Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кадошкинского района Республики Мордовия

431900 Республика Мордовия Кадошкинский р-н п.Кадошкино ул. Заводская 1
телефон: +7 (83448) 2-35-36
e-mail: gazeta.v@rambler.ru

Память на все времена

Чапаев Николай Сергеевич - механик-водитель танка 47-й гвардейской танковой бригады (9-й гвардейский танковаый корпус, 2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии старший сержант.

Родился Николай Сергеевич 18 июля 1923 года в селе Сиалеевский Майдан Инсарского уезда Пензенской губерниии, в семье рабочего. Русский. Образование незаконченное среднее.

В Рабоче-крестьянской Красной армии Николай Сергеевич с декабря 1941 года. В действующей армии с октября 1942 года. Гвардии старший сержант Чапаев отличился при освобождении польских городов Груец, Мщонув, Жирардув и Сохачев. 18 января 1945 года, ворвавшись на военный аэродром в городе Сохачев, экипаж танка огнем пушек и гусеницами уничтожил 2 вражеских самолета, 4 зенитных пулемета и захватил богатые военные трофеи. Участвовал в освобождении большой группы военнопленных из концлагеря города Бранево (Польша).

Шел январь сорок пятого года. Советские войска очищали польскую землю от фашистских захватчиков. На рубеже Бэура-Равка вела упорные бои 47-я гвардейская танковая бригада. Смелостью и отвагой отличались бойцы и командиры роты лейтенанта Кравченко. Экипаж наносил ощутимые удары по противнику.

В ночь на 17 января рота Кравченко получила боевую задачу: захватить аэродром противника под городом Сохачев и любой ценой удержать его до прохода подкреплений. Усиленная двумя самоходными орудиями, мотострелковым взводом и отделением саперов, рота вышла на исходные позиции. Впереди начали действовать разведчики, которым вскоре удалось захватить в плен гитлеровцев. Пленный показал, что на аэродроме стоят истребители "фоке-вульф" и другие самолеты, до десятка зенитных орудий и подразделения солдат. Город готовится к обороне, на железнодорожной станции - скопление эшелонов с воинским имуществом, вывезенным из Варшавы. Дополнительной разведкой установлено, что минных полей на подступах к аэродрому нет, имеются лишь проволочные заграждения.

Командир батальона рекомендовал Кравченко атаковать аэродром с наступлением рассвета. Поставив задачу командирам танков, комроты Кравченко обратился к своему механику-водителю Чапаеву: атаковать я решил на предельной скорости. Двигаться будем за танком лейтенанта Чубенко. Отальные машины идут справа. Как у тебя мотор? Все проверил? - Осмотрел хорошо. Механизмы работают безупречно. Заправки хватит, - отвечал сержант Чапаев. Не подведем, товарищ гвардии лейтенант.

Наступил рассвет. Прозвучала команда, и десять тридцатьчетверок вихрем понеслись к аэродрому. За танками устремились самоходно-артиллерийские установки. Чапаев вел машину в 20-30 метрах позади танка Чубенко. Он знал, что за рычагами управления впереди идущего танка сидит опытный водитель Сластин, фронтовой товарищ Чапаева. Не подведет. Прошли мелкий кустарник, вот и колючая проволока. Нужна осторожность, чтобы не намотать ее на гусеницы. Чапаев немного притормозил, и сразу же в шлемофоне команда:

Скорость держи! Не отставай!

Прорвав без особого труда проволочные заграждения, танк Чапаева, не открывая огня, стремительно ворвался на аэродром. Через открытый люк Чапаеву было видно, как многие самолеты в это время уже выкатывались к взлетной полосе, но неожиданное появление советских танков застало фашистских летчиков в расплох, они растерялись, забегали вокруг своих машин и не смогли поднять их в воздух. Справа вперед вырвался танк лейтенанта Гнедаша. Он сразу же направил танк на ближайший самолет.

