В нашей школе-интернате, как и во всём мире, люди разные. Все отличаются внешностью, привычками, характером, но живут все вместе. У нас общий дом – планета Земля, страна Россия, город Мещовск, школа-интернат. Вот и среди учащихся этой группы есть представители корейского и узбекского народов.
О традициях, культуре Кореи рассказал Лев Ким. Главная традиция его земляков уважение к старшим. С древних времён в стране существует особая система обращения друг к другу. Например, при рукопожатии первым подаёт руку старший! В школе дети обучаются с 9 утра до 6 вечера, а старшеклассники и до 10 вечера. Выдерживают такую нагрузку далеко не все.
С традициями и обычаями узбекского народа рассказал учащийся Сурожбек Курбанов. Гостеприимство узбекского народа – известная во всём мире черта жителей страны. Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием.
Родители Сурожбека живут в Жуковском районе, в школу он привез наряды своей мамы, которые она надевала в день свадьбы. Отведали дети и взрослые узбекскую самсу и пирожки с мясной начинкой. Всё это приготовила мама Сурожбека.
В конце часа общения воспитатели пожелали детям быть заботливыми, милосердными, правдивыми, бескорыстными. Ответом была песня: "Мы на свет родились, чтобы радостно жить!"
С малышами 1 группы воспитатели Валентина Николаевна Захарова и Анна Сергеевна Сукочева провели игровой практикум "Учимся играть дружно". Главная задача этого мероприятия – воспитание уважительного отношения друг к другу. Дети участвовали в логоритмической разминке "Хорошо – плохо", изобразили сказочную ситуацию и нашли верный выход из неё, а потом формулировали правила общения во время игры: не жадничать, уступать, не ссориться. Следующее задание: рисуем вместе. У каждой пары один лист бумаги и один фломастер! Вместе, держась за один фломастер, дети создавали красивые фигурки человечков. С каким вниманием и чуткостью они относились друг к другу, понимая и особенно поддерживая незрячих ребятишек. Помогали им подойти к столу, взять в руку фломастер, положить лист бумаги для рисования. Затем все вместе, за одним столом, ученики собирают из букв слова и хором читают: "Дружба".
Закончилось занятие песней "Если друг не смеётся", которую спели малыши, став в круг и соединив свои ладошки.
Воспитатели Татьяна Анатольевна Шилкина и Надежда Викторовна Якушина подготовили с детьми 4 группы классный час "Толерантность – это дружба, труд и уважение". Им предстояло рассмотреть такие понятия, как воспитание чувства коллективизма, сплоченности, уважительное отношение между учащимися. Чтобы общение удалось, хорошее настроение и позитивный настрой друг к другу. На вопрос воспитателей, на какие качества других людей вы обращаете внимание при общении, дети отвечали: " На доброту, уважение, умение дружить, прийти на помощь". Именно их они назвали внутренней красотой человека. Умение принимать человека таким, какой он есть, называется толерантностью. Это слово переводится с разных языков мира:
- способность терпеть, уметь мириться (русский);
- готовность быть терпимым (английский);
- быть великодушным (китайский);
- прощение, снисходительность, терпение (арабский).
Всё это можно назвать одним словом: милосердие - к такому выводу пришли дети. А чтобы стать толерантным, надо научиться понимать чувства других людей и быть справедливым. И, конечно, самые главные слова на эту тему: "Не оценивайте людей, а цените их!"
Во время общения Мэри Давтян спела песню о доброте, Николай Хлебов рассказал сказку о любви, Марина Глагольева и Вероника Тубалева прочитали стихотворение о толерантности.
Итогом классного часа стала игра - тренинг "Волшебный цветок добра".
Методическая неделя закончилась, только не заканчивается ежедневное, ежечасное воспитание добросердечного отношения ко всем людям, умения прощать, владеть собой, уважать чужое мнение.
Нельзя сделать в одночасье ни своё поведение, ни поведение других людей толерантным, однако важен самый маленький шаг в этом направлении.
Т. А. БАЧЕРИКОВА,
учитель русского языка и литературы.
Фото С. А. ЛОБАЧЁВОЙ.