Сегодня есть повод заглянуть в отделы кадров районных организаций. 24 мая в России отмечается День кадровика. Редакция газеты решила побеседовать с работниками кадровых служб организаций района различных сфер деятельности.
Компьютер вместо папок
М.И. Санникова работает советником администрации района с октября 2013 года. Ее первое образование - экономическое, второе – юридическое. Курсы по кадрам она прошла в 2015 году в Поволжском государственном технологическом университете.
- Нагрузка по кадровой работе в администрации района немаленькая, – рассказывает Мария Ивановна. - По штату 61 сотрудник, а, в целом, в органах местного самоуправления - 75 муниципальных служащих, по которым я веду отчетность.
Кадровая работа в отношении муниципальных служащих имеет очень много нюансов. Помимо своих основных обязанностей Мария Санникова также
проводит конкурсы на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включает муниципальных служащих в кадровый резерв, проводит аттестацию работников, организует проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных при поступлении на муниципальную службу и другое. Следует отметить, что объем кадровой работы постоянно увеличивается в связи с изменениями законодательства, повышением требований, увеличением отчетности.
Нужно учесть и то, что кадровая работа по муниципальным служащим, в основном, компьютеризирована: работа по муниципальной службе теперь ведется на сайте госслужбы Российской Федерации.
- С начала этого года вводится и такое новшество как внедрение электронных трудовых книжек, – продолжает кадровик. - Привычная трудовая книжка вещь довольно хрупкая, как и бумаги кадровых служб. Пожар, переезд или другие непредвиденные ситуации - и документ пропал, а с внедрением электронных сведений о трудовой деятельности работников - все в сохранности! Если же сотрудники оставляют ведение бумажной трудовой книжки, то у кадровика возникает двойная работа, то есть ведение и бумажного носителя и электронного, но тут уж решает сам сотрудник, а не кадровик. Лично я - за ведение обоих экземпляров и советую сотрудникам: "Лучше синица в руках, чем журавль в небе".
В кадровой работе возникают такие вопросы, с которыми самостоятельно справиться бывает сложно. Зачастую закон читается двояко или возникают несостыковки. И здесь на помощь приходит руководитель отдела по правовым вопросам, делопроизводству и кадрам Владимир Александрович Краев или специалисты Управления государственной гражданской службы, кадров и государственных наград Главы Республики Марий Эл. Так же нередко для уточнения вопросов молодой кадровик созванивается с коллегами из организаций нашего района и других районов республики.
Работа кадровика, конечно, требует огромного внимания, сосредоточенности, точности и времени. Иногда, чтобы составить проект распоряжения, приходится несколько дней изучать все тонкости законодательства, которое изменяется постоянно.
- Я считаю, такая профессия как кадровик не должна исчезнуть, – делится своей точной зрения Мария Ивановна. - Робот или машина не смогут оценить человека при приеме на работу, ведь личность человека, его способности, навыки и настрой к работе можно оценить только при собеседовании. При этом работа с людьми зачастую забирает много сил и энергии, поэтому часто происходит "профессиональное выгорание", когда возникает чувство, что ты не можешь работать, не все знаешь и умеешь. К счастью, это проходит и работа продолжается.
К каждому сотруднику – свой подход
И.В. Грознова работает специалистом по кадрам в Оршанском многопрофильном колледже. Здесь она с 1999 года, кадровой работой начала заниматься в 2009 году.
Помимо кадров ведет преподавательскую деятельность, преподает "Экологию" на первых курсах и "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на четвертых курсах.
- Прежде чем серьезно заняться кадровой работой колледжа, полгода я была лаборантом при отделе кадров, которым на тот момент заведовала Адельфина Карповна Андреева, – рассказывает Ирина Васильевна. - За ее плечами - многолетний опыт кадровой службы. И всем премудростям этого дела я училась именно у нее. Сейчас у меня также есть свой помощник - лаборант колледжа Людмила Анатольевна Беляева.
Работа в колледже начинается с кадровика и им заканчивается. Он должен быть и профессионалом в кадровом деле, и психологом, понимать людей, находить с ними общий язык, быть образцом такта и вежливости. При этом хороший кадровик всегда внимателен, юридически подкован и терпелив.
Коллектив колледжа большой - в штате 123 сотрудника. Работы у кадровика в такой организации много: справки, отпуска, назначения, увольнения, пенсионные расчеты, подготовка документов по награждению отличившихся сотрудников, трудовые книжки, личные дела — все это проходит через кадровика.
