Управление Росреестра по Республике Мордовия информирует, что Минэкономразвития России совместно с Росреестром подготовлен ряд законопроектов, вносящих существенные изменения в процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В частности, к ним относятся следующие законопроекты:
1) проект Федерального закона № 933979-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости".
В настоящее время на территории всей российской Федерации имеется огромное количество ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых имеются сведения о самом объекте недвижимости, без сведений о правах на него и, соответственно, без сведений о правообладателе.
Предусмотренная Федеральным законом от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) процедура внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях таких объектов предполагает наличие заявлений таких лиц о регистрации ранее возникшего права в ЕГРН с уплатой государственной пошлины.
Законопроектом предлагается предусмотреть в законодательстве процедуру внесения в один из разделов ЕГРН (кадастр недвижимости) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Данная процедура будет производится через органы местного самоуправления (администрации городских и сельских поселений), которые наделаются полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и сообщению данной информации в орган регистрации прав.
При этом в соответствии с законопроектом лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий вправе представить в письменной форме возражения.
Предусмотренные законопроектом изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости. В кадастр недвижимости будут внесены сведения о правообладателе, имеющие справочный характер.
Положения законопроекта не отменяют существующий в настоящее время в действующем законодательстве принцип, согласно которому права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу прежнего Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
2) проект Федерального закона № 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав".
Законопроект разработан также в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в связи с правоприменительной практикой реализации положений Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В законопроекте четко разделяются полномочия территориальных органов Росреестра (Управлений в субъектах Российской Федерации) и филиалов ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра": прописывается, что именно делают филиалы.
В целях повышения доступности и качества оказываемых Росреестром государственных услуг законопроектом предусматривается возможность представления ряда заявлений (не связанных с переходом и ограничением прав) в форме электронного документа посредством личного кабинета правообладателя без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом идентификацию личности правообладателя предлагается осуществлять посредством Единой системы идентификации и аутентификации портала государственных и муниципальных услуг.
Законопроектом предусматривается возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана в отношении части такого здания или сооружения.
Также законопроект предусматривает возможность проведения как государственного кадастрового учета, так и государственной регистрации прав по решениям суда без предоставления отдельных межевого или технического плана на объект недвижимости в случае, если в решении суда содержатся все необходимые сведения об объекте, которые необходимо внести в ЕГРН.
Также изменения в Закон о регистрации в том числе касаются:
- уточнения оснований для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, уточнения перечня случаев, при которых государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно и по отдельности;
- расширения перечня лиц, по заявлениям которых осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав. Например, в случае если собственник объектов недвижимости, прекративших свое существование ликвидирован (в отношении юридического лица) либо умер (в отношении физического лица) предлагается собственнику земельного участка, на котором расположен прекративший существование объект недвижимости, обратиться с заявлением о снятии с кадастрового учета такого объекта в связи с прекращением его существования и при необходимости за прекращением прав прежних собственников.
- уточнения порядка представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и иных необходимых документовпосредством выездного приема и личного кабинета;
- уточнения порядка информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации посредством электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера";
- уточнения оснований для возврата заявления и иных представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Предусматривается, что если регистрация (кадастровый учет) были приостановлены и в орган регистрации поступили документы во исправление ситуации, то орган регистрации должен их рассмотреть в течении трех дней с момента поступления;
- уточнения состава сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии со статьей 32 Закона о регистрации;
- уточнения порядка исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
- уточнения порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Также нормами законопроекта предложено производить регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости в случае исключения из Единого государственного реестра юридических лиц продавца как стороны сделки на основании заявления только одной стороны сделки (для случаев, когда право продавца было зарегистрировано в реестре прав).
Законопроектом также предусматривается сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (пять или семь рабочих дней, в зависимости от способа сдачи документов не регистрацию).
В целях повышения информированности кадастровых инженеров о решениях, принятых органом регистрации на основании подготовленных ими документов, законопроектом предусматривается, что орган регистрации прав уведомляет кадастровых инженеров посредством электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" в случае осуществления:
- государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо государственного кадастрового учета земельного участка или земельных участков, в отношении которых кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ оформлен акт согласования местоположения границ земельного участка;
- приостановления государственного кадастрового учета, если оно принято органом регистрации прав по результатам рассмотрения документов, подготовленных кадастровым инженером.
Законопроектом предусматривается также необходимость уведомления залогодателя и залогодержателя в случае погашения регистрационной записи об ипотеке.