Сегодня мы открываем новую рубрику "Читатель – газета: о личном и не только". Под ней будем публиковать материалы, в которых, вы, уважаемые наши подписчики, можете вспомнить прошлое, рассказать об интересных фактах и событиях, оставивших след в вашей памяти, о том, что дорого вашему сердцу, и что бы вы хотели перенести из советской эпохи в сегодняшнюю действительность. Одним словом, ждём от вас писем, сообщений, телефонных звонков о том, какими размышлениями желаете поделиться.
"Как мне хочется жить в такой стране..."
В 2014 году моему внуку Максиму исполнилось 9 лет. На летних каникулах он читал заданные в школе произведения по литературе. Когда заканчивал рассказ А. Гайдара "Чук и Гек", я предложил ему особо внимательно прочитать последнюю фразу: "Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной". Неожиданно внук задал вопрос: "Что такое Советская страна?". От этого вопроса девятилетнего ребёнка я испытал радость, так как он касался основного этапа моей жизни в Советской стране и, в то же время, был озадачен тем, что мне нужно рассказать в доступной форме непростую историю нашей Родины, которую мы называли СССР.
Ответ начал с рассказа о значимости слов: Союз Советских Социалистических Республик. Не просто объяснить начало строительства государства, его трудовую и военную историю… Конечно, отметил основные вехи нашей жизни, наших предков. Рассказал о бесплатном образовании, медицине, получении жилья... Открыты были двери любой Советской республики, доступны и бесплатны поездки в санатории, дома отдыха, да и просто к морю "дикарями". Не всё можно было приобрести в магазинах, на рынке, но более дружелюбно относились друг к другу люди...
В конце моего рассказа услышал ответ внука: "Как мне хочется жить в такой стране!"
Оценка истории Советского государства очень сложна для понимания, единого мнения не может быть. Вот так резко многие наши политики ушли от советской истории, а взамен получили страшные 90-е.
Несколько фактов из истории советского образования на собственном примере. 8 классов заканчивал в сельской местности в 1968 году. В выпускном классе двадцать один ученик. Директор школы А.Г. Родионов - выпускник исторического факультета МГУ, с педагогическим коллективом очень многое дали нам для дальнейшей жизни, заложили нравственные принципы, любовь к Отечеству, патриотизм, трудолюбие.
На всю жизнь запомнились четыре года обучения в Мещовском педучилище, директором которого был ветеран Великой Отечественной войны, подполковник запаса Н.Н. Преображенский. Для нас он организовывал поездки в Москву, Ленинград, Ясную Поляну. Посещали лучшие театры, выставки нашей страны. Николай Николаевич отмечал, что будущий учитель должен видеть всё своими глазами. С гордостью вспоминаю преподавателей педучилища, настоящих мастеров своего дела.
Высшее образование получал в Калужском пединституте им. К.Э.Циолковского на историческом факультете. Преподавали корифеи исторической науки, такие как П.В. Снесаревский, В.Ф. Агеев, Л.И. Потапова и др. (С прискорбием узнал, что на некоторое время был закрыт исторический факультет КГУ им. К.Э.Циолковского. Кто будет готовить учителей истории Калужской области?)
Волею судьбы проработал сорок пять лет в Мещовской средней школе. Несколько фактов из её истории (конец советского периода, 1984 год). Директор школы Заслуженный учитель РСФСР В.Е. Суровцев по специальности преподаватель физики. Огромная его заслуга в том, что были хорошо оборудованы 35 учебных кабинетов, которые являлись надежным материальным обеспечением педагогического процесса. Школа славилась учителями-профессионалами, отдававшими всю душу и время воспитанию в детях самых лучших качеств.
Действовала замкнутая система телевидения. Работали более 40 различных кружков и спортивных секций, что давало возможность всем учащимся найти себе занятие по душе, интересно организовать свой досуг.
Проводились автобусные экскурсии по Белоруссии, Украине, Крыму, Кавказу.
Очень нужным и полезным являлось производственное обучение. Старшеклассники изучали автодело, готовились к профессиям тракториста, маляра-штукатура, швеи-мотористки.
С 1976 г. ГАИ выдало учащимся 164 удостоверения шоферов-профессионалов. С 1980 г. был введен механизаторский всеобуч, и выпускники получали удостоверения механизатора. Школьная бригада выращивала кормовые культуры на площади в 70 га.
Наши выпускники поступали в разнообразные высшие учебные заведения, в том числе в МГУ, имени Баумана, военные училища… Для поступления в вузы учащимся хватало школьной программы и самостоятельных занятий. Учитель в обществе имел высокий статус и всеобщее уважение.
Радуюсь сегодняшней ситуации о материальной поддержке школьного образования. В то же время беспокоит слабая поддержка учителей. Отсюда нехватка их, особенно по предметам математического, гуманитарного направления.
Современное российское общество активно развивается. В настоящее время противостоит агрессивной, воинствующей политике НАТО во главе с США. Горжусь нашими защитниками мира в борьбе с нацизмом. Хочется, чтобы из жизни не "выкинули" лучшие страницы истории из периода СССР, который в этом году отмечает 100-летний юбилей.
Наше поколение, выросшее под пионерские горны и рассказы о героизме, никогда не забудет подвиги предков, которые спасли мир от фашизма в годы Великой Отечественной войны. Иногда что-то забываем из прошлого, но есть вещи, которые нельзя игнорировать.
А вот внуку и его сверстникам рекомендую во всех непростых жизненных ситуациях вспоминать слова Аркадия Гайдара: "…надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая звалась Советской страной".
Д. В. ЗОРЮКОВ,
Заслуженный учитель
Российской Федерации.