Программа развития муниципального кадрового управленческого резерва "Школа мэров"
разработана по поручению Президента России Владимира Путина и реализована ВШГУ
Президентской академии при поддержке Администрации Президента РФ и Всероссийской
ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ).
"Муниципальное сообщество - это активные, очень небезразличные люди. Неслучайно
сам термин "работа на муниципальной службе" так созвучен высокому смыслу
"служение". Это настоящее служение людям, обществу, своей стране. Без постоянного
совершенствования невозможны большие достижения. "Школа мэров" появилась как
ответ на запрос самого муниципального сообщества - стремление к развитию и
повышению компетенции… "Школа мэров" будет продолжена. Следующий поток
стартует уже этой осенью", - подчеркнул заместитель начальника Управления Президента
Российской Федерации по внутренней политике Евгений Грачев.
Он также подчеркнул, что проекты, рассмотренные на итоговых презентациях, имеют
прикладную ценность и могут стать эффективным инструментом повышения качества
жизни граждан в конкретных муниципалитетах.
Во время многоступенчатого отбора только на уровне глав субъектов страны было
отобрано 565 кандидатов. Оценивался управленческий стаж, работа на территории
муниципального образования, участники отбора проходили личностно-профессиональную
диагностику, оценку управленческого потенциала. В результате был зачислен 161
слушатель. Среди них главы муниципалитетов, заместители глав, а также представители
региональных органов власти и организаций.
Особенностью программы стал упор на практику. Обучающие модули проходили в 10
регионах-партнерах:
Москве, Сахалинской, Нижегородской, Кемеровской, Калининградской, Тульской и Московской областях, Ставропольском крае, республиках Татарстан и Башкортостан.
Восемь месяцев участники знакомились с лучшими практиками муниципалитетов, чтобы
в итоге вместе со своими командами разработать и представить авторские управленческие
решения. 157 выпускных проектов направлены на оптимизацию процессов
муниципального управления в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство,
транспортное обслуживание, благоустройство территорий, социальная поддержка,
обращение с твердыми коммунальными отходами и уборка мусора, работа с детьми и
молодежью, управление муниципальным жилищным фондом, привлечение инвестиций,
развитие территорий, муниципальные услуги и взаимодействие с жителями.
К примеру, от Алтайского края в проекте участвовал заместитель главы города Бийска
Александр Бирюков. Он разработал проект "Совершенствование процесса
информационного взаимодействия населения, жилищно-коммунальных организаций,
органов местного самоуправления при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций". По словам Александра Бирюкова, его проект рассчитан на аккумулирование
информации в цифровом формате от всех ведомств, включая работающие в сфере
ликвидации ЧС, - это поможет на уровне, например, города принимать решения наиболее
оперативно и качественно для жителей.
"Я побывал во время обучения в Москве и Нижнем Новгороде - посмотрел, как подобные
системы там функционируют на практике, выявил узкие места в своем проекте. Если
подобная задача поступит, у меня уже есть понимание и инструменты для практической
реализации. Очень важно, что во время обучения в "Школе мэров" удалось обменяться
опытом с коллегами, расширить кругозор, расширить горизонтальные контакты по своему
направлению работы. Очень рад, что меня выбрали для участия в проекте, удалось
поработать в команде во время наших обучающих модулей с прекрасными специалистами
из других регионов", - подчеркнул Александр Бирюков.
В общей сложности в создании и реализации программы участвовало более 300 экспертов.
Партнерами проекта выступили Минэкономразвития, Минцифры, Минстрой, Минфин,
ФНС, Минтранс, Минсельхоз России, Администрация Президента РФ, "Росатом",
"Сбер", ВЭБ.РФ, АНО "Диалог Регионы", ВАРМСУ.
За время обучения участники "Школы мэров" неоднократно избирались на руководящие
посты. Новые назначения в органах местного самоуправления получили 19 слушателей
программы. Следующие два потока программы стартуют осенью 2024 года.