Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-аналитическая газета Мещовского района Калужской области

249240 Калужская обл., г. Мещовск, пр. Революции, д. 54
телефон: +7 (48446) 9-24-33
e-mail: readmemeshovsk@mail.ru, readme@kaluga.ru

С юбилеем тебя, родной театр!

Мещовский театр празднует в этом году юбилейную дату: 55-летие со дня присвоения ему звания "народный". Вы скажете: "Разве настало время? Ведь всего четыре года прошло с последнего юбилея".

27 марта отмечался замечательный праздник: Международный день театра. Мещовск испокон веков славится как город театральный. Согласно архивным сведениям, Мещовский театр – один из самых первых в России. Об истории его создания и основателях писалось в нашей газете не раз, поэтому не буду повторяться. Напомню лишь, что он возник в середине 18 века, когда, по отзывам современников, повсюду царила настоящая "театромания". Это не удивительно, ведь иных способов культурно развлечься у богатых людей не могло быть. И вот в Мещовском уезде владетельные князья Козловские устраивают крепостной театр из числа дворовых людей, которых буквально "отрывают от сохи" и начинают обучать театральному искусству…

Этого дня мещовские любители театра ждали с нетерпением. Городские афиши и интернет-сайты извещали о том, что 27 марта Мещовский народный театр покажет премьеру нового спектакля по пьесе Н.Семёновой "Семь мисок, семь ложек". В назначенный час зал районного Дома культуры был полон зрителей (с учётом того, что рассадка проводилась согласно эпидемиологическим требованиям).

Перед началом спектакля режиссёр Светлана Новикова сказала:

– Мы готовили этот спектакль к 75-летию Великой Победы, но весной 2020 года премьера не состоялась по известным причинам. И вот сегодня у нас есть замечательный повод для показа этого спектакля. Мещовский театр празднует в этом году юбилейную дату: 55-летие со дня присвоения ему звания "народный". Вы скажете: "Разве настало время? Ведь всего четыре года прошло с последнего юбилея". Но так случилось, что, работая над книгой "Мещовск театральный", которая вышла в свет в 2019 году, её авторы Елена Николаевна и Николай Викторович Ивановы обнаружили в архивах документ, в котором указано, что звание "народный" было присвоено нашему театру в 1966 году, а не годом позже, как считалось раньше. Поэтому, восстанавливая историческую справедливость, мы решили отпраздновать юбилей по точно установленной дате и ознаменовать его премьерой нового спектакля "Семь мисок, семь ложек"…

…Действие пьесы происходит в самом начале 80-х годов. На репетицию в сельский дом культуры одна за другой собираются участницы певческого коллектива – люди всё пожилые. Их встречает юная работница клуба, художественный руководитель ансамбля Ася (Елена Кулькова). Первой на спевку приходит самая пожилая участница баба Таня (Мария Богачёва). Она жалуется Асе, что уж больно скользко сегодня на улице, и тотчас усаживается за прялку. Вслед за ней входит ещё одна певчая баба Вера (Вера Ключарёва) и тоже, усевшись на лавку, берётся за рукоделие. Третья, баба Маня (Светлана Барсукова), принесла с собой пяльцы с канвой, иглу и стала вышивать. Входит и чётвёртая героиня – баба Люся (Татьяна Фадеева). Но тут выясняется, что она забыла дома "кочетыгу" – инструмент для плетения лаптей. Надо, непременно надо за ней сходить, а то ведь "лапотков не сплесть"! Баба Маня бросается её сопроводить...