- Несмотря на большой объем работы заниматься документами мне нравится, – говорит Ирина Грознова. – Сейчас кадровую работу облегчают программа "1С Бухгалтерия", правовая база "Консультант +". Вообще, кадровая служба всегда в одной упряжке с бухгалтерией. По документам кадрового отдела происходят начисления. И даже если ошибки случаются, главное, вовремя их заметить.
Много тонкостей кадрового дела есть и при работе с людьми.
- К каждому сотруднику нужно иметь свой подход: каждому человеку по-своему нужно объяснить, что это за документ, для чего он нужен, – продолжает специалист по кадрам. - Основной объем работы с кадрами в колледже приходится на лето – это и отпуска, и оформление несовершеннолетних на подработку на летний период, и тарификация учебной нагрузки на учебный год. По всем вопросам наши работники идут к нам, неважно какой вопрос, даже если не по кадрам. Очень много возникает неоднозначных, спорных ситуаций, и порой не знаешь, как лучше сделать. В этой профессии надо четко мыслить и знать хотя бы основы права.
Не поднимая головы
В.А. Вичужанина уже давно работает в кадровой службе, и на своей работе в районном отделе культуры считается высококлассным специалистом.
- Получив диплом юриста в 2007 году, стоял выбор, куда идти: либо в полицию дознавателем, либо юрисконсультом в организацию, либо кадровиком. А так как с дипломом я получила свидетельство о присвоении квалификации "инспектор по кадрам", все-таки решила стать кадровиком, – вспоминает Валентина Александровна. - Начала свою трудовую деятельность в ПК "Оршанская ПМК" делопроизводителем. Тогда моим учителем-наставником была Тамара Сергеевна Зеленова. Хочется выразить ей огромную благодарность за те знания, которые она мне дала.
С 2012 года Валентина Александровна работает ведущим специалистом по кадрам в отделе культуры.
- В отделе культуры сейчас работает 38 человек. Деятельность кадровика разнообразна и трудоемка, – рассказывает Валентина Александровна. - Хотя, слышу от многих: "Что вы там в кадрах делаете? Сидите, бумажки перебираете…". Поспорю, у кадровика много работы, и за ней можно просидеть целый день, не поднимая головы. В мои обязанности как кадровика входит определение потребности организации в кадрах и подбор персонала совместно с руководителем, анализ текучести кадров, подготовка штатного расписания, прием, перевод, увольнение сотрудников, оформление личных дел. Ведется работа с военным комиссариатом Оршанского района. Кроме того, веду работу в сфере антикоррупционного законодательства, защите персональных данных сотрудников и многое другое. Конечно же, в моей работе мне помогает Елена Анатольевна Токарева, мой руководитель. Она всегда поможет, поддержит, даст ценный совет.
Как отмечает Валентина Вичужанина, в наше время использование информационных технологий в профессии кадровика является необходимым условием успешного ведения деятельности любой организации. Кадровик сегодня должен быть не только квалифицированным работником, но и грамотным пользователем в области современных информационных компьютерных технологий. С помощью компьютерных программ можно составить штатное расписание, вести параллельный учет текущих, планируемых и архивных штатных единиц, оформлять прием сотрудников и др.
С 2020 года работодатели, а значит, работники кадровой службы, получили право оформления трудовых книжек работников в электронном виде.
- Электронный формат ведения трудовых книжек обладает рядом преимуществ перед традиционной бумажной версией, – с уверенностью замечает молодой специалист. - Во-первых, электронную книжку невозможно потерять. Сведения будут храниться на сервере, а работник или работодатель смогут получить доступ к ним в онлайн-режиме. Кроме того, работодатели освобождаются от необходимости приобретать, оформлять, вести и хранить бумажные трудовые книжки. Хотя с переходом на электронные трудовые книжки в работе кадровика прибавилось отчетности и оформления документов, связанных с этим переходом.
Работа с кадровым составом порождает немало конфликтных ситуаций, потому работая кадровиком, нужно обладать стрессоустойчивостью и постоянно следить за изменением трудового законодательства.
- И все-таки, кадровик – это в первую очередь не документы, а общение с людьми. Ко мне приходят с самыми разными вопросами – отпуска, переводы, выплаты, поощрения. Или просто поделиться чем-то наболевшим… Все мы люди, все – разные. И я стараюсь принять и понять каждого, разделяю с ним его опасения и надежды, печали и радости, - признается Валентина Александровна.
Кадровик - это человек, от которого зависит профессионализм и квалификация коллектива, сплоченность, организованность и успех в работе!
Уважаемые кадровики, не бойтесь трудностей, будьте здоровы, пусть дома вас ждут дорогие сердцу люди. Творческих вам успехов. С профессиональным днем!