Это учителя Оршанской средней школы с большим опытом работы - И.А. Максимова, Р.М. Толмачева, Т.В. Петухова, И.Ю. Петухова.
Времена меняются, появляются новые требования, и учителя ищут новые способы подготовки выпускников, стараются идти в ногу со временем.
- Без интернета сейчас никак нельзя, - отмечает Татьяна Вадимовна Петухова. - Ищем литературу в интернете, смотрим вебинары. Темы для сочинений по истории, например, постоянно меняются. Общаемся с коллегами, учителями-предметниками из других школ, обмениваемся информацией. Я всегда говорю своим ученикам, что сочинение по истории – это способ набрать недостающие баллы. Дети должны пробовать писать его на различные темы. В этом году - это личность или событие.
Татьяна Вадимовна состоит в республиканской комиссии по проверке ЕГЭ, где ежегодно тестируют также и самих учителей.
Но до сдачи главного экзамена нужно получить к нему допуск. Поэтому еще в декабре все ученики пишут сочинение по литературе. Тут в бой вступают учителя литературы и русского языка, на их плечи ложится огромная ответственность.
- Сочинение по литературе - это проверка детей на зрелость, на умение размышлять, - рассказывает Раисия Михайловна Толмачева. - Дается пять направлений – добро и зло, человек и природа и другие. Но экзамен этот проходит раньше, поэтому и учитель должен быть дисциплинированным, собранным и ответственным, должен следить за всеми новинками и брать их на вооружение. Вообще, для педагога главное – любить свое дело, и тогда все получится!
Все наши сегодняшние собеседницы имеют высшую квалификационную категорию, общий педагогический стаж каждой - от 28 до 35 лет. Они могут оценить все плюсы и минусы Единого государственного экзамена.
- У ЕГЭ есть свои плюсы, он выравнивает возможности учеников, так как многим ученикам трудно сдавать экзамен в глаза педагогу. У меня есть собственная разработанная программа для подготовки к экзамену, - делится И.А. Максимова. - По ней мы повторяем материал сначала теоретически, а затем разбираем задания разной формулировки, чтобы на экзамене уже было легче. Чем разнообразнее задания, чем больше дети пробуют и решают, тем больше вероятность успеха на экзамене. И еще очень многое зависит от самого ученика. Когда он упорно работает и решает все, что ты для него находишь, - это тоже приводит к хорошему результату.
И.А. Максимова готовит учеников сразу по двум предметам – биологии и химии. Нынче 100 баллов по химии набрала Евгения Загайнова и стала студенткой МГУ им. М.В. Ломоносова. Годом раньше Александра Лесовщикова сдала экзамен на 98 баллов и поступила в Санкт-Петербургский горный университет. В 2020 году Анна Турашова, ныне учащаяся 11класса, стала призером республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников, а в 2016 году призером была Лилит Оганнисян, сейчас она -студентка РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.
У Ирины Юрьевны Петуховой подготовка детей по биологии идет не совсем стандартно. С 2009 года она руководит добровольным школьным объединением – "Лесничество", где упор делается на исследовательскую деятельность.
- Мы изучаем "лесную науку", и все это оказывается полезным как для сдачи экзамена, так и дает дополнительные знания для жизни в целом. Работа в школьном лесничестве всесторонне развивает детей: коммуникабельность, умение красиво говорить, презентовать себя, защищать исследовательскую работу. Например, Александр Нечаев начал заниматься еще с пятого класса (сейчас он студент ПГТУ), и позже совместно с Лилит Оганнисян они провели и защитили крупную работу. Было проведено исследование лесного участка, и данная работа имела большое значение для Оршанского лесничества. Кстати, лесничество является нашим партнером. Они всегда нам помогают, сотрудничают с нами, будь то почвенный срез, химический анализ, транспорт или спонсорская помощь. Хочется выразить благодарность Оршанскому лесничеству и его директору В.Н. Плетневу.
Ежегодно весной старшие классы, члены школьного лесничества, участвуют в акциях по посадке леса, а осенью уже изучают биометрические показатели. Также школьное лесничество тесно сотрудничает с ПГТУ, вместе они проводят качественный анализ воды, почвы. Постоянно участвуют в конкурсах, таких как "Юный исследователь окружающей среды", "Подрост", "Человек, природа, творчество". Уже десять лет принимают участие во всех конференциях, проводимых на базе ПГТУ, а это тоже плюс при поступлении в вуз.
Но набрать высокие баллы на ЕГЭ зачастую не получится, даже если прошел очень серьезную подготовку, но не можешь побороть волнение и стресс. Поэтому педагоги немалое внимание уделяют подготовке моральной, чтобы и нервная система было крепкой, и ничто не мешало показать максимум своих знаний.
- Мы живем жизнью своих выпускников, – делится Раисия Михайловна Толмачева, - у них есть страх и тревога, они очень переживают, поэтому при подготовке я стараюсь поддерживать их. Все тесты и сочинения пишу и сама тоже, чтобы они могли посмотреть живой пример.
- Когда начинаешь работать с группой детей, которые уже готовятся к экзамену, то начинаешь переходить на более доверительное общение, поддерживаешь их, стараешься научить еще и правильно распределять время, - рассказывает Ирина Аркадьевна Максимова.
- Главное, настроить детей на позитив, только на хорошее, - отмечает Ирина Юрьевна Петухова, - но ночью перед экзаменом в их голове копятся вопросы, и даже утром мы успеваем что-то разобрать. Я всегда говорю своим ученикам – оставьте все волнение мне!
Вся школа готовится к экзаменационному периоду, проводятся пробные занятия. Чтобы ученики испытывали как можно меньше волнений на экзамене, они могут посидеть в кабинете заранее, привыкнуть, посмотреть, как это все выглядит на мониторе, ведь они постоянно будут под видеонаблюдением. Также два раза в год есть возможность у учеников попробовать свои силы в "Центре информационных технологий и оценки качества образования" в Йошкар-Оле, пройти диагностическое тестирование по любому предмету и выявить в какой области нужно подтянуть знания, заполнить пробелы.
По словам учителей, некоторые дети особенно тяжело переживают стресс перед тестированием, начинается настоящий нервный срыв, и тогда они всеми силами, как настоящие мамы, стараются успокоить учеников, провожают их на экзамен и встречают, чтобы они чувствовали, что их наставники рядом. Вся школа, каждый учитель, ставит перед собой единую задачу – преодолеть еще и психологический барьер.
Ученики и выпускники школы ценят и помнят поддержку своих учителей.
- Я даже не могу сказать, что мои учителя готовили меня именно к экзамену, - делится Евгения Загайнова, - они учили меня, направляли, давали знания, которые пригождаются постоянно, потому что эти знания нужны мне в жизни. Мне кажется, главный педагогический успех учителей Оршанской средней школы – это то, что они очень интересно преподносят материал, ведут живой диалог с учениками и потому все легче запомнить. Я очень благодарна моим учителям, ведь без них я бы не достигла такого высокого результата.
- Я сдавала русский язык, математику, химию и физику, - рассказывает выпускница 2016 года Лилит Оганнисян. У нас было достаточно факультативов для подготовки по всем этим предметам, но и много времени я уделяла дополнительной самостоятельной подготовке. Каждый учитель очень сильно переживал, болел за своих учеников. Все старались помогать нам не только с подготовкой к ЕГЭ, но и морально.
- Атмосфера на уроках всегда была дружеская, – вспоминает Максим Михеев, выпускник 2019 года, студент МГУ им. М.В. Ломоносова. - Перед экзаменами, конечно, было страшно, но все учителя нас успокаивали, подбадривали. Это тот случай, когда учитель для тебя - не просто друг и советчик, но и как родитель. Когда пришли результаты экзамена, первым делом я позвонил именно Татьяне Вадимовне, ведь она работала с нами по вечерам, по субботам и воскресеньям, в праздники и в каникулы, как и все учителя нашей школы. Поэтому хочется от всей души поблагодарить наших учителей и поздравить с праздником!
- С нами работают учителя, которые начинают готовить к ЕГЭ задолго до него, - делятся будущие выпускники. - Подготовка по выбранным предметам идет серьезная. Если оценивать наших педагогов по 10-бальной системе, то только 10 баллов и даже выше!
Екатерина СМОРКАЛОВА.
Фото: Слева направо: Т.В. Петухова, Р.М. Толмачева, И.Ю. Петухова, И.А. Максимова.