До Тихого Дона - далеко, да и Кубань - неблизко. Так откуда же в Саранске взялись казаки? Секрет прост: в 1641 году вместе со стрельцами, пушкарями и прочими служилыми людьми казаки основали наш город и стали его первыми жителями и защитниками. И сейчас в Саранске живут потомки казаков. А славные казачьи традиции в Мордовии продолжают несколько клубов и объединений. С одним из них мы и познакомимся.
Врач и атаман
Олега Михайловича Солдатова в Саранске знают все. Заслуженный врач РФ, главный врач Детской республиканской клинической больницы. А еще он атаман: руководитель городского Казачьего клуба имени святого Георгия Победоносца.
- Сейчас в нашем в клубе около 30 человек, - говорит Олег Михайлович. - Это врачи, фельдшеры, научные работники, представители других профессий. Нас объединяет общая идея. Наши задачи - сохранение культурного и исторического наследия, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи, экологические акции. И, конечно, все мы дорожим российской историей. Я люблю изучать историю России и Мордовии, мне это очень интересно. На большие православные праздники (на Рождество Христово, на Крещение, на Пасху) казаки - участники клуба собираются в старейшем храме Саранска: Иоанно-Богословском соборе. Есть у них в городе и другой любимый храм, в честь их небесного покровителя: церковь святого великомученика Георгия Победоносца (на ул. Павлика Морозова).
- Исторически сложилось, что казаки были и остаются верующими людьми, - говорит Олег Солдатов. - Покровительница казачества - Донская икона Божией Матери, по преданию, перед Куликовской битвой казаки принесли её в войско князя Дмитрия Донского. Казаки всегда считались защитниками и России, и православной веры, и даже в наше время называют себя "Воины Христовы". Во многих городах, в том числе в Саранске, казаки строили церкви. Мы стараемся продолжать эту традицию. Правда, пока не построили храм, но зато поставили памятную стелу в честь основателей Саранска, с иконой Пресвятой Богородицы. Стела расположена на объездной дороге вокруг города, около старинного сторожевого вала (архитектурного памятника 17 века).
- Чем ещё занимался ваш Казачий клуб?
- В 2020 г. совместно с Российским Союзом ветеранов Афганистана мы организовали военно-спортивный зимний марш-бросок "Сурский рубеж. Снежный десант" имени Героя Советского Союза Н.Т. Антошкина. Мы посвятили его 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию образования Воздушно-десантных войск. Также мы проводили городской турнир по самбо среди школьников. Обучали казаков верховой езде (хотелось бы продолжить этот проект). И планов на будущее у нас тоже много.
Проект памятника
Среди задумок казаков - установить в Саранске памятник основателю города и его первому воеводе Савве Козловскому. По просьбе активистов клуба проект монумента изготовил Народный художник Мордовии Николай Филатов.
- Было бы справедливо почтить память основателя Саранска, потому что памятника ему в столице Мордовии до сих пор нет, - говорит Олег Солдатов.
Проект монумента изображает воеводу в старинной одежде и в короткой кольчуге. В одной руке Савва Козловский держит царский указ об основании крепости Саранск, другой указывает на место будущего строительства. У ног воеводы символически изображена деревянная крепость. Где можно было бы установить такой памятник? К примеру, в историческом центре Саранска, рядом с Пушкинским парком.
Плуг и сабля
Кстати, а все ли знают, чем занимались саранские казаки после основания крепости? В чем заключалась их воинская служба?
В XVII веке в России казаки были особым сословием служилых людей, которые селились при приграничных крепостях. Как и стрельцы, от царя они получали землю и жалованье за несение сторожевой, пограничной службы.
- После строительства Саранской крепости первыми переведенными в нее на "вечное житье" людьми стали 63 казака из разных городов, - рассказывает директор Республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина Дмитрий Фролов. - Многие казаки были из соседних крепостей: 10 - из Темникова, 2 - из Арзамаса, по одному - из Алатыря, Лыскова и Касимова. Некоторых перевели издалека: по одному казаку - из Владимира, Юрьевца, Казани и Перми. К весне 1642 года основой гарнизона Саранска были 200 казаков. Каждый получил земельный надел: пашню и сенные покосы. Как тогда говорили, "У казака две опоры - плуг и сабля". Лучшие пойменные земли у реки Инсара отдали именно казакам.
Казаки-рыбаки
Как подсчитал Дмитрий Фролов, в 1661-63 гг. в Саранске русских казаков насчитывалось уже 211, казаков из мордвы и татар – 270. В соседнем Инзерском остроге (на месте современного Посопа - "ИМ") русских казаков было 87, казаков татар и мордвы - 57. Известно, что в Инзерском остроге казачью службу несла мордва из деревни Малая Елховка.
За непростую воинскую службу царь освободил казаков от уплаты податей. Как и стрельцу, рядовому казаку за год жаловали 3-4 рубля и определенный объем "хлеба" - ржи и овса. В свободное от службы время они могли заниматься ремеслом. В списках саранских служилых XVII века Дмитрий Фролов нашел упоминания казака-портного и казака-рыбака. В казаки охотно набирали казачьих братьев, сыновей, племянников. Как хороших всадников верстали в казаки татар. Брали мордву – крестьян и бортников. "Принимали" беглых крестьян и холопов: если смогли уйти от барина - покажут характер в бою. У каждого нового казака были поручители, они обещали воеводе, что новый воин не сбежит со службы "в Крым, в Литву, в Нагаи и в иные орды", не станет "никаким воровством воровать" и с разбойниками дел не будет иметь. Казак - защитник наших рубежей!