Можно и мне пройтись по хвостам фашистских стервятников? - спросил разрешения у своего командира механик-водитель Чапаев.

Только по самому хвостику! Действуй! Тридцатьчетверка стремительно понеслась по летнему полю, и два стоявших поблизости "Мессершмитта-109" оказались с помятыми хвостами. Гусеницами танков и пушечно-пулеметным огнем рота Кравченко в этой атаке вывела из строя около двадцати самолетов противника. Гитлеровцы пытались оказать сопротивление, бросившись к зенитным пушкам, но танкисты опередили их.

Вправо! На зенитные орудия! - кричит по рации командир роты. А Чапаев уже развернул свою машину и сразу же заговорила танковая пушка и спаренный с ней пулемет. Гитлеровцы, увидев мчавшийся на них Т-34, растерялись. Кто то их расчета пытался развернуть орудие на танк, но не успел. Раздался скрежет - и вражеская пушка превратилась в груду металлолома. Успеху атаки способствовал и взвод зенитно-пулеметных установок, двигавшийся вслед за танками. Своим огнем он блокировал помещения аэродрома, уничтожая живую силу врага. В атаке были опрокинуты и подмяты зенитки, а их расчеты разбежались или были уничтожены танкистами.

Вскоре на аэродром прибыли и другие танки батальона. Кравченко приказал Чапаеву поставить танк в засаду и замаскировать, сам же доложил комбату о выполнении задачи.

Аэродром будем удерживать во что бы то ни стало до подхода основных наших сил, - объявил комбат.

Подгоните несколько танков к железной дороге и не давайте врагу угонять эшелон из Сохачева.

Кравченко приступил к выполнению новой задачи. Не прошло двух часов, как на шоссе показалась колонна вражеских войск. Двигались в сторону аэродрома автомашины, бронетранспортеры, мотоциклы, повозки. Гитлеровцы не ожидали здесь, далеко от переднего края, у себя в тылу встретить советские танки. Подпустив противника на 200-300 метров, наши подразделения открыли сильный огонь из пушек и пулеметов. Слаженно действовал весь экипаж Кравченко. Маневрируя на местности, механик-водитель Чапаев четко выполнял команды своего командира.

Позже со стороны железнодорожной станции противник несколько раз переходил в атаку, пытаясь вернуть аэродром, но ничего не добился. К полудню к танкистам стало подходить подкрепление и успех окончательно был закреплен.

На второй день над аэродромом показались наши самолеты. По сигналу с земли они совершили посадку. Это были летчики 402-го истребительного авиационного полка. 18 января польский город Сохачев был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В боях активное участие пинимал танк гвардии сержанта Чапаева. В этот же день приказом Верховного Главнокомандующего всему личному составу, принимавшему участие в боях за город, была объявлена благодарность.

К вечеру 22 января 47-я танковая бригада вела наступление на город Быдгощ. Действуя в ночных условиях, танкисты внезапно вырвались в тыл врага и атаковали противника. В голове бригады наступала рота лейтенанта Кравченко. Танкисты заметили колонну вражеских автомашин, отходящих в сторону города Накеля. Замыкало колонну самоходное орудие.

Впереди нас самоходка, - доложил Чапаев своему командиру. - Разрешите протаранить.

Действуй! - ответил Кравченко.

Своим танком Чапаев ударил самоходку и свалил ее в кювет. Продолжая наступать, тридцатьчетверки настигли колонну автомашин и с ходу разгромили ее. Позже, такая же участь постигла и конный обоз с военным имуществом.

Смело действуешь, - похвалил командир роты своего механика-водителя. - Комбриг доволен. Обещал к награде представить.

27 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру роты И.В. Кравченко и его механику-водителю Н.С. Чапаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

После демобилизации Николай Сергеевичжил в Канске. Работал шофером. Умер 22 октября 2003 года.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды и медалями.

Автор: З.К. Алтаева, заведующая муниципальным архивом

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 348

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика