Звонок от службы безопасности банка
43-летний житель Звениговского района лишился 1 млн 700 тыс. рублей, а 76-летний йошкаролинец – 5 млн рублей, поверив в то, что с их банковских счетов пытаются похитить деньги. С целью сохранить сбережения мужчины перевели их на "безопасные счета".
Меры противодействия: звонок якобы от службы безопасности банка – стандартная уловка злоумышленников. При поступлении подобного звонка необходимо сразу же прекратить диалог и набрать номер телефона, который размещен на банковской карте. Ни в коем случае не передавайте незнакомцам CVV-код с обратной стороны карты и пароли доступа, которые приходят в смс-уведомлениях, не устанавливайте по совету собеседников на компьютеры и смартфоны программы, не выполняйте никаких манипуляций со своими счетами под диктовку неизвестных, кем бы они ни представлялись. Все это может привести к несанкционированному списанию денежных средств с ваших счетов.
Ваш родственник попал в ДТП!
Злоумышленники звонят под видом родственника либо сотрудника правоохранительных органов, и сообщают, что близкий человек стал виновником ДТП. Незнакомый голос мошенники объясняют плохой связью, полученной травмой, либо, чтобы отвести подозрения, прерывают разговор и передают трубку якобы сотруднику полиции. Далее они просят передать им деньги якобы для возмещения ущерба, лечение пострадавшего или чтобы уголовное дело не возбуждалось. Аферисты убеждают пожилых людей спрятать деньги в пакет и передать их курьеру.
Меры противодействия: расскажите своим пожилым родственникам об этом виде мошенничества. При подобном звонке необходимо перезвонить своим родным самостоятельно и убедиться, что с ними все в порядке, а не отдавать в панике деньги незнакомым людям.
Инвестиционное мошенничество
61-летней женщине позвонил неизвестный мужчина, который представился сотрудником брокерской компании. Он предложил дополнительный заработок путем инвестиций в ценные бумаги и криптовалюту. Женщина, поверив ему, оформила кредиты в разных банках на общую сумму 1 млн 250 тыс. рублей и заемные средства перевела на электронный кошелек. Спустя некоторое время потерпевшая поняла, что ее обманули.
Меры противодействия