Профессия сама меня нашла
Людмила окончила Марийский педагогический институт имени Н.К. Крупской и начала работать воспитателем в Оршанском детском саду "Колобок". В 1992 году открылся новый детсад – "Колокольчик", где были созданы две коррекционные группы для детей с нарушениями речи. Поскольку в тогда в районе логопедов было мало, заведующий РОНО В.И. Кондаков предложил Л.А. Корнеевой и Е.В. Токаревой обучиться этой профессии с последующим трудоустройством.
- Вот так профессия сама меня нашла, - говорит Людмила Алексеевна. - Я начала получать второе высшее и работать в "Колокольчике".
В это время в одной из групп работала логопед со стажем Нина Филипповна Иванова, ставшая наставником для молодого педагога. Л.А. Корнеева до сих пор ей очень благодарна за полученные знания и практические навыки.
Затем был период работы логопедом в школе. А когда потребовалось, чтобы специалист по исправлению речевых проблем был в каждом детском саду, Людмила Алексеевна вернулась в "Колобок".
- Дети 70 процентов информации запоминают благодаря наглядности. Поэтому у меня в копилке огромное количество игр, картинок, карточек. Для удобства в постановке звуков я разработала девять различных по степени сложности лэпбуков - самодельных интерактивных папок с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, раскладывать по своему усмотрению. Они позволяют автоматизировать произношение в игровой форме и поэтому очень нравятся малышам, - рассказывает логопед.
Нарушения можно предупредить
Актуальность профессии логопеда обусловлена тем, что в последнее время возросло количество детей с дефектами речи тяжелого характера, на исправление которых требуется гораздо больше времени, чем это было раньше.
По наблюдениям Л.А. Корнеевой, у многих детишек к пяти годам плохо развит артикуляционный аппарат: имеет слабые мышцы, язык, губы. Причина этого в том, что у современных детей нагрузка на речевой аппарат минимальна. Родители предпочитают давать перетертую пищу, своевременно не приучая к жеванию твердой; увлекаются сосками; мало общаются с детьми, переводя их внимание на гаджеты.
Кроме того, большое значение имеет подготовка к беременности и ее течение. Если беременность запланированная, женщина ведет здоровый образ жизни, принимает витамины, правильно питается, часто бывает на свежем воздухе и соблюдает все рекомендации докторов, риск возникновения речевых нарушений у ее ребенка значительно снижен. Важно и правильное поведение в родах, так как зачастую на формирование речи оказывают влияние родовые травмы.
Таким образом, нарушения можно предупредить, если следить за своим здоровьем и правильно развивать речевой аппарат ребенка.
Советы родителям
Мы попросили Людмилу Алексеевну дать несколько советов родителям, чтобы избежать или снизить вероятность появления речевых дефектов.
- Во-первых, важно уже с момента рождения ребенка разговаривать с ним, - рассказывает специалист, - петь песенки, читать потешки. Уделять внимание нужно не только физическому развитию, но также активной и пассивной гимнастике артикуляционного аппарата.
Не стоит увлекаться сосками. Это удобство для мамы, но не для младенца. Когда рот занят, малыш не может заниматься речевой деятельностью: гулить, лепетать.
Особое внимание нужно уделить грудному вскармливанию, полезного для развития речевого аппарата. Язык в результате становится крепче, тренируются мелкие мышцы рта.
Второй аспект – это развитие мелкой моторики до года. Нужно предлагать ребенку различные по размеру и структуре предметы, при этом эмоционально положительно общаясь с ним.
В-третьих, когда появляются первые слова, необходимо, чтобы ребенок как можно чаще их повторял. Можно стимулировать его вопросами, составлять простые предложения на из двух-трех слов. Нельзя упрощать или искажать слова.
- Читайте детям книги с рождения. Благодаря этому будет развиваться и память, и мышление, и внимание, - советует в заключение Людмила Алексеевна. – Помните правило, если до трех лет с ребенком говорите вы, то после трех ребенок будет говорить за вас.
Логопедические игры можно сделать самостоятельно из подручных материалов. Например, слоговые домики для определения количества слогов в слове; звуковые улитки и звуковые дорожки для закрепления звуков; конструкторы предложений для помощи в составлении рассказов и т.д.
Есть игры без специальных пособий:
- игры на классификацию: назови овощи, мебель, транспорт, профессии;
- с какого звука начинается слово;
- кто больше расскажет про предмет;
- что ты видишь за окном;
- учить времена года, месяцы, дни недели.
Александра ДЕМЕНКОВА. Фото автора.
Фото: Людмила Алексеевна проводит индивидуальное занятие с использованием лэпбука.