…И вот, наконец-то, все в сборе. Однако, вместо спевки женщины начинают обсуждать – то купленные в городе сувенирные лапоточки (они и не ведали о том, что такую-то красоту на ногах своих носили!), то соседского мужика, что учудил с похоронами "единственного друга" (выяснилось, что не Шурика, а… Шарика). Асенька не выдерживает и начинает умолять "бабонек": "Миленькие вы мои! Через неделю областной фестиваль, а мы никак не споёмся! Давайте начинать репетицию!". И женщины начинают распеваться современными, да ещё сольными песнями "Миллион алых роз" и "Айсберг" ("ну тот, кто в окияне-то живёт"). Распевка прерывается визитом к ним председателя колхоза Василия Петровича (Александр Галушкин). Ася просит его справить артисткам новые сценические костюмы и уговаривает их приступить к репетиции песни "Рябинушка", с которой хочет показать их на областном фестивале. Бабоньки начинают петь… но как-то нескладно у них получается, будто чего-то не хватает… "Подголосок нужон", – заключает баба Люся. – А его и нет, потому что… Архиповны нет. Не пришла она нынче на спевку!". Начинаются пересуды. Кто-то из женщин видел с утра, что у Архиповны дым из печи не шёл… "Да неужто померла?!". Было решено делегировать к ней самую шуструю – Люську. Но Ася оставила женщин в клубе для распевки. И отправилась к Архиповне сама…

…Надо отметить, что декораций в спектакле – минимальное количество. Это отличительный стиль режиссёра Светланы Новиковой. Она использует декорации лишь для того, чтобы едва обозначить место, в котором происходят события на сцене, а также время (эпоху). В течение тринадцати лет я работала под её руководством в Мещовском народном театре в качестве заведующей постановочной частью и вполне согласна с её подходом. Внимание зрителей не должно отвлекаться на декорации, но фокусироваться на игре актёров. Так, всего лишь один-единственный лозунг (белым по красному): "Развивайте в колхозах художественную самодеятельность!" и простая деревянная скамья отлично справляются с задачей идентификации места и эпохи. А популярные песни из репертуара Аллы Пугачёвой не оставляют никаких сомнений: действие происходит в начале 80-х годов прошлого века.

…Декорации разделяют сцену на две части. Описанная мной спевка в клубе происходила на заднем плане. И вот – там уже погашен свет, и на переднем плане – озарённая ярким светом лампы в абажуре – жилая комната. В ней стол, стулья, этажерка. На стене – фотографии молодых парней в военной форме.

…Начинается самая трогательная сцена общения Архиповны (Вера Алябьева) со своими погибшими на фронтах Великой Отечественной сыновьями… Эта сцена, на всём её протяжении, вызвала у многих зрителей неудержимый поток слёз… На фоне удачно подобранной музыкальной прелюдии мать начинает разговаривать со своими сыновьями, как с живыми:

– Детоньки мои милые, детоньки мои родимые…Собрала я вас всех – праздник нынче, воскресенье. Вот я вам и обед сварила, и пирогов напекла… Это тебе, Семён.. Это тебе, Андрюшенька… Это тебе, Васенька… Петька! Ну что ты мешаешь всем, гоношишься! На тебе самый большой пирог… Ешьте-ешьте… Это – Ванечке.. Это – Гришеньке… А это тебе, мой золотой Феденька, поскрёбышек ты мой милый… Ешьте мои родные, мои сладкие…

Раздав семерым сыновьям пироги и миски с наваристыми щами, Архиповна вдруг спохватилась: "Ох, дурёха-то я какая! Ложки-то забыла!". Раздавая ложки (у каждого сыночка она своя), не преминула дать ложкой по лбу всё тому же озорнику Петьке...

… С ужасом наблюдавшая за ней Ася быстро выбежала из комнаты и помчалась к своим бабонькам. Она предстала перед ними не на шутку испуганной:

– Архиповна-то… умом тронулась…

Но это известие ничуть не смутило женщин. Ни одна из них не сочла Архиповну умалишённой:

– Что ж ей теперь, сынов накормить нельзя?

