Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-аналитическая газета Мещовского района Калужской области

249240 Калужская обл., г. Мещовск, пр. Революции, д. 54
телефон: +7 (48446) 9-24-33
e-mail: readmemeshovsk@mail.ru, readme@kaluga.ru

"В горнице моей светло..."

Создано это великолепие умелыми и добрыми руками местных работников культуры. По всему району собирали они когда-то обычные, а теперь ставшие музейными экспонатами предметы старинного русского быта.

Каждый раз, бывая в Карцевском сельском Доме культуры, я обязательно заглядываю в комнату, оформленную под деревенскую избу. Создано это великолепие умелыми и добрыми руками местных работников культуры. По всему району собирали они когда-то обычные, а теперь ставшие музейными экспонатами предметы старинного русского быта. Люди старшего поколения ещё застали некоторые из них и знают их назначение. А вот для большинства молодежи и школьников это как пропущенный урок. И как хорошо, что благодаря таким ценителям старины, как Людмила Жучкина, Светлана Сидорчук, Мария Козина подрастающее поколение имеет возможность перенестись в прошлое, окунуться на сто и больше лет назад.

В последний день осени карцевская крестьянская изба перекочевала со своего постоянного места в фойе районного Дома культуры и распахнула двери для всех, кто интересуется жизнью, традициями и обрядами наших предков. Среди посетителей выставки "Предметы русской старины" большинство составляли старшеклассники Мещовской средней школы. Теперь благодаря "Пушкинской карте" они могут бесплатно посещать музеи, выставки, театры, культурные мероприятия. Напомню, что "Пушкинская карта" - это совместный проект министерств культуры, цифрового развития, "Почты России", который позволяет молодежи от 14 до 22 лет за счет федерального бюджета приобщаться к культуре. Она начала действовать с 1 сентября текущего года. Предполагается, что на год каждому молодому человеку будет выделено для посещения культурных учреждений по 5 тысяч рублей. Но в 2021-м, поскольку год не полный, эта сумма составляет 3 тысячи рублей.

…Радушно встретила школьников у входа в стилизованную русскую избу её гостеприимная хозяйка Людмила Жучкина. Она с первых же минут увлекла ребят не только показом старинных вещей, но и интересным рассказом о крестьянском быте. Общение проходило в форме диалога. Школьникам предлагалось отгадать загадки, продолжить русские пословицы, вспомнить народные приметы.

При просмотре экспонатов выставки возникло ощущение, что предметы быта пропитаны русским духом и передают образ непростой крестьянской жизни на Руси.

- Внутри избы не было ничего лишнего, только самое необходимое - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды, - как умелая сказочница Людмила Жучкина начала свой рассказ. – Центральное место в ней занимала печь. Считается, что само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба). Без печи невозможно представить жизнь наших далеких предков. Она была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода она согревала, в ней готовили еду, на ней спали, лечились от болезней. Но самое главное, вокруг печи постоянно находились люди. А ещё она является сказочным персонажем. Вспомните сказки "По щучьему велению", "Гуси-лебеди"…

Ухват, кочерга – незаменимые помощники в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Когда прогорали дрова в печи, кочергой сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. Ухват - это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки, в которых варили щи, похлебку, каши, тушили овощи. Простые крестьянские блюда получались в чугунках питательными и вкусными. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках, которые украшались росписью, тканью, резьбой или узорами. Сундуки служили также кроватью, скамьёй или стулом. А ещё в них собирали наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение "сундук с приданым". А вот в нашем сундуке хранится не приданое, а старинные вещи.

Вообще сегодня вы увидите здесь много предметов, которыми пользовались наши предки. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье. Они и на утюги-то похожи не были. По завершению стирки и сушки бельё гладили при помощи рубеля. Он представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой. На одной её стороне нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, ткань размягчалась и разравнивалась.

С интересом рассматривали школьники ещё один предмет русской избы - люльку. Она обычно подвешивалась под потолок и раскачивалась. В ней, чаще всего сделанной своими руками, спали младенцы. А к его ногам клали куклу-оберег. Её дарили младенцу при рождении и затем человек хранил её всю жизнь. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у неё не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Вот какой мудрый был русский народ!

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси её также называли "пряслице", от слова "прясть". Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью.

В начале XIV века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу, и цилиндр с веретеном. Женщины одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Школьники не только увидели, но и попробовали в "действии" коромысло. Сейчас его уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в вёдрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т. д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая его на ходу с одного плеча на другое.

Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.

Ребята обратили внимание на самотканые дорожки и коврики под ногами. Они использовались в быту с давнего времени. Это одни из самых древних тканых изделий. Сначала в качестве уточной нити применяли растения: лыко, пеньку или камыш. С XIX века появляется довольно много дешевых фабричных тканей, что позволило больше покупать их и делать половики из вторичного тканого полотна. Дешевизна и доступность материала, легкость изготовления позволила тканым половикам стать неотъемлемой частью русского быта. Также техника применялась не только для изготовления половиков, но и для покрывал, накидок, безворсовых ковров. Каждая мастерица старалась сделать свою работу уникальной, что породило множество техник при создании домотканых половиков. Материалом для ткачества половиков служат цветные нити и ткань. Ткань режется или рвётся длинными полосками шириной 1,5-2 сантиметра по основе. При необходимости ленты сшиваются или скручиваются.

Многие предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но люди уважали свой труд, всё делали с душой. Часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались деревенскими посиделками. А детишки очень любили забавы и играть в различные игры, особенно в "ручеёк". Вот и во время экскурсии ребята вспомнили про него.

В конце экскурсии Мария Козина и Светлана Сидорчук провели для школьников мастер-классы по изготовлению тряпичной куклы-оберега и подковы на счастье, а Карина Новикова душевно исполнила песню "Горница", в которой есть такие слова: "В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмёт ведро, молча принесет воды…"

Прощаясь с ребятами, Людмила Жучкина сказала:

- Я очень рада, что вы познакомились с нашей выставкой, выполнили все мои задания. Я надеюсь, что мы встретимся ещё не раз. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Пусть впечатления о нашей встрече надолго сохранятся в вашем сердце.

Людмила МОЛОКАНОВА.

Автор: Людмила Молоканова.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 694

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика