О книге "Из истории 836 бомбардировочного авиационного полка и эскадрильи "Мещовский колхозник"
Сколько бы книг ни было создано о Великой Отечественной войне, никогда не наступит время, когда станет ясно, что о ней всё сказано. Всего сказать не удастся никогда, потому что нет меры героизму людей, проявленному в войне, нет меры горечи, страданиям и радости Победы.
Автор – составитель книги никогда не взялся бы за написание её, если бы не определённые обстоятельства. С 2010 года велась переписка с ветеранами полка Е.Н. Фоминым и Г.Н. Фоминцевым, приводились в порядок ранее собранные материалы в школьном музее, основанном в 1983 году. Учащиеся Мещовской средней школы неоднократно выступали на научно-практической конференции "Молодость - науке" памяти А.Л. Чижевского с подобной тематикой и становились победителями (лауреатами). Руководители секции "История" неоднократно давали высокие оценки исследованиям и предлагали их для издания книги.
Началась кропотливая работа. Материалы были направлены доценту кафедры истории Института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского, кандидату исторических наук А.В. Штепа. Алексей Владимирович внимательно изучил их, предложил бесценные рекомендации по построению книги.
В своей исследовательской деятельности я шёл вслед за предшественниками: директором Воркутинской школы В.И. Усковым, редактором Мещовской районной газеты "Восход" В.И. Дёминым, пионерами, комсомольцами, учителями Мещовской средней школы 1970-х гг. (пионервожатой школы З.Л. Дёшиной, завучем по воспитательной работе, позже директором школы Л.А. Петиной).
Огромная заслуга в увековечивании памяти об авиационном соединении принадлежала директору Мещовской школы Вячеславу Евгеньевичу Суровцеву, стоявшему у истоков первой (1976 г.) и последующих встреч мещовцев с ветеранами полка. В итоге 7 мая 1983 года в Мещовской средней школе открылся музей 836 БАП, а 9 мая на площади им. Ленина - макет самолёта Ту-2С.
Из рецензии А.В. Штепа: "Казалось бы, о Великой Отечественной войне написано не просто много, а громадное количество научных статей, монографий, публицистических и художественных произведений, и, тем не менее, обращение к событиям войны не перестаёт быть актуальным, более того, постоянно открываются новые, неизведанные ранее страницы. К таковым можно отнести и сюжеты, связанные с историей отдельных воинских частей и соединений, действовавших на различных фронтах Великой Отечественной войны, с той всенародной поддержкой, которую труженики тыла, демонстрируя действительно полное единство фронта и тыла, оказывали воинским частям и соединениям. Рецензируемая рукопись будущей книги как раз и приоткрывает одну из таких, не слишком известных широкой читательской аудитории страниц Великой войны".
Книга отражает боевые эпизоды дальнебомбардировочной авиации. В начале войны преимущественно применялись бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3ф) в ночное время. В дневное время из-за небольшой скорости и слабого вооружения они не летали.
В начале 1943 года в качестве эксперимента создаётся 113-я дальнебомбардировочная авиадивизия, куда входил 836 БАП и в дальнейшем 3-я эскадрилья "Мещовский колхозник" для полётов в дневное время. Началом боевых действий этой дивизии стала Курская битва. Потери в авиационных полках были значительными. Позже мастерство лётного состава улучшилось и в освобождении Ленинграда, Выборга они уменьшились в несколько раз.
Предлагаю небольшой фрагмент о том, какой ценой доставалась Победа над фашизмом. Оценку боевым полётам 3-й авиаэскадрильи на основе записной книжки военной поры инженера-капитана А.И. Матвеева дал инженер полка по фотооборудованию Е.Н. Фомин в наше время: "…Всего потерь 24: по категориям 11 ("боевые потери"), 7 ("потери на земле, катастрофы") и 6 ("вынужденные (аварии) посадки). То есть 3-я авиаэскадрилья за три года войны понесла 24 потери, а весь полк из трёх эскадрилий - около 70 потерь (почти два полка!). Если полагать, что некоторые самолёты были отремонтированы, восстановлены, то потерь будет меньше… И всё же их много, и основная причина – "человеческий фактор…" (Е.Н. Фомин. Письмо Д.В. Зорюкову от 04.05.2013 г. Музей школы г. Мещовска. Ед. хр.12, л. 19).
Если учесть, что постройка самолёта Ил-4 к концу войны обходилась в 380 тыс. руб. и умножить эту сумму на 70 самолётов, получаются внушительные затраты в масштабе всего одного авиаполка.
Из 24 потерянных самолётов только один Ту-2С. Туполевский самолёт превосходил Ил-4 по скорости, вооружению. Жаль, что применять их начали только в 1944 году, да и по стоимости (около 400 тыс. руб.) они были наравне с Ил-4. Но лётчики полка знали, что Ил-4 за годы войны выполнили огромную работу по разгрому врага.
Моя была задача – сохранить исторические материалы, которые касаются Великой Отечественной войны. В книге раскрываются страницы военной жизни лётчика-бомбардировщика, штурмана, радистов, стрелков-радистов, техников самолётов, техников по фотооборудованию, почтальонов и т.д.
Есть сюжеты от первых дней июня 1941 года до последнего дня (3 сентября 1945 года) Второй мировой войны.
Большую работу по оформлению книги проделало Калужское издательство "Эйдос" во главе с ИП Стрельцовым И.А. и дизайнером Олегом Тихоновым.
В книге имеются 193 фотографии, из которых 108 военного времени.
В настоящее время более семидесяти книг распространены среди моих учеников, коллег, знакомых, единомышленников в познании истории Великой Отечественной войны в Мещовске, Москве. Брянске, Ульяновске, Обнинске … Получаю положительные рецензии.
А.В. Штепа: "… Исходя из вышеизложенного, считаем, что представленная на рецензию рукопись рекомендуется к изданию, поскольку вносит свой значимый вклад в изучение истории Великой Отечественной войны. Материалы, содержащиеся в ней, могут быть использованы для подготовки научных статей, учебных пособий по истории Великой Отечественной войны, в учебном процессе в вузе, на школьных уроках по краеведению".
Чтобы оценить эту книгу, рекомендую её прочитать. В районной библиотеке имеется достаточное количество её экземпляров.
Надеюсь на то, что путь книги будет продолжаться к сердцам читателей после опубликования этой информации в газете "Восход".
Готов ответить на те вопросы, которые возникнут после прочтения моего труда.
Д. В. ЗОРЮКОВ,
автор-составитель,
Заслуженный учитель РФ.
Отзывы:
Казань, врач, кандидат медицинских наук Подольская М.А. "Дмитрий Васильевич, дорогой, ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Ваша огромная работа имеет такое чудесное воплощение!!! Книга ОТЛИЧНАЯ!!! Теперь фонды Вашего музея будут жить новой жизнью, это очень важно. С радостью читаю, не могу оторваться! Дай Бог Вам и семье ЗДОРОВЬЯ!!!"
Дубна, Панин В.И., инженер, бывший ученик Мещовской средней школы: "Уважаемый Дмитрий Васильевич! Прочитал Вашу книгу. Большое спасибо за этот громадный труд по подбору, анализу и систематизации материалов по истории 836 БАП. Она очень информативна и полезна для чтения всем, особенно подрастающему поколению. По праву Вам присвоили звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" и "Почётный гражданин Мещовска".
Москва, Тимур Гаджикеримов, врач: " … Дмитрий, ты меня приятно удивил! Я думал, что книга, которую ты написал, будет состоять из сухих документальных фраз, исторических цифр. Но как же я ошибся! Книгу прочитал на одном дыхании, она изложена хорошим добротным литературным языком и читается как художественное документальное произведение, основанное на исторической правде, героизме наших советских летчиков! И вдвойне приятно, что к подвигу летчиков эскадрильи имеет непосредственное отношение Мещовский народ, наши Мещовские труженики, которые подарили фронту эскадрилью тяжелых бомбардировщиков! Дмитрий, я поражен тем, с каким трудом, скрупулёзностью ты всё это время собирал факты, хронологию событий… Это большой подарок людям, особенно молодому поколению, которое так мало знает о войне. А об этом надо знать, надо помнить о героизме наших солдат, рассказывать детям и внукам о том, какой большой кровью досталась нам эта Победа! С этой точки зрения твоя книга просто бесценна! Спасибо тебе, Дмитрий!"
Просто для справки. Находящийся в музее ВВС Ту-2С был получен из воинской части 21 ноября 1958 г. в весьма плачевном состоянии, но был возрожден в 1973-1974 годах на производственной базе ОКБ имени А.Н. Туполева. К 1975 г. все работы по его реставрации закончили и единственный сохранившийся в нашей стране Ту-2 стал доступен вниманию посетителей музея. (В 1958 г. 836 БАП расформировали, может быть этот самолёт из того полка??? Вероятность мала… Но ясно одно – это самолёт военной поры).