Умение рисовать кто-то оттачивает годами, обучаясь технике и прочим премудростям.
А другой берёт в руки кисть, краски и рисует так, что возле его картины волей-неволей застынешь в восхищении. Так было со мной несколько лет назад, когда я увидела работы Андрея Мохноногова из р.п.Вознесенское на выставке в День посёлка. Пришло время рассказать о нём на страницах "Нашей жизни".
Как в настоящей галерее
Дом творческого человека отличается от других с самого порога. Лестница "усыпана" оранжевыми кленовыми листьями, а рядом по стене тянется вверх дерево. Объёмный ствол гармонирует с нарисованными ветвями… Спрашиваю Андрея о картинах. "Они у меня везде", – усмехается он. И это правда. Все стены в комнатах заняты талантливыми творениями. Мы отправляемся на самую настоящую экскурсию. Здесь не только работы хозяина. Есть и подарки, принадлежащие кисти других местных художников, например Константина Балдина и Бориса Осокина, волею судьбы задержавшегося в р.п.Вознесенское на пару лет.
Есть здесь и картина, нарисованная отцом моего собеседника. Вячеслав Иванович Мохноногов в далёком 1948 году (в пятнадцатилетнем возрасте) потрудился над копией известного даже школьникам творения Алексея Саврасова "Грачи прилетели". Краски принёс с работы его отец, а кисть он сделал сам, срезав прядку волос с собственной головы. Снег на холсте давно потускнел от времени, но по этой картине даже сейчас можно сказать: Бог наградил замечательным талантом и отца, и сына. Как говорит Вячеслав Мохноногов, "ген художника" передавался мужчинам их рода по материнской линии. Ещё одним доказательством тому – картина его дяди. Она – тоже здесь, на стене в доме Андрея Вячеславовича.
Мастер-класс от художника
Конечно, моё внимание всецело привлекло творчество хозяина дома. Про таких говорят: "Художник от Бога". Пейзажи в его исполнении полны очарования, присущего нашим местам. И пусть он не любитель рисовать с натуры, но чувствует композицию каким-то шестым чувством.
Показывает свою работу, на которой за июльскими берёзками на опушке виднеется стог. Рассказывает, что сначала там в помине не было никакого сена, зато располагалось озеро. Но, по словам Андрея, "что-то было не то". Тогда он вместо водоёма на заднем плане пустил лесок, а на опушку "приземлил" стог. И композиция тут же стала законченной, гармоничной!
Смотрю на пейзажи, по которым "разбегаются" лучи закатного солнца. Именно одна из них так поразила меня при первом знакомстве с работами художника.
– Я научу тебя! – откликается он, зная, что рисование входит в круг моих увлечений. – Солнечные лучи рисовать очень просто. Когда картина подсыхает, берёшь вату с небольшим количеством краски, полоску бумаги накладываешь на рисунок и начинаешь потихоньку растирать, добиваясь нужной степени насыщенности.
Время для рисования
Андрей обнаружил у себя дар художника ещё в школьные времена, но серьёзно начал рисовать только с 2000 года. Первой его картины у него уже нет – упросили продать её, чтоб подарить хорошему человеку. Правда, потом он нарисовал копию того пейзажа – почти совсем идентичную, в насыщенных золотистых тонах. Кстати, ему нередко приходится повторять свои же творения. Какие-то, на его взгляд, получаются чуть хуже, а другие, напротив, выходят лучше оригинала.
На рисование одной картины может уйти пара часов, а может – месяц. Время бежит быстро, незаметно. Иной раз засидится с большим мольбертом, который смастерил себе сам, допоздна. Думает: "Ещё чуть-чуть – и спать". Но минута бежит за минутой, а час – за часом. И рассвет можно встречать с кистью в руке.
Круговерть нашей жизни такова, что времени на увлечение катастрофически не хватает. У нас всегда столько дел, которые кажутся более важными и первоочередными.
Продуктивным в плане художеств стал 2014 год. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло… Андрей сломал ногу, и ему понадобилось чем-то занять свободное время, которого стало – хоть отбавляй. И тут помогло хобби. В тот период из-под его кисти вышло много замечательных картин.
Картина за картиной
Мы переходим из комнаты в комнату. Кругом – картины, картины, картины. Некоторые из них нарисованы гуашью, но большинство – маслом. С ним Андрею работать проще. Сразу выбрала на стене "любимчиков", к которым постоянно возвращался взгляд. На одной из картин – морозный зимний пейзаж: заснеженный стог сена, заиндевелые деревья, контрастные синие тени на сугробах. А на другой – красавец-март: снег местами – почти прозрачный, кое-где появились проталины, а в небе, по-весеннему нежно-голубом, вьются паутинки облаков… Как можно "остановить мгновенье" и нарисовать такую красоту?! А вот Андрею это дано…
Кстати, ассортимента кистей, красок, грунта и холстов не найдёшь не только в р.п.Вознесенское, но и в Выксе или Арзамасе. Приходится закупаться в Нижнем Новгороде. Там сейчас проживают его дети – Людмила и Иван. Это именно дочь разрисовала листьями лестницу в родительском доме. Ей не чуждо рисование. Впрочем, у каждого – свои таланты. А близкие люди нам дороги такими, какие они есть. О жене Вере Андрей Вячеславович говорит: "Она у меня особенная!". К тому, что муж и папа – художник, все уже привыкли и принимают это как должное. Зато я – человек посторонний – восхищалась всем, что видела. Подобранными красками для изображения закатов: на одной картине – яркими и дерзкими, на другой – робкими и нежными, на третьей – необычно-мистическими. Тщательно прорисованными "узелками" от сучков на деревянном косяке двери нарисованного дома. Лучами солнца – такими настоящими, освещающими весь пейзаж. А больше всего, наверное, я восхищалась тем, что наш земляк так рисует, хотя нигде не обучался этому. Сложно представить, каких вершин он мог бы достичь, если бы в своё время окончил художественную школу и профильный вуз. Но таких возможностей судьба Андрею не предоставила. Стоит ли жалеть об этом? В жизни каждого из нас много прекрасного. Главное – разглядеть его. Это тоже дано нашему талантливому земляку. Окружающий нас мир полон красок, и Андрей Мохноногов раз за разом переносит их на свои холсты.