Празднование этого дня – возможность потребовать соблюдения и защиты прав всех потребителей, а также протестовать против злоупотреблений на рынке и социальной несправедливости, которые подрывают эти права. По информации Международной организации потребителей, темой кампании в 2022 году станут "Справедливые цифровые финансовые услуги".
Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Банкоматы и платежные терминалы делают возможным обналичивание денежных средств и оплату товаров и услуг без участия кассира или продавца. Мобильный и интернет-банк позволяют дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома. С помощью электронного кошелька пользователи могут оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.
Все эти новые и удобные финансовые инструменты, не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.
Пандемия COVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития являются прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут оказаться ограниченными в доступе к услугам, которые перестают предоставляться по традиционным каналам.
Защита потребителей в сфере электронной коммерции обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 г. №1837-р.
Защита прав потребителей финансовых услуг является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл. Наиболее распространенной формой судебной защиты прав потребителей является вступление Управления Роспотребнадзора в судебный процесс между потребителем и исполнителем – финансовой организацией для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Так, в 2021 году по данным в судах общей юрисдикции восьми заключениям в пользу потребителей финансовых услуг взыскано 490,5 тыс. рублей.
Также Управление Роспотребнадзора является соисполнителем региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Республике Марий Эл на 2021-2023 годы", целью которой является содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты интересов граждан как потребителей финансовых услуг. Таким образом, проблемы и механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых, являются предметом межведомственного взаимодействия.
С 14 по 25 марта в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" будет проводиться "горячая линия" по защите прав потребителей, приуроченная к Всемирному дню прав потребителей.
Свои вопросы можно задавать по телефонам:
• Единого консультационного центра Роспотребнадзора - 8-800-555-49-43 – круглосуточно;
• Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл - 8 (8362) 68-19-22, 68-19-29, 68-19-44, 8-800-707-61-77 – в рабочие дни с 10 до 17 часов, перерыв с 12 часов 00 минут до 12 часов 45 минут;
• консультационного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" - 8 (8362) 45-19-33 – в рабочие дни с 10 до 16 часов, перерыв с 12 часов до 12 часов 30 минут).
Напоминаем, что в целях повышения потребительской грамотности граждан функционирует Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей - http://zpp.rospotrebnadzor.ru/. Кроме того, материалы профилактической направленности по правам потребителей в различных сегментах потребительского рынка, результаты рассмотрения обращений граждан, итоги проверок регулярно размещаются на сайте Управления Роспотребнадзора по РМЭ по адресу: http://12.rospotrebnadzor.ru/ в разделе "Защита прав потребителей". Информация публикуется также на официальной странице надзорного органа в социальной сети "ВКонтакте" - https://vk.com/rpn_rme.
Пресс-служба Управления Роспотребнадзора по РМЭ.