Пролог
Живет на селе человек. Обычный. Такой, казалось бы, как все. Плечистый и крепкий, натруженные руки, по жизни идет уверенно и твердым шагом, строг к себе, знает, что хочет от дня сегодняшнего и осознает в полной мере свою личную ответственность за будущее. Как все?
Вот только уже 25 лет жизнь его измеряется не прожитыми годами, а звонками: то зовущими на урок, то провожающими во взрослую жизнь. А еще поурочными планами, волнениями и радостями за своих учеников, формированием педагогического багажа, без которого далеко не уйти педагогу, обучающему ребят такому живому, переменчивому день ото дня предмету как география. Полной жизнью живет человек! И в бесконечной кутерьме дел и забот главным для него остается ШКОЛА.
Ильдан Шамилевич Байчурин. О нем сегодня наше повествование - устами коллег, односельчан, учеников.
"Здравствуйте!
Начинаем урок!"
Прежде чем услышать общественное мнение об этом человеке, обратимся, как говорится, к "первоисточнику". Недавно Ильдану Шамилевичу исполнилось 50 лет. "Золотой" юбилей отметил, а юбилеи, они как вехи на пути, располагают к раздумьям, размышлениям и выводам… Это случилось и с нашим героем:
- В юности, когда все задумываются о своей будущей профессии, у меня никогда не возникало сомнений: буду учителем! Школу любил всегда. С головой погружался в водоворот школьной жизни: спорт, художественная самодеятельность, различные кружки, конкурсы, соревнования, лагеря труда и отдыха, турслеты - словом, как активист успевал везде. Огромное спасибо моим педагогам, благодаря которым полюбил шумную школьную жизнь. Подумать было страшно, что придется расстаться с этой атмосферой. Мне очень хотелось оставаться в ней и далее: видеть горящие глаза ребят, слышать их удивленные и восхищенные возгласы, бесконечные и дотошные вопросы… Все сбылось. Я - учитель. Школа не отпустила меня.
Здесь и как и прежде все бурлит, кипит, вертится, а с позиции отданных своей профессии лет, четко осознаю, сколько труда, энергии, творческого вдохновения и энтузиазма необходимо учителю, чтобы эта добрая карусель детства кружила ребят по орбите радости, познания, интереса. И стараешься, ищешь, придумываешь, творишь, - размышляет И.Ш. Байчурин. - Учитель. Он актер, только слушатели и зрители не аплодируют. Он скульптор, но его труда не видно сразу. Он врач, но пациенты его не благодарят за исцеление, а порой вовсе не хотят лечиться. В современном обществе все чаще учителя корят и родители, и многие СМИ. Где что случится - виноват учитель: недосмотрел, не научил, не воспитал. Где же взять силы для каждодневного вдохновенья? Только в самом себе, в осознании нужности своего дела. Нигде нет столько точек приложения своим способностям, планам, идеям, как в школе.
Трудно быть учителем. Многое приходится пережить, передумать, прежде чем встанешь у учительского стола и с улыбкой скажешь: "Здравствуйте! Начинаем урок!"
Мои знакомые часто спрашивают меня: "Почему ты со своими интеллектуальными возможностями, ответственностью, умением расположить к себе людей работаешь в школе за небольшую зарплату?" Я и сам ищу порой ответ на этот вопрос, задумываюсь, что же все-таки держит в школе меня и моих коллег? Поверьте, не зарплата, не привычка, не боязнь что-либо менять в своей жизни. Просто любовь к таким разным, но именно этим и интересным девчонкам и мальчишкам. И любовь к школе, потому что она тоже твой дом, твоя жизнь, твоя вторая семья.
Не остуди
свое сердце
Родился и вырос Ильдан Байчурин в Латышовке. Как значится в статистическом справочнике, это татарское село. Но справедливее было бы сказать, село многонациональное, где в мире и дружбе почти два века живут-соседствуют татары, русские и мордва. За сотни лет переплелись их культурные связи, народные традиции, кулинарные предпочтения, но сохранилась самобытность, язык и вера. Подметила, что сельчане даже приветствуют друг друга по-особому: с почтительным легким поклоном. Аура Латышовки какая-то необыкновенная - теплая, чистая, легкая.
