Лариса ГОРНИК работает в Оршанской школе учителем начальных классов и педагогом-психологом, обладает знаниями, профессионализмом, накопленным за годы работы в сфере образования за двадцать лет. Педагог систематически проводит занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Лариса Валериевна, как же найти подход к такому ребенку?
- Нужно отметить, что все дети-инвалиды – абсолютно разные. Есть с нарушениями интеллекта, есть с нарушениями двигательного аппарата, есть с расстройством аутистического спектра. С некоторыми можно позаниматься индивидуально, с другими – только вместе с родителями. Детей с агрессией у нас в школе нет. С каждым ребенком метод работы индивидуальный, для каждого - своя методика, которая не подходит к другому ребенку даже с таким же диагнозом. Например, бывают такие дети, с которыми мы находим контакт через предметы, то есть на взаимодействие с педагогом ребенок идет только через кубики, карточки, игрушки и другие материалы. Каждая маленькая победа – это огромное достижение для ребенка, родителей и педагога. Если получилось преодолеть один из детских страхов, то это уже большой шаг вперед.
- В период "умных каникул" Вы ведете активную работу со своим первым классом, проводите занимательные видеоуроки в ZOOM, готовите творческие задания, но с чем в этот период сталкиваются родители особенных детей?
- Считаю, что в отличие от обычных детей, особенным детям обучение на расстоянии не подходит. То есть задания, конечно, подобрать можно, однако, вся работа ложится на плечи родителей. Ведь в работе с особыми детьми нужен личный контакт. Надо отдать должное родителям, они посвящают себя ребенку и ищут любые способы для его развития. Конечно, в любой момент они могут обратиться за консультацией, делятся своими проблемами и успехами. Со многими детьми нужно заниматься индивидуально, можно и дома. Но, по моему мнению, всегда лучше приобщать ребенка к школе, если есть такая возможность. Дома учитель воспринимается как гость, а в школе ребенок вовлечен в процесс, он уже знает, что идет именно заниматься. Особенным детям интересно быть среди других детей, они стремятся к общению и в классе чувствуют себя частью коллектива.
Для развития ребенка полезна отечественная онлайн-платформа "Учи.ру", где ученики изучают школьные предметы в интерактивной форме, где можно использовать комплекс занятий для обучающихся начальных классов, среднего звена. Она очень интересная, познавательная, вызывает большой интерес в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья, формирует и развивает навыки самостоятельной работы, стимулирует самообразование и саморазвитие.
- Как быть с одноклассниками особенного ребенка? Ведь для них это тоже что-то новое, и они часто отвлекаются, наблюдая за проявлением необычного для них поведения?
- Других детей тоже нужно подготовить к появлению в классе ребенка-инвалида или с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо говорить об этом с детьми, говорить об этом на собраниях с родителями. Когда в классе есть особенный ребенок, это несет воспитательный момент и в развитии здоровых детей. Они учатся сострадать, понимать, что есть и другие, непохожие на них, дети, которым сложнее учиться, сложнее жить. Однажды перед классом выступила девочка с ОВЗ и рассказала сказку Чуковского объемом в несколько страниц целиком. Это оказало сильный эффект на одноклассников. Они были поражены, прониклись уважением к девочке и увидели, что, вот, ребенок, не такой как все, а смог выучить такой длинный текст, так неужели я не смогу?
- Последние три года в Оршанской школе ведется обучение детей в коррекционном классе. Хорошо ли это для особенных детей?
- Именно создание отдельного класса для детей, которые уже переходят или перешли в подростковый возраст, сказывается положительно. Подростки очень ранимы, а разница в развитии с возрастом может проявляться все сильнее. Учеба в общем классе приводит к заниженной самооценке, а в последствие может повлечь за собой проявление у ребенка агрессии. Обучение среди детей, где занимаются примерно на одинаковом уровне, как показала практика, приносит пользу. Тем более в таких классах прослеживается семейственность: дети разного возраста помогают друг другу, поддерживают. Классными руководителями коррекционного класса являются чуткие педагоги, способные найти общий язык с любым ребенком.
- Есть ли в школе какие-то специальные условия для занятий с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ?
- Для детей существует сенсорная комната для занятий со специальным оборудованием, сенсорными дорожками. Благоприятное и успокаивающее воздействие оказывает песочная терапия и другие обучающие материалы. С детьми с ограниченными возможностями здоровья работают учитель математики Ирина Михайловна Орехова, социальный педагог Марина Витальевна Никитина, учителя начальных классов Татьяна Анатольевна Смоленцева, Татьяна Николаевна Коновалова и другие. Занятия проходят по индивидуальным учебным планам, программам по выбору в соответствии с личностными склонностями и интересами, соответствующими всем нормативно-правовым документам и нормам СанПиНа.
Но все равно главная работа по реабилитации и развитию остается на родителях. Тем более немалую роль играет обстановка в семье: детям необходима спокойная и доброжелательная атмосфера, основанная на взаимопонимании. Кстати, семьи с детьми-инвалидами часто держат в доме домашних питомцев, что тоже оказывает благоприятное воздействие на психику ребенка.
***
Родители ребенка-инвалида сталкиваются сразу с массой сложностей. Это не только вопросы по лечению, реабилитации, обучению, но и преодоление психологических факторов.
