Приобщить современную молодежь к культуре непросто. Если перед ней встанет выбор: пойти в кинотеатр на сеанс боевика или посетить выставку в музее, – скорее всего, выберет кино. Но как же привлечь подрастающее поколение к миру искусств?.. В этом нам помогает "Пушкинская карта".
Коротко о главном
С 2021 года у представителей молодежи России появилась отличная возможность посещать культурные мероприятия совершенно бесплатно, но с одним условием – они должны быть владельцами специальной карты – "Пушкинской". Выдают её гражданам в возрасте 14-22 лет вне зависимости от места проживания и финансового положения. Деньги на карту поступают от государства, и каждый год сумма меняется.
"Пушкинская карта" может быть виртуальной или пластиковой, но в любом случае она имеет одинаковую "силу". Стоит отметить, что ею можно оплатить мероприятие, проходящее в разных уголках нашей страны, а не только там, где проживает ее обладатель. Например, класс из небольшого населенного пункта может поехать на каникулы в город – все билеты в музей или театр будут оплачены за счет государства. Только есть один нюанс – деньги за проезд бюджет не возмещает. Разве что учебные заведения организуют какие-то групповые поездки.
На территории Вознесенского района все учреждения культуры, Центр народных ремесел, историко-краеведческий музей, районный Дом культуры, Вознесенская централизованная библиотечная система, Детская школа искусств присоединились к реализации проекта. Первопроходцами в этом были как раз сотрудники музея. Именно они еще в прошлом году одними из первых в области стали работать по "Пушкинской карте".
Нескучный музей
Сегодня, когда Интернет-пространство неотделимо от реальности, а блоги и социальные сети занимают важное место в жизни не только молодёжи, но и людей среднего возраста, важно, чтобы учреждения культуры не остались в стороне. Для своих гостей сотрудники Вознесенского музея приготовили 12 событий: экскурсии, викторины, интеллектуальные игры и квесты. Сейчас на "подходе" – 13-ое. И всё это, разумеется, можно оплатить с помощью "Пушкинской карты".
Например, в преддверии Нового года все желающие могут окунуться в атмосферу этого чудесного праздника, но – в советское время. Гости познакомятся с меню новогоднего стола своих родителей, бабушек и дедушек, с новогодними фильмами и песнями того времени. Каждый участник "посвящается в пионеры" и ему повязывают главный атрибут советского школьника – красный галстук. На мастер-классе по росписи гости могут расписать значок с тематикой советского времени в память о мероприятии, поучаствовать в викторинах и конкурсах. Завершается всё атмосферным "новогодним" боем курантов и угощением.
Также можно принять участие в квесте "Волшебство Нового Года". Гости, получив письмо от Деда Мороза, отправляются на поиски подарков. Для этого нужно найти подсказки, которые разложены по залам музея, а после – выполнить интересные и запутанные задания. В конце игры всех ожидают сладкие подарки.
Многие задаются вопросом, где провести каникулы. Ответ: почему бы не сходить в музей? Здесь всегда интересно, познавательно, весело, можно узнать много нового. За время осеннего отдыха его посетителями стали школьники из Сарова, Арзамаса, Выксы, Мурома, Ардатова, Ерми
ши… Многие из них воспользовались картой.
Директор музея Елена Сазонова рассказала, что все игры, квесты и прочие мероприятия музейные работники разрабатывают сами. И то, о чём будет идти речь сегодня, диктует время. Сотрудники музея не сидят на месте. Они проводят и выездные мероприятия. Например, в сентябре в рамках "Пушкинской карты" они провели мероприятие "Живая память", главная цель которого – патриотическое воспитание молодого поколения. Мальчишки и девчонки приняли участие в мастер-классе "Белые журавли" (оригами).
В октябре они провели интеллектуальную игру "Сто к одному", где учащиеся 8-10 классов пытались угадать наиболее распространенные ответы на вопросы, не имеющие однозначного ответа. Игра проходила в пять раундов: "Простая игра", "Двойная игра", "Тройная игра", "Игра наоборот" и "Большая игра". Ученики с азартом отнеслись к выполнению заданий.
Битва умов
Подобные интеллектуальные битвы проводят и сотрудники Районного Дома культуры. Свое первое мероприятие они реализовали в конце сентября этого года. Его участниками стали студенты Областного многопрофильного техникума.
– В целом, контингент, охваченный мероприятиями по "Пушкинской карте", – это молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет, но по большому счету было бы неплохо распространить эту программу еще и на граждан до 35 лет, – рассказал директор Вознесенского РДК Николай Кундышев.
Все программы, которые проводят сотрудники ДК, они разрабатывают самостоятельно. И прежде чем выпускать в массы, они "пробуют" их на своих товарищах по работе… Именно так становится понятно, "что добавить, а где убрать". Сценарий программ – разный, для большего интереса добавляют музыкальное сопровождение (сигнал в случае правильного и неправильного ответов, таймер и другое).
– Интеллектуальные игры мы проводим в разное время. Чаще всего это происходит тогда, когда это удобно самим школьникам или студентам, – говорит Николай Николаевич. – Например, однажды в Дивеево мы приехали после всех уроков. В этот день у нас было два мероприятия, но ребята всё равно не расходились, а сидели и ждали вторую игру. В целом, на такие интеллектуальные игры дети реагируют хорошо. Двигаться здесь не надо, как на спортивных. Тематика игр разная. Есть на логику, на реакцию, на сообразительность… Мы получаем живой отклик, особенно когда играют команды. Они настолько ярко "празднуют" каждый правильный ответ! И настолько же ярко переживают, когда ответили неправильно. Однажды меня поразили ребята из нашего техникума. Вроде бы дальнейшая их жизнь никоим образом не связана ни с литературой, ни с наукой или историей, ведь им ближе технические знания, но ребята настолько ярко отыграли квиз, что набрали самое большое количество баллов в истории всех игр! Они настолько эрудированные, причем в разных областях!
Недавно Николай Кундышев начал проводить мастер-класс по актерскому мастерству, который также можно оплатить картой. Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, оно может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении и во многих других жизненных ситуациях. Участники мероприятия впервые попробовали свои способности в актерском мастерстве. Такие уроки помогают ребятам стать более раскованными и уверенными в себе.
– С нашими программами мы объездили все населенные пункты района, где есть учебные заведения, выезжали и за пределы – в Дивеево, Теньгушево… Готовы посетить любой район со своим оборудованием, идеями и нашим задорным коллективом. Неважно, куда ехать, главное – чтобы были желающие. Мы звоним, предлагаем программы. Работа ведется активно. Сейчас готовим новогоднее театрализованное представление, которое также можно будет посетить по "Пушкинской карте". Кстати, в этом году мы организовали концерты двух профессиональных коллективов – один из Нижегородской государственной филармонии имени Ростроповича, второй – студенты Нижегородской государственной консерватории имени Глинки. На оба выступления пришло много зрителей, зал был переполнен, что не может не радовать.
Потанцуем "Ча-ча-ча"
Детская школа искусств также присоединилась к реализации программы "Пушкинская карта". О том, как это проходит, нам рассказала преподаватель отделения "Хореографическое творчество" Ольга Кундышева: "Я провела несколько мастер-классов. В основном брала медленный вальс и "Ча-ча-ча". На занятиях присутствовали пока только студенты Областного многопрофильного техникума. Ребятам очень понравилось. Сразу была видна их заинтересованность. В первый раз пришли 12 человек, на следующее занятие "подтянулись" еще четверо".
Занятия по карте ничем не отличаются от обычных. В начале ученики узнают историю танца, его основу. На втором занятии – повторение пройденного материала с небольшим усложнением элементов.
– Конечно, некоторые поначалу смущались, но всё же мы смогли их заинтересовать. И под конец первого занятия они вместе со всеми выполняли задания. Их можно понять. Люди, которые, может быть, не разу в жизни не танцевали бальные танцы, не знают, как и с чего начать. А тут они пришли и фактически за один час должны что-то освоить, чему-то научиться. На втором занятии было легче – пришли те же самые дети, и мы уже продумывали что-то поинтереснее, посерьезнее, посложнее, пусть и в том же направлении, – рассказала Ольга Геннадьевна.
Конечно же, современной молодежи хочется разучить более современные танцы, и ребята об этом просили. Поэтому на занятиях рассматривали и основы современных танцев, небольшие связки, комбинации. Например, рок-н-рол. Попробовали его в разных темпах, изучали основные шаги… К третьему занятию все ученики чувствовали себя более раскованными.
Все занятия проходят на базе Школы искусств, что весьма удобно. Ведь здесь класс полностью оборудован: есть зеркала, настроена музыка, да и смена обстановки, новая атмосфера играют свою роль. Преподаватель утверждает, что навыки пригодятся детям и в обычной жизни. Например, тот же самый медленный вальс можно применить на выпускном балу или же на собственной свадьбе. Зная азы, можно смело что-либо самостоятельно придумать, если, разумеется, будет желание.
– Однажды после урока ко мне подошли девочки и сказали: "Мы готовы купить абонемент на следующий год. Сразу на несколько занятий". И это радует. Я вижу их горящие глаза, – продолжает Ольга Кундышева. – И для себя я открыла много нового. Если на своей основной работе я занимаюсь с детьми от 4,5 до 15 лет, то здесь совсем другая обстановка, своя атмосфера, другое общение. И для педагога это весьма полезно.
Очень многие люди думают, что для танца нужны определенные способности, но это в корне неверно. Главное – было бы желание.