– И что из того, что их за столом нет? Для нас-то они завсегда есть…

Каждая из этих женщин, по их рассказам, получила во время войны похоронку. Каждая потеряла на войне сына…

– И то сказать: одного похоронить… А Архиповна-то семерых похоронила! Как же тут умом не тронешься…

Поведали они Асе, что ещё до войны схоронила Архиповна и мужа своего, убитого кулацкими бандитами… Многое рассказали женщины о тяжёлой доле Архиповны. Но певунья она на селе – самая лучшая, и без неё им не спеть "Рябинушку". А потому решено было отправить за ней бабу Люсю…

… И снова комната Архиповны. Она стоит у стены перед фотографиями погибших сыновей и вспоминает счастливые дни их совместной жизни, вплоть до проклятущей разлучницы-войны... Люся незаметно, в дверях, наблюдает за ней… Прервать монолог подруги она решается в тот момент, когда обезумевшая от горя мать собирается снять со своей головы платок, чтобы повязать шею уходящему на фронт Ванечке, ведь уходит он в зимнюю стужу, а горлышко у него с рождения слабое, простужается часто… Увидев Люсю, Архиповна просит её сесть и прочитать вслух письмо от Ванечки – единственное, присланное им с войны. Люся читает и понимает, что Архиповна знает в нём каждое слово наизусть... Она понимает, что горе Архиповны ничто на свете не утолит, но всё же зовёт её с собой в клуб на репетицию песни "Рябинушка", которая без неё не звучит…

Архиповна соглашается пойти на спевку.

…И вот она запевает – звонко, чисто, голосисто, вкладывая в песню всю свою душу:

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,

Головой склоняясь до самого тына…

Песня звучит! И значит жизнь, за которую погибли сыновья этих пятерых матерей – продолжается!

*

… Песня ещё продолжает звучать, её подхватывают зрители, а кто-то уже спешит к артистам с букетами цветов! Бурные овации! Выкрики "браво!". Непередаваемая атмосфера единения зрителей и артистов – атмосфера, которую может дать только его величество ТЕАТР…

Светлана Новикова поимённо представляет артистов публике, которых и без того хорошо все знают! Великолепный артистизм Веры Алябьевой они оценили уже давно, как и Татьяны Фадеевой, и Светланы Барсуковой. А вот Вера Ключарёва и Мария Богачёва выступили, как актрисы, впервые, и у них это блестяще получилось! Созданные ими образы – яркие, запоминающиеся!

Эпизодической роли председателя колхоза в пьесе Н. Семёновой нет. С. Новикова ввела её по своему усмотрению. Это допустимо, и, по-моему, эта единственная мужская роль отчасти разбавила "густоту" женских персонажей.

Благодарности от отдела культуры за активную жизненную позицию, участие в культурной жизни города и в связи с 55-летием Мещовского народного театра были вручены Вере Ключарёвой и Марии Богачёвой. А также артистам, сыгравшим роли в спектакле "Любопытная жена", показанном в 2019 году: Екатерине Моськиной, Рустаму Миассарову и Вячеславу Боброву.

Прибывшие на праздник гости – сотрудники Калужского дома народного творчества и кино "Центральный" поздравили театральную труппу и мещовских театралов с юбилейной датой, зачитали поздравительное письмо:

"Поздравляем Мещовский театр с 55-летием присвоения ему звания "народный" и выражаем слова признательности за преданность делу, трепетное отношение к творчеству и ко всем поклонникам театрального искусства. В вашем театральном цехе ценят каждого человека. В нём нет второстепенных ролей и профессий. Даже самая маленькая вложенная частичка души играет в жизни театра свою немаловажную роль. Мещовский театр живёт и по-прежнему остаётся интересен зрителям. Желаем его коллективу ярких свершений, интересных постановок, возможностей для профессионального развития и, конечно, неиссякаемой творческой энергии и искренней зрительской любви!".

Присоединяемся и мы, мещовские театралы, к этим поздравлениям! С юбилеем тебя, родной театр! Радуй нас и впредь своими замечательными спектаклями!

Ольга ШИЛОВА.

Фото автора.

Автор: Ольга Шилова.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 250

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика