В структуру органов местного самоуправления муниципального района входит представительный орган муниципального образования - Районное Собрание муниципального района "Мещовский район".
Основными правовыми актами, регламентирующими деятельность Районного Собрания, являются Конституция Российской Федерации, Указы Президента РФ, Федеральные законы, Устав Калужской области, региональные законодательные акты, Устав муниципального района "Мещовский район", регламент работы Районного Собрания, Положение о контрольно-счётном органе МР "Мещовский район", положение о бюджетном процессе муниципального района "Мещовский район" на 2020 год и на плановый период 2021-2023 годов.
Состав депутатов Районного Собрания
МР "Мещовский район" VII созыва
На выборах в сентябре 2020 года в представительный орган муниципального образования муниципального района "Мещовский район" - Районное Собрание 7 созыва избраны 15 депутатов. Из них 14 депутатов избраны от политической партии "Единая Россия" и 1 депутат от партии КПРФ. 14 депутатов имеют высшее образование, 1 депутат среднее специальное образование.
Четыре избранных депутата - Шилов А.А., Баринова Т.М., Комчедалова С.Ф., Филонов Е.Н. работали в Районном Собрания 4, 5 и 6 созывов, депутаты Денина А.П., Иванов Н.В. избирались в 5 и 6 созывах, во второй раз избраны шесть депутатов - Афонин Е.Г., Мальцев В.К., Потёмкина В.П., Серёгина И.Е., Федин А.А., Федин А.Н.
Организация работы представительного органа района
Организацию деятельности Районного Собрания осуществляет Глава муниципального района – председатель Районного Собрания.
Заместитель председателя Районного Собрания исполняет полномочия председателя Районного Собрания в период его отсутствия.
Глава муниципального района осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, он подконтролен и подотчётен населению и Районному Собранию муниципального района "Мещовский район".
Очередные сессии созываются Главой муниципального района не реже одного раза в два месяца. Внеочередные сессии созываются Главой муниципального района по собственной инициативе, по инициативе Главы администрации муниципального района и по инициативе не менее 1/3 депутатов.
Квалифицированная правотворческая деятельность
Работа Районного собрания основывается на принципах гласности, законности и ответственности за принятые решения.
Депутаты ежегодно рассматривают и утверждают план работы Районного Собрания.
В 2020 году планировалось рассмотрение 57 муниципальных правовых актов, проведено 18 заседаний Районного Собрания, на которых было принято 108 муниципальных правовых актов, касающихся различных сфер деятельности муниципального района, из них 57 нормативных правовых актов.
Муниципальные нормативные правовые акты размещаются на электронном сайте Законодательного Собрания, в регистре нормативных правовых актов Губернатора Калужской области, передаются в систему "Консультант-Плюс" и публикуются в районной газете "Восход".
Проекты муниципальных актов, затрагивающие предметы ведения той или иной депутатской комиссии, направляются в соответствующую постоянную депутатскую комиссию и подлежат рассмотрению.
В проектах муниципальных актов, предусматривающих использование бюджетных и иных финансовых средств, указываются источники финансирования и ответственные за их выполнение должностные лица.
Проект муниципального правового акта при принятии по нему положительного заключения вносится на рассмотрение депутатов Районного Собрания, а в ином случае отправляется на доработку.
В принятых депутатами муниципальных актах указываются дата вступления муниципального акта в силу, сроки исполнения, а также должностные лица, на которых возложен контроль выполнения данного муниципального правового акта. Принятые решения рассылаются Главе администрации района, прокурору района, а также другим адресатам согласно рассылочной ведомости.
Контроль исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и хода реализации программы социально-экономического развития района
Депутатами проводится работа по реализации контрольных полномочий Районного Собрания за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, осуществляется контроль за ходом реализации программ социально-экономического развития района.
В 2020 году муниципальный район исполнял 63 полномочий, в том числе 38 полномочий местного значения муниципального района, 24 иных полномочий местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений, а также и 12 полномочий по решению вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения района.
В соответствии с Соглашениями сельские поселения района передали на исполнение муниципальному району 15 отдельных полномочий. Городское поселение на основании заключенного соглашения передало на исполнение муниципальному району 14 отдельных полномочий. Муниципальный район передал на исполнение поселениям района 3 отдельных полномочия.
На заседаниях Районного Собрания заслушивались отчёты о ходе выполнения муниципальных программ, о внесении изменений и дополнений в бюджет района, об исполнении бюджета муниципального района за очередной финансовый год.
Депутаты Районного Собрания заслушивали ежегодные отчеты Главы муниципального района о работе Районного Собрания, Главы администрации района о результатах деятельности администрации района, в том числе о решении вопросов, поставленных Районным Собранием. Ежегодно заслушивается отчёт начальника отдела МОМВД России "Бабынинский" о работе отдела на территории Мещовского района.
Публичные слушания
Публичные слушания проводятся в соответствии с Положением о публичных слушаниях.
На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
- проект Устава муниципального образования муниципального района;
- проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района;
- проект бюджета муниципального района;
- проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий;
- предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- вопросы о преобразовании муниципального образования за исключением случаев, когда требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования.
В 2020 году проведено 8 публичных слушаний. Публичные слушания проводились по внесению изменений и дополнений в Устав муниципального района, по проекту бюджета муниципального района и по отчёту об исполнении бюджета района за очередной финансовый год, по вопросу объединения органов исполнительной власти муниципального района и городского поселения, о выделении лимитов и квот в охотничьих хозяйствах.
Организация работы по рассмотрению и утверждению бюджета и отчетов о его исполнении
Бюджет района сформирован на основе программного метода.
Большое внимание уделяется вопросам экономного и рационального использования ресурсов в бюджетной сфере.
В порядке внешнего контроля ежеквартально рассматриваются материалы об исполнении бюджета муниципального района "Мещовский район".
Депутаты заслушивали отчёты о ходе выполнения муниципальных программ, о внесении изменений и дополнений в бюджет района, об исполнении бюджета муниципального района за очередной финансовый год, отчёт о работе контрольно-счётной комиссии муниципального района.
В консолидированный бюджет муниципального района поступило доходов в сумме 677,9 млн. рублей, что составляет 108,5% к уровню 2019 года. Поступления налоговых и неналоговых доходов составили 156,6 млн. рублей, выполнение плана на 104%. Доля налоговых поступлений в общем объёме собственных доходов составила 94,4% и неналоговых – 5,6%. Из общей суммы налоговых и неналоговых доходов 60,8% обеспечено поступлением по налогу на доходы физических лиц, налоги на товары (работы и услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (акцизы) – 12,1%, налоги на совокупный доход – 11%, налоги на имущество – 9,4%. Безвозмездные поступления из областного бюджета составили 521,3 млн. рублей.
Исполнение бюджета по расходам за 2020 год составило 682,4 млн. рублей, выполнение 95,1%. Более 98% всех расходов бюджета осуществлены в рамках реализации целевых программ, что позволяет повысить эффективность бюджетных средств, сконцентрировать их на наиболее важных направлениях и даёт возможность дополнительно привлечь средства областного бюджета.
Сохранена социальная направленность бюджета. Доля расходов на социальную сферу за отчётный период составила 48% от общего объёма расходов бюджета. Обеспечено финансирование в полном объёме заработной платы и, прежде всего, решение задач, обозначенных в майских Указах Президента Российской Федерации, бюджетных обязательств по нацпроектам, коммунальных услуг и выплат, установленных областными нормативно-правовыми актами по социальной поддержке граждан.
Контрольно-счетный орган муниципального района
Контрольно-счётный орган МР "Мещовский район" в 2020 году осуществлял контроль законности, результативности (эффективности и экономности), целевого использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством РФ в соответствии с Положением о контрольно-счётном органе МР "Мещовский район", утверждённым Решением Районного Собрания МР "Мещовский район" от 24.10.2019г. №332 и утверждённым планом работы на 2020 год.
Внешний муниципальный контроль осуществляется контрольно-счетным органом в форме контрольных мероприятий в отношении районных органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций, муниципальных унитарных предприятий, иных организаций (путём осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счёт средств районного бюджета), и в форме экспертно-аналитических мероприятий в отношении проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ.
За 2020 год проведено 11 контрольных мероприятий и 18 экспертно-аналитических мероприятий в рамках 10 назначенных ревизий законности, результативности (эффективности и экономности), целевого расходования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации по 14 объектам проверки: МКОУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Воспитание", ООО "АвтоТранспортное Предприятие - Мещовское", городское поселение "Город Мещовск", МКУ "Карцевский сельский Дом культуры", сельские поселения "Село Серпейск", "Село Гаврики", "Поселок Молодежный", МУП "Мещовская баня", АНО "Мещовская районная редакция газеты "Восход", МУП "Мещовские тепловые сети", МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба".
По этим же объектам проведены экспертно-аналитические мероприятия, в том числе 4 мероприятия по финансовому отделу МР "Мещовский район", осуществлялся текущий контроль исполнения бюджета по внешней проверке отчёта об исполнении бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2019 год, за первое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года.
Были проведены 11 мероприятий в сфере закупок (аудит закупок) 16 муниципальных контрактов на сумму 27141,0 тысяч рублей и 47 прямых договоров на сумму 5816,0 тысяч рублей в общей сумме 32957,0 тысяч рублей.
По результатам контрольно-проверочной деятельности за 12 месяцев 2020 года было выявлено нарушений и неэффективного расходования денежных средств на сумму в размере 1017,8 тысячи рублей.
Постоянные депутатские комиссии Районного Собрания
В представительном органе муниципального района 7 созыва на основании решения от 01.10.2015г. №4 "О создании постоянных депутатских комиссий Районного Собрания муниципального района "Мещовский район" образованы пять постоянных депутатских комиссий:
- по бюджету, финансам, налогам и экономике (председатель Баринова Т.М);
- по социальной политике (председатель Серегина И.Е.);
- по контролю за ходом строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта дорог (председатель Денина А.П.);
- по депутатской этике (председатель Мальцев В.К);
- по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Районного Собрания" в составе 3 депутатов (председатель Потемкина В.П.).
Председатели депутатских комиссий Районного Собрания отчитываются о проделанной ими работе перед депутатами Районного Собрания, эта информация размещается в районной газете "Восход".
В 2020 году проведено 39 заседаний постоянных депутатских комиссий, на которых рассмотрено 76 проектов муниципальных актов или 70,3 % от общего числа принятых муниципальных актов.
Комиссия по бюджету, финансам, налогам и экономике
На своих заседаниях Комиссия рассматривает финансовую и экономическую стороны деятельности района. Проблемы наполняемости бюджета и увеличения его доходной части поднимаются на каждом заседании Районного Собрания. В составе комиссии трудятся грамотные и опытные депутаты, способные вдумчиво и взвешенно подходить к вопросу формирования бюджета, его наполнения.
Основными обязанностями депутатской комиссии являются:
- своевременное рассмотрение проектов муниципальных правовых актов, выносимых на заседания Районного Собрания и относящихся к ведению комиссии по бюджету, финансам, налогам и экономике;
- контроль исполнения принятых Районным Собранием муниципальных правовых актов по вопросам ведения комиссии;
- рассмотрение проектов решений об утверждении бюджета муниципального района на очередной год и на плановые периоды годов, о внесении изменений и дополнений в бюджет и исполнении бюджета муниципального района;
- другие вопросы, касающиеся сферы бюджетных, налоговых отношений, тарифной политики и оплаты труда муниципального уровня и вопросы распоряжения муниципальной собственностью.
Особое внимание уделяется рассмотрению проекта решения о прогнозе социально-экономического развития муниципального района и об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального района.
Проекты решений о внесении изменений и дополнений в бюджет района поступают на рассмотрение при необходимости уточнения данных местного бюджета муниципального района, а по исполнению бюджета района каждый квартал. Большое внимание уделяется контролю исполнения муниципальных программ.
В 2020 году были рассмотрены следующие муниципальные программы и по ним приняты положительные заключения:
- О выполнении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами населения в МР "Мещовский район" в части обеспечения жильём молодых семей на 2014-2020гг.";
- "Содействие занятости населения МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в МР "Мещовский район" на 2014-2020гг.";
- "Экономическое развитие и инвестиции МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- "Повышение безопасности дорожного движения в МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- "Развитие дорожного хозяйства в МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- "Управление имущественным комплексом в МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- "Развитие физкультуры и спорта в МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг";
- "Развитие культуры МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- "Экономическое развитие в муниципальном районе "Мещовский район" на 2014-2020 гг.";
- о прогнозе социально-экономического развития муниципального района "Мещовский район" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;
- о передаче исполнения отдельных полномочий муниципального района "Мещовский район" сельским поселениям и о принятии отдельных полномочий сельских и городского поселений на исполнение муниципальному району на 2020 год.
Вопросы, касающиеся бюджета МР "Мещовский район" рассматриваются в соответствии с "Положением о бюджетном процессе муниципального района Мещовский район".
В 2020 году было проведено 11 заседаний депутатской комиссии по бюджету, финансам, налогам и экономике, из них 6 заседаний совместно с постоянной депутатской комиссией по социальной политике.
Комиссия по социальной политике
Работа депутатской комиссии осуществляется в соответствии с планом работы Районного Собрания, предусматривается рассмотрение проектов решений о работе бюджетных учреждений по вопросам социальной направленности в образовании, здравоохранении, культуре, физкультуре и спорту по направлению их деятельности.
Депутаты уделяли особое внимание выполнению муниципальных программ по социальным вопросам и принимали активное участие в их обсуждении.
Рассмотренные на заседаниях комиссии программы:
- содействие занятости населения МР "Мещовский район" в 2014-2020 году;
- "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения в МР "Мещовский район" в части обеспечения жильем молодых семей в 2020 году";
- о выполнении муниципальной программы муниципального района "Мещовский район" "Развитие образования МР "Мещовский район" на 2014-2020 гг." за 2020 год;
- о выполнении муниципальной программы "Развитие культуры в МР "Мещовский район" за 2020 год;
- о выполнении муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта МР "Мещовский район" на 2014-2020 годы";
- об информации о работе службы ЕДДС по выполнению муниципальной программы "Безопасность и жизнедеятельность на территории муниципального района "Мещовский район" за 2020 год;
- о прогнозе социально-экономического развития муниципального района "Мещовский район" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2023 годов;
- о передаче исполнения отдельных полномочий муниципального района "Мещовский район" сельским поселениям и о принятии отдельных полномочий сельских и городского поселений на исполнение муниципальному району.
Депутаты принимали участие в рассмотрении проектов решений Районного Собрания об установлении тарифов для муниципальных унитарных предприятий, о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению и размера социального пособия на погребение.
В 2020 году было проведено 6 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 33 проекта решений Районного Собрания, по проектам решений вынесены положительные заключения.
Комиссия по контролю за ходом строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта дорог
На территории Мещовского района общая протяжённость дорог составляет 834,3 километра, в том числе: областного значения 225 километров, районного значения 298 километров. Протяженность дорог в активной эксплуатации 552,8 километра в том числе: областного значения - 225 километров, районного значения - 150,7 километра.
В 2020 году выделено за счёт финансовых средств консолидированного бюджета на дорожную деятельность 163507,9 тысячи рублей или 110,4% к 2019 году, в том числе на капитальный ремонт 12493 тысячи рублей, на строительство и реконструкцию автодорог - 132972,2 тысячи рублей.
Комиссия по контролю за ходом строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта дорог активно осуществляет свою деятельность, проводя контроль за технологическим процессом во время проведения дорожных работ. Члены комиссии принимают участие при составлении дефектных ведомостей совместно со специалистами администрации муниципального района. Депутаты работают в тесном контакте со специалистами Министерства дорожного хозяйства Калужской области. Члены депутатской комиссии при проведении капитального ремонта дорог, кроме предусмотренных работ в сметах, обращают внимание на очистку обочин дорог от кустарников и на уплотнение обочин дорог. При сдаче выполненных работ депутаты участвуют в замерах объёмов выполненных работ на всех сдаваемых объектах. В течение года осуществляется контроль содержания дорог.
В течение 2020 года было проведено 22 заседания комиссии, в том числе 19 выездных заседаний. На заседаниях комиссии рассматривались вопросы качества проведения работ по ремонту дорог и их содержанию. Два раза в месяц в Законодательное Собрание Калужской области представлялись отчёты по содержанию дорог на территории района.
Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
В 2020 году проводилась работа Районного Собрания по предоставлению Справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляемых депутатами Районного Собрания и членами их семей за 2019 год и Справок о предоставлении сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Все депутаты сдали формы Справок об электронных сайтах и (или) страниц сайтов без нарушения срока их сдачи. Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Районного Собрания и членами их семей за 2019 год, своевременно были переданы в администрацию Губернатора Калужской области, согласно установленному графику для нашего района.
Грубых ошибок при заполнении справок не выявлено. Незначительные ошибки при сдаче справок допущены из-за того, что не были учтены новые требования Методических рекомендаций Министерства труда и администрации Губернатора Калужской области.
Цель работы органов местного самоуправления – это повышение качества жизни людей, решение насущных социально-экономических вопросов. Достижение этой цели возможно в тесном взаимодействии всех ветвей власти и конструктивном сотрудничестве.
Одним из важнейших показателей работы органов местного самоуправления является оценка жителями качества исполнения полномочий на местах. Именно поэтому первостепенное значение придается выстраиванию диалога власти и населения, умению оперативно отвечать на обращения и корректировать деятельность органа власти в зависимости от требований времени и пожеланий граждан. Успешное и поступательное развитие района в экономической и социальной сферах было достигнуто при активной поддержке депутатским корпусом. Большую помощь в реализации наших проектов оказывали депутаты Законодательного Собрания Калужской области Алексей Геннадьевич Слабов и Виктор Федорович Авраменко, депутат Государственной Думы от Калужской области Геннадий Иванович Скляр. Серьезная, целенаправленная работа депутатов с обращениями граждан, контроль за ходом их выполнения, участие в планировании и разработке муниципальных целевых программ – вот тот инструмент, который позволяет помогать людям, выполнять наказы своих избирателей.
Подводя итоги работы Районного Собрания муниципального района "Мещовский район" за 2020 год, можно сделать вывод, что представительный орган района успешно реализовывал полномочия, возложенные на него действующим законодательством.