Любовь ЕФРЕМОВА, мама Никиты (10 лет):
- Когда твоему ребенку уже десять лет, стадии принятия и осознание того, что жизнь не будет прежней, уже пройдены. Но многие мамы, несмотря на то, что у ребенка очевидно есть проблемы, до последнего отрицают: "Нет, мой ребенок – нормальный!". Намеренно не хотят оформлять инвалидность, а ведь это помощь для лечения и социализации ребенка. Про диагноз я узнала не сразу, но видела, что развитие идет иначе, чем у других детей. Так как сама по образованию воспитатель и повидала уже много малышей, могла сравнить. Обошла много врачей, и к четырем годам нашему сыну поставили неутешительный диагноз – аутизм. Начала изучать информацию про РАС, общаться с другими мамами, имеющими большой опыт в воспитании ребенка с таким же диагнозом. Решила, что надо попробовать пойти в садик, в общую группу. К сожалению, воспитатели часто менялись, а таким детям к окружению привыкать еще тяжелее. Никита долго не подпускал к себе взрослых. Но неизменно в его группе работала младший воспитатель Елена Васильевна Москвичева и на нее ложилась большая нагрузка. Помогала логопед - высококвалифицированный специалист Людмила Алексеевна Корнеева. Я очень благодарна им за работу, за поддержку.
Потом мы попробовали посещать общую школу, но, к сожалению, ничего не вышло. Нашу группу с садика расформировали, и ребенок попал в совсем новый коллектив. Для него это оказалось слишком тяжело. К тому же, другие дети часто обращали внимание на необычное поведение нового одноклассника, отвлекались. Стоит отметить, что тут важна работа не только педагога, но и родителей. Не только касательно моего ребенка, но и всех детей с особенностями развития, родители, в первую очередь, должны объяснить ситуацию своим детям. Ведь если ребенку понятно, почему их одноклассник не такой, то они привыкнут и перестанут отвлекаться от занятий.
Никита и сейчас чаще играет с малышами. В силу того, что он не понимает все рамки поведения, может отобрать у малыша игрушку. К сожалению, родители часто реагируют на это остро, и просто устаешь объяснять всем и каждому про особенности здоровья ребенка. Ему хочется поиграть и со сверстниками, но найти с ними контакт не получается. Мы много занимается, посещаем занятия в школе, но уже индивидуально. Наш диагноз не поддается лечению, только коррекции, но мы не унываем – мама должна быть сильной!
Наталья ТЮЛЬКИНА, мама Ани (13 лет):
- Тот факт, что в семье появился ребенок-инвалид, стало понятно не сразу. Девочки-двойняшки родились с одинаковым весом, но постепенно одна из дочек начала отставать от другой в развитии. Уже после года врачи поставили диагноз ДЦП (детский церебральный паралич). Мы не предполагали, что такое может произойти в нашей семье и не знали на тот момент, какие проблемы придется решать, пока не столкнулись с этим. В обычный садик возможности пойти не было, но перед школой Аня посещала Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Детство" в городе Йошкар-Оле, где есть детский сад с небольшими группами детей с инвалидностью и особенностями развития. Ездили из Оршанки по три раза в день, так как нужно было не только привезти и увезти Аню, но и одеть на прогулку, сопровождать. Уже после садика начали посещать Оршанскую среднюю школу в общем классе. Но обучение с большим количеством детей – это тяжело для ребенка и не так эффективно, как индивидуальные занятия. К тому же, другие дети отвлекаются от учебы. На занятия водим по очереди, оба работаем, и нам на помощь приходят бабушки и дедушки. Аня очень артистичная, талантливая, творческая девочка. Ее главная страсть – это пение. Наши педагоги, Лариса Валериевна Горник и Татьяна Николаевна Коновалова, которые работают с ней уже не один год, знают, что, если она устала, или нет настроения к занятиям, песня - всегда и отдых, и мотивация для нее. Они уже учитывают все индивидуальные особенности Ани, знают, как найти к ней подход.
Дочка не боится выступать на публике. Наблюдала не раз, как ее сестренка участвует в концертах, поэтому страха сцены не возникло. Мы принимаем участие во многих конкурсах Комплексного центра социального обслуживания населения. В этом году Аня участвует в конкурсе "Уникальные люди", который проходит онлайн, а прежде ездили выступать в Республиканском инклюзивном фестивале детского творчества "Гусельки", где завоевали приз зрительских симпатий. Хочется, чтобы ребенок жил полной насыщенной событиями жизнью, мог проявить и реализовать свое желание заниматься творчеством, петь, выступать, а наша большая семья всегда готова поддержать ее в этом.
Тема детей-инвалидов – это очень непростая, зачастую болезненная тема для их родителей. Но я сама – мама ребенка-инвалида, поэтому решила, что не могу обойти ее стороной. Наши дети особенные, и не только потому, что им нужны другие условия, специальная программа обучения и уход. Они словно ангелы, добрые и ранимые, чуткие и солнечные, плохо приспособленные к этому миру. Конечно, иногда люди спрашивают, а что будет потом, когда ребенок вырастет? Но ведь точного ответа на этот вопрос нет даже у матери здорового ребенка. Остается надеяться, что все будет хорошо. А для этого нужно, чтобы люди стали чуть-чуть добрее друг к другу, начиная с самого детства.
Екатерина СМОРКАЛОВА, фото автора.
Фото: Лариса Валериевна знает, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.