Из школы с объемными ранцами за плечами гуськом идут младшеклассники. Резво, не жалея кроссовок, по зимнему укатанному насту мчатся домой ребята постарше. Это будущее села, его надежда. И неправда, что разлетятся из родной Латышовки сегодняшние школьники. Они нужны своему селу, и понимают - без них не будет здесь ни расцвета, ни рассвета.
Так думал и выпускник Латышовской средней общеобразовательной школы Ильдан Байчурин, когда в 1988 году отправился покорять вуз столицы нашей республики. Никто из его учителей и друзей не сомневался, что Ильдан не подведет. Но главное, в успех своего сына верила мама Нурия Ахметовна. Она была горда, что сын станет учителем, ведь сама Нурия Ахметовна всю жизнь проработала в школе. Педагог по образованию, была бессменной пионерской вожатой. Ее любили все дети. Она являлась генератором идей среди ребят и преподавателей. Старшие латышовцы хранят воспоминания о вечерах, творческих встречах, конкурсах, праздничных школьных "огоньках", программу которых составляла и готовила старшая вожатая с ребятами.
Говорят, что Нурия Ахметовна никогда не уходила в отпуск. Летом, когда учителя отправлялись на отдых, у вожатой начиналась "страда" - трудовая четверть. Вместе с детьми помогали колхозу убирать урожай. Школьная бригада старалась не уступить в труде полеводам, ведь хорошо поработаешь - больше получишь. Можно рассчитывать на экскурсии по городам-героям, на покупку современного спортинвентаря… Словом, все по-взрослому.
Нурии Ахметовны уже, к сожалению, нет в живых, но память о ней светла среди односельчан.
Конечно же, помнит пример своей мамы Ильдан Шамилевич. Все отдавать детям: знания, мастерство, сердечное тепло. Это и есть тот самый огонек, который согреет человека, большого или маленького - вовсе не важно, в жизни и в пути. Вот и старается учитель географии Ильдан Шамилевич Байчурин не остудить свое сердце, не погасить в нем огонь преданности выбранной однажды профессии.
Непрерывно
двигаться вперед
- Без преувеличения могу сказать, что Ильдан Шамилевич Байчурин - яркий образец современного учителя. Его 25-летний стаж педагогической деятельности дает основания утверждать об опыте и мастерстве. Его личностные качества, такие как эрудиция, постоянное самообразование, мобильность, умение увлечь темой, природный артистизм, постоянное и неустанное движение вперед, свидетельствуют о его желании многое еще сказать в своей профессии. А в сумме мы получаем уникального учителя, в которых так нуждаются школьные коллективы, - говорит директор Латышовской средней школы Татьяна Анатольевна Кадрякова.
- Разные учителя работают в школах, у каждого свое отношение к собственному труду и предназначению. Педагогическое кредо Байчурина: "Не делай того, за что тебе станет стыдно, учи ребят на своем примере". Его принцип: "Если не творчески и с ответственностью, то зачем?" - продолжает разговор руководитель. - Ильдан Шамилевич учит школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, ценить прекрасное. Это обязательно пригодится им в жизни.
Как единственный мужчина в нашей школе, Ильдан Шамилевич преподает еще и ОБЖ. Обучает ребят правилам безопасности: на дорогах, в быту, в экстремальных ситуациях. Уроки пролетают на одном дыхании. Кабинет ОБЖ оснащен современным оборудованием, где на муляжах ребята постигают навыки оказания первой медицинской помощи. С удовольствием школьники участвуют в тематических конкурсах, которые И.Ш. Байчурин готовит для учащихся совместно с педагогом-организатором Г.П. Вяльшиной. За успехи в педагогической деятельности Ильдан Шамилевич награжден Почетной грамотой Госсобрания Республики Мордовия.
Еще одним серьезным испытанием и, конечно же, шагом вперед стало для Ильдана Шамилевича участие в районном конкурсе педагогических талантов "Учитель года-2018". Байчурин был одним из лучших. На другое мы и не рассчитывали, - уверенно произнесла Татьяна Анатольевна.
Эпилог
А эпилога не будет, ибо непрерывна цепочка жизни. Будут, обязательно будут в Латышовке рождаться дети. И в школе не погаснет светоч знаний. А разожжет его для новых поколений, конечно же, УЧИТЕЛЬ.
Так было, есть и так будет ВСЕГДА…
Е. Стародубова.