…Что и говорить, дорогие читатели, в сложное и непредсказуемое время мы с вами живём. Казалось бы, ещё вчера мы делили его на "до и постковидное" и, как точно заметил В. В. Путин в одном из своих выступлений, что едва ли не каждый член нашего общества стал мнить себя "специалистом" в области вирусологии… И вдруг, ставшая привычной, эта повестка буквально в одночасье сменилась куда более актуальной... И теперь разве что глухонемой не высказывает своих оценочных суждений о специальной военной операции на Украине, начатой 24 февраля по решению нашего президента, Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации. Первый шок, пережитый нами, позади. И мало-помалу, день за днём, все мы понемногу начинаем свыкаться с реальностью происходящего… Как журналист, я считаю своим долгом транслировать доминирующее в российском обществе мнение и оперировать исключительно официальной статистикой. Согласно самому свежему опросу на сайте культурологического издания "Литературная газета" на вопрос "Как России вести себя с Украиной?" – 2320 человек (82%) ответили: "решительно". 316 человек (11%): "не знаю" и 207 (7%): "извиняться". Цифры говорят сами за себя. Опрос проводился среди взрослого населения, но ведь дети – в том числе, школьники – это огромная часть нашего общества, мнения которых формируются не только родителями в семье, но учителями в школе, где они проводят большую часть своего времени.
Наш последний разговор с директором Мещовской средней школы Вероникой Викторовной Архиповой о цифровой образовательной среде проходил в самый разгар "коронавирусной повестки". Она призналась мне тогда: "За последние полтора года жизнь нашей школы кардинальным образом изменилась". И вот – на исходе марта наша новая с ней встреча, и в контексте ответа на мой вопрос: "Какова реакция школьников и коллектива учителей на главное политическое событие в стране?", я слышу – буквально слово в слово – ту же фразу, за исключением слов "за полтора года". Вместо них Вероника Викторовна произнесла: "за последний месяц" и добавила:
– Если раньше на собраниях учительского коллектива я ориентировала коллег исключительно на образовательный процесс, то сегодня мы просто обязаны доносить до наших учащихся взвешенную позицию, понимание и анализ сложившейся политической ситуации, объяснять им причины возникающих проблем, в том числе, экономических, и способы их решения… Особенно много вопросов задают учителям старшеклассники, ребята выпускного класса, которым совсем скоро предстоит вступать во взрослую жизнь.
По словам Вероники Викторовны, педагоги прекрасно понимают всю ответственность, которая легла на их плечи. Учитель истории Татьяна Михайловна Бабенко ежедневно, на каждом уроке отводит 5-10 минут для анализа свежих новостей, связанных с российско-украинским конфликтом, с реакцией на него политиков Запада, США и других стран мира.
– У нас во всех классах прошли уроки с названием "Братство славянских народов". Это были очень интересные, познавательные беседы. Например, детям предлагался текст на украинском языке, и оказалось, что они могут относительно легко понять его смысл без использования словаря…
Теме единства и дружбы славянских народов, их общей истории и культуры в Мещовской средней школе всегда уделялось большое внимание. Также, по традиции, в конце мая здесь проводится мероприятие, посвящённое дружбе народов "По странам и континентам". Каждый класс, выбрав по своему желанию любую из стран мира, представляет во всём многообразии её национальные особенности.
– Очень часто ребята выбирают Украину из-за близости языка, схожести танцев и кухни.
… Чтобы правильно преподнести детям сложную тему российско-украинского военного противостояния – буквально с первого дня спецоперации, министерство просвещения Российской Федерации почти ежедневно рассылает на сайты школ нашей страны взвешенную аналитическую информацию в виде лекций с презентациями и видеофильмами, которые активно используют в своей работе педагоги Мещовской средней школы.
– Со старшеклассниками мы провели лекцию "Гибридный конфликт". Для младших классов эта тема сложна, а вот о героизме можно говорить с детьми любого возраста, и недавно у нас прошли классные часы о героях уже нашего времени.
Вместе со всей страной школа активно отметила годовщину воссоединения Крыма, Севастополя и России. В течение недели проводились различные мероприятия, конкурсы рисунков, классные часы с названием "Крымская весна".
– Сегодня приходишь на урок и не знаешь, какие вопросы зададут тебе дети… Их не может не волновать ни военный конфликт, ни масштабная санкционная война против нашей страны, ни, как следствие, ожидаемое ухудшение экономической ситуации в России. Ведь, что ни говори, а за последние десятилетия мы стали жить заметно богаче, комфортнее, и не каждый взрослый готов расстаться с экономической стабильностью. А что говорить о детях, рождённых в годы благополучия?
Отвечать на прямые, острые вопросы педагогам, порой, действительно не просто, но, по словам Вероники Викторовны, они получили на днях от министерства просвещения замечательную разработку "Санкционная война и развитие национальной экономики", которая явилась большим подспорьем учителям истории и обществознания, и они пользуются ею на своих уроках.
– 22 марта все старшеклассники нашей школы приняли участие в митинге, который состоялся в сквере Победы у мемориала воинской славы в рамках автопробега в поддержку специальной операции на Украине, президента РФ В.В. Путина и наших военнослужащих. Слова выступавших на нём нашли живой отклик в умах и сердцах детей, желание обсуждать услышанное с нами, учителями…
… В свете последних событий неожиданно ново зазвучала в Мещовской средней школе тема волонтёрства, именуемая в советские годы "тимуровским движением". После совместного обсуждения этой добровольной безвозмездной деятельности учителя и школьники приняли решение провести весенний перерыв в обучении под девизом "Добро не уходит на каникулы!", использовать свободное время для помощи тем, кто в ней нуждается, быть социально активными.
По завершении беседы с В. В. Архиповой мы отправились в класс к десятиклассникам, где проводила урок истории Т.М. Бабенко. Многих из этих ребят я знаю с раннего детства. Как они выросли, похорошели, возмужали! Наш разговор проходил в непринуждённой форме. По просьбе учителя один из учеников, подойдя к карте мира, показал мне с помощью указки месторасположение России, Украины, Крыма и даже прилегающих к ним стран. Общаясь со школьниками, по возрасту ещё детьми, я не могла не видеть, не чувствовать – насколько они умны, пытливы и проницательны! Все до одного активно следят за последними событиями, которые разворачиваются вокруг нашей страны… Их и моё поколение миновало всё то, что довелось пережить нашим отцам и дедам. Но мы помним и ценим военные и трудовые подвиги наших предков. И в сохранении этой памяти, воспитании в нас патриотических чувств, огромную роль играет школа, наши дорогие учителя, наставники!
…Мы говорили с десятиклассниками о том, что в тяжкие для России времена наш народ всегда проявлял свои самые лучшие качества: сплочённость, трудолюбие, взаимовыручку, отзывчивость… На прощанье я задала ребятам два вопроса:
– Если наступят экономически сложные времена – не струсите, выдержите?
– Выдержим, однозначно!
– Может ли страна на вас рассчитывать, юные, красивые, талантливые?
– Может, конечно! Мы всё осилим!
Ольга ШИЛОВА.