В одной из мещовских глубинок затерялось небольшое русское село Шеметовое. Согласно Списку населённых мест Калужской губернии за 1859 г. старинное село Шеметовое (Воскресенское) находится в 19 верстах от уездного города Мещовска, расположено на транспортной дороге от него в село Щелканово по правую сторону.
Описание и алфавиты к Калужскому атласу г. Мещовска за 1782 г. дополняют информацию тем, что "село Воскресенское Шеметовое находится по обе стороны речки Песоченки, на коей пруд и безымянный ручей, церковь, дом господский деревянный, при нём плодовитый сад. Церковная земля на правом берегу речки Песоченки и по обе стороны Безымянного ручья, крестьяне на оброке.
Число дворов - 42, по ревизии душ: 186 мужчин, 187 женщин; под усадьбою 58 десятин 1000 саженей, пашня -1283 десятины. Сенные покосы - нет, лесу-114 десятин 841 саженей, неудобных мест - 96, всего 1557 дес. 1841 саженей". Метрическая книга церквей Мещовского уезда по Обновленской церкви села Шеметовое за 1776 г. сообщает, что это вотчина вдовы-генеральши Анны Алексеевны Хитровой.
В 1848 г. село входило в 7 участок по борьбе с холерой, комиссаром назначен Николай Петрович Дятлов и кандидатом ему Губернский секретарь Василий Шеметов. Имел ли он какое-то отношение к названию села - неизвестно.
Усадьба в с. Шеметовое известна с первой четверти XVIII века, в те годы она принадлежала Григорию Григорьевичу Скорнякову - Писареву. Скорняковы-Писаревы — потомки рода Писаревых. Во второй половине столетия усадьба принадлежит его вдове - Елене Васильевне (урожденной Арсеньевой), которая впоследствии вышла замуж за Афанасия Ивановича Костюрина, и вдове его брата Николая Анне Алексеевне - дочери генерал-аншефа и сенатора Алексея Григорьевича Жеребцова.
В первой трети XIX века усадьбой владеет поручик Павел Григорьевич Щепочкин, потом – муж его дочери Анны Павловны генерал-майор Артамон Иванович Киселевский, а в 1832 г. - вотчина госпожи полковницы Анны Павловны Киселёвской. Метрическая книга Обновленской церкви Мещовского уезда за 1832 г. подтверждает этот факт.
После смерти мужа Анна Павловна владела имением до 1876 года. Затем имение сменило несколько владельцев.
Глава 2. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ЦЕРКВИ
2.1. К истории церкви Воскресения Словущего
В Списках церквей Мещовского уезда конца XIX века в селе Шеметовом значится каменный храм во имя Воскресения Словущего с приделом Николая Чудотворца.
Небольшая церковь имела колокольню и трапезную.
Каноническое название: Во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Обиходное название: Воскресенская.
Народное название - Воскресение Словущее - происходит от глагола слыть (прослыть) – получить славу, известность. Такое название позволяло отличать этот праздник в народе от Воскресения Христова – первостепенного праздника православных – Светлой Пасхи. По всей России существуют храмы, освященные в память Воскресения Христова, посвящены они именно празднику, установленному в 335 г. – Воскресение Словущее.
Церковь Воскресения Словущего с. Шеметовое в Метрических книгах значится как Обновленская. Оригинальная по архитектуре кирпичная двухпрестольная церковь в стиле барокко построена в 1740 г. на средства помещика Петра Александровича Лопухина. Позднее была перестроена П.И. Лопухиным с приделом во имя Николая Чудотворца. К одноглавому четверику основного объема примыкают трапезная, пятигранный алтарь и стройная колокольня. Сведений об архитекторе не обнаружено.
В настоящее время ничего из внутреннего убранства церкви не сохранилось, но остались упоминания в церковных архивах. В причт на 1873 г. входили священник и псаломщик. На содержание причта выделялось из казённого жалования: священнику 294 руб., псаломщику 98 руб., всего 392 руб. Дом у священноцерковного служителя был собственный, деревянный, находился на церковной земле. Зданий, принадлежащих к церкви, никаких не было.
Длина с алтарём 37 аршин, ширина 16 аршин. В церкви хранился серебро-вызолоченный крест 1742 года, пожертвованный Петром Александровичем Лопухиным.
Описание церкви сохранилось в Клировых ведомостях по Обновленской церкви с. Шеметовое за 1898 г.: "… здание каменное, крепкое. Престолов в ней два, в настоящей холодной во имя Обновления храма Воскресения Христова, в приделе же тёплом во имя святителя Николая Чудотворца. Утварью, ризницею и Богослужебными книгами достаточно".
Приписной к этой церкви нет. Опись церковного имущества выдана в 1892 г. Из Калужской духовной консистории. Метрические книги велись с 1805 г., исповедные росписи - с 1801 г. Книг в церковной библиотеке доходило до 90.
В Метрической книге Обновленской церкви Мещовского уезда с. Шеметового за 1832 г. сделана запись № 18 о рождении 3 октября сына Николая у московского мещанина Савелия Федоровича и его жены Анны Алексеевны. 05.10.1832 г. его крестили в той же церкви. Имя нарёк и крещение совершил приходской священник Петр Герасимович Ненарокомов. При крещении присутствовали диакон Симеон Игнатов, пономарь Никита Иванов.
Кто бы мог подумать, что Николай Саввич Тихонравов станет профессором кафедры истории русского языка и русской литературы, ректором Императорского Московского университета, академиком Петербургской Академии наук.
Церковь содержалась за счёт калужского казначейства и на средства прихожан. По числу прихожан церковь Воскресения Словущего относилась к 3 классу.
Когда-то в селе Шеметовое кипела жизнь. В конце XIX века в приход входили: с. Шеметовое, д. Колентеево, д. Васцы. В 1897 г. была построена церковно-приходская школа, помещалась она в собственном деревянном доме, в ней обучались 24 мальчика и 28 девочек. Законоучителем в 1898 г. служил местный священник Сергей Никольский, а учительницей в ней – Александра Лебедева.
В селе Шеметовом на 1915 г. Дворов - 32, мужчин - 64, женщин - 80; в одной версте находилась д. Колентеево, домов - 61, мужчин - 106, женщин - 149. В четырёх верстах была д. Васцы, где домов было 27, мужчин - 61, женщин - 59. Земли при церкви усадебной - 3 десятины, пахотной 25 десятин, луговой - 4 десятины.
Под лесом - 4 десятины.
Священноцерковнослужители церкви Воскресения Словущего
Самая ранняя Метрическая книга церкви за 1776 г., сохранившаяся в Государственном архиве Калужской области, говорит нам о том, что на приходе в этом служит священник Григорий Григорьев.
Как свидетельствует Метрическая книга церкви за 1832 г., что в это время в храме Обновления с. Шеметового служат священник Пётр Герасимович Ненарокомов, пономарь Никита Иванов, дьячок Василий Матвеев. Согласно данным ГАКО в 1864 г. объявлено одобрение Епархиального начальства священнику села Шеметового Филиппу Смирнову.
В Списке законоучителей, заявивших о себе особым усердием в занятиях по церковным школам Калужской Епархии, за 1901-1902 учебный год значатся Сергей Никольский, священник, законоучитель Шеметовской церковно-приходской школы, и Сергей Петрович Никольский (1833 –†08.03.1916), из духовного звания.
Александр Азбукин, священник посада Злынки Черниговской епархии, перемещён в Калужскую епархию к церкви с. Шеметового Мещовского уезда 2 сентября 1903 г.
Диакон Градо-Бороской Троицкой церкви Константин Победин рукоположен на псаломническое место с. Шеметового 26 ноября 1903 г., на приходе служил недолго. 21 февраля 1904 г. перемещён к церкви с. Ясенок Жиздринского уезда. На его место (23 июля 1904 г.) был назначен Александр Румянцев, священник церкви с. Красного Боровского уезда. [9, с. 305]
Из Клировых ведомостей церквей Мещовского уезда на 1915 г. следует, что Василий Победин рукоположен во священника к церкви с. Шеметовое 18 августа 1913 г. Калужский церковно-общественный вестник сообщает: "Василий Победин, священник церкви с. Шеметовое, 17 ноября 1916 г. перемещён к церкви с. Ореховни Медынского района".
Некоторое время церковь села оставалась без священника.
1 февраля 1917 г. старший священник с. Боболей Боровского уезда Александр Соколов перемещён к церкви с. Шеметовое.
Калужский церковно - общественный вестник за 1917 г. сообщает, что с 17 ноября при церкви с. Шеметового имеется праздное место священника.
Судьба храма после трагических событий 1917 г.
Храм для жителей села Шеметовое был духовно-нравственным центром, центром единения окрестных сёл. В данное время храм находится в аварийном состоянии. И все же, несмотря на унылый с первого взгляда пейзаж, стоя под сводами старой церкви, понимаешь, что значит словосочетание "намоленное место".
Восстановление церковной жизни в селе началось в 2017 г. в связи с приходом сюда иеромонаха Пафнутия (Габидулина), который служил тогда в Мещовском Свято-Георгиевском мужском монастыре.
К сожалению, старый храм восстановить уже невозможно, поэтому началось строительство нового храма с тем же названием. Мы с братом Иваном принимали участие в этом добром деле. История изучения Обновленской церкви будет продолжаться, как продолжается жизнь небольших сельских храмов, которые являются душой русского православного человека.
Восстановление храма в честь Воскресения Словущего в селе Шеметовое скоро завершится, и храм воссияет куполом своим и стенами.
Илья КУКУЛЕСКУ,
выпускник Алешинской основной школы,
студент Тимирязевской сельхозакадемии.