Елена Курамшева из Вознесенского со школьной скамьи мечтала о профессии логопеда. Достойным примером любви и преданности своему делу всегда была мама Галина Ивановна. Конкурс на дефектологический факультет Свердловского государственного ордена "Знак Почета" педагогического института был большим: 22 человека на место. Но старательная грамотная абитуриентка с легкостью прошла вступительные испытания. Отмечу, что в те годы профессия логопеда-дефектолога была достаточно редкой. Всего пять вузов страны готовили специалистов по выявлению и коррекции речевых нарушений. Методики, которым обучали студентов деффака опытнейшие профессора, известные в логопедии не только в СССР, но и за рубежом, намного опередили свое время и не только не утратили своей актуальности, но именно сейчас являются передовыми и востребованными.
И вот за плечами моей собеседницы – тридцать два года стажа. И каждый день – в логопедии. Пять лет из них она посвятила работе с детьми в школе, остальные – в детском саду! Елена Николаевна абсолютно уверена, что комплексной диагностикой, исправлением и профилактикой нарушений речи необходимо начать заниматься именно в дошкольном возрасте. Дети охотнее идут на контакт, повторяют за педагогом упражнения, которые при грамотном и творческом подходе превращаются для них в увлекательную игру. Конечно, это требует концентрации внимания и усидчивости, которых пока нет у малышей. Ежегодно более сорока воспитанников детского сада "Сказка" в возрасте от пяти до семи лет под руководством логопеда старательно выговаривают сложные пока для них звуки: "рычат", "свистят", "шипят". В логопедическом пункте ребята занимаются в подгруппах и индивидуально.
К сожалению, с каждым годом детей с нарушениями в речи меньше не становится. Современные дети с малых лет с удовольствием нажимают пальчиком на экран телефона или планшета, не проговаривая предложенные им задания и не озвучивая ответы на них. Проведенное наедине с гаджетом время негативно сказывается на развитии речи, поэтому приоритетным направлением в работе Елены Николаевны является формирование связного высказывания, которое проходит красной нитью через все используемые в работе программы и проекты. Часто дошколята составляют изображения из множества пазлов, а простую сюжетную картину выстроить не могут. Это тоже реалии нашего времени. Но опытный педагог знает, как исправить такое положение. Великое множество наработок – тому подтверждение. Альбомы, картинки, материалы для диагностики произношения звуков, всё необходимое для дыхательной гимнастики, набор логопедических инструментов для постановки звуков, карточки, книги, пособия, раздаточный материал для автоматизации звуков в речи – всего не перечислишь. И обязательно – зеркало. В нем крохи видят расположение губ, языка во время произношения того или иного звука. Но главным своим детищем и помощником в работе Елена Николаевна называет "Звукоград". Логопед сама разработала и изготовила это многофункциональное настенное методическое пособие. В нем, как в зеркале, отражена вся фонетико-фонематическая система русского языка. Отдельные рубрики "Звукограда" не раз становились темами профессиональных форумов, районных и областных. Моя собеседница уверена, что в её работе необходимо умелое сочетание стилей и практик. Интерактивный логопедический стол – профессиональное решение для специалиста. В его программном обеспечении заложены лучшие коррекционные методики и представлены блоки занятий для работы по развитию всех структурных компонентов речи. Дети в восторге от такого нововведения!
На занятия воспитанники детского сада "Сказка" приходят с радостью. Своими главными помощниками в коррекции речи ребенка Елена Николаевна считает родителей. Ведь регулярные занятия требуют времени, волевых усилий. Дошколята слишком малы, чтобы заниматься самостоятельно. А кто, как не близкие, знают своё чадо лучше всех. Важно не только выявить нарушение и поставить правильный звук, необходимы постоянные упражнения на закрепление полученного результата. В этом помочь ребенку могут только взрослые. Если связка "семья – детский сад" работает на "отлично", результат не заставит себя долго ждать. И тогда вчерашние выпускники детского сада при встрече обязательно четко и звонко поприветствуют Елену Николаевну, а педагог, улыбнувшись, в очередной раз отметит, что её профессия такая нужная и такая важная.