В этом уверена моя собеседница – библиотекарь Бахтызинской сельской библиотеки Мария Рыжова. Свою профессию она считает самой познавательной. Но судьба распорядилась так, что в трудовую летопись была поначалу вписана специальность педагога. Физмат Арзамасского пединститута в 1976 году девушка выбрала благодаря бабушкиным квартиранткам. По её словам, "учителя в её доме не переводились". А Маша дневала и ночевала у бабушки. В Суморьевской средней школе Мария Яковлевна проработала учителем около 30-ти лет. Должность заведующей в бахтызинском детском саду пришла на смену школьным звонкам и урокам. А теперь больше десяти лет она отвечает за сельский "книжный дом".
На вопрос о том, каким должен быть современный библиотекарь, отвечает, что любопытным и "жадным" до книг. Сама она всегда любила книги. Обычная деревенская библиотека казалась для девочки из Вязовки Сергачского района чем-то непостижимым и неведомым. Может быть, ещё потому выбрала она "книжную" – учительскую специальность. Во всех трёх профессиях есть педагогическая составляющая. Но и своя специфика тоже есть.
Она отмечает, что в деревне читателей всегда меньше, чем в городе. И дело даже не в численности населения. Много читать на селе не принято во все времена. В библиотеку чаще всего приходит сельская интеллигенция, школьники, пенсионеры… Посвящать время книге просто некогда, на селе всегда много работы. Внесла в уменьшение количества читателей демографическая и миграционная ситуация. Убыль населения "отражается" на читательском абонементе в первую очередь. Но любители книги всё равно есть! Берут историческую литературу, приключения, периодику, читают и советскую литературу… Летом читателей прибавляется, в гости к бабушкам-дедушкам приезжает много детворы. Все записываются в библиотеку. Ведь на лето задают обширную программу для чтения по литературе. Но и просто любящих читать среди них – немало. А выбрать есть из чего! Книжный фонд насчитывает около семи с половиной тысяч книг, почти половина из них – детская литература.
Библиотека – это особое царство. В нём есть место не только читателям, но и множеству выставок, приуроченных к праздничным и значимым датам. Здесь проводятся самые разные мероприятия. Последнее, посвящённое Дню пионерии, по словам Марии Яковлевны, "будто в детство отправило", настолько оно напомнило взрослым людям их пионерское время. Подобное общение похоже на клуб по интересам. Не забудьте и про добрые разговоры с читателями, "заглянувшими на книжный огонёк".
Современный библиотекарь должен знать и уметь многое, его обязанности не ограничиваются выдачей книг. Владение техникой, множество отчётов, сотрудничество со школой, детским садом, клубом, участие в различных акциях. А ещё нужно уметь найти подход к каждому читателю, заинтересовать и взрослого, и ребёнка. Но самое важное в работе, по её словам, – быть неравнодушным к своему делу. А это значит – постоянно прививать детям любовь к книге. Чтение развивает кругозор, даёт грамотность. Важна и атмосфера, царящая в библиотеке, дети должны чувствовать себя как дома. Здесь можно не только книжку взять, но и поиграть, порисовать или сделать уроки… Можно записаться в кружок "Юный краевед" и изучать историю родного края, ходить на интересные экскурсии. Ведь ещё одна часть работы учреждений – "жить" по особым программам. В Бахтызинской библиотеке она называется "Живая нить". Есть в её помещениях и небольшой музейный уголок. Он обустроен руками Марии Яковлевны. "Местными" хлопотами работа не ограничивается. Недавно библиотекарь напечаталась в общероссийском массовом иллюстрированном журнале "Библиотека". Майский выпуск солидного издания был полностью посвящён деятельности Нижегородских библиотек. Есть в этом журнале и "голос" из глубинки – бахтызинская страница. Статья называлась "Живая связь прошлого и настоящего".
Так, в каждодневных заботах проходит время. Сразу и не ответишь на вопрос о том, много или мало – десять лет. Для биографии – срок солидный. А для интересной работы, которая по сердцу – совсем немного. По крайней мере, она не заметила, как прошло это время. А впереди ещё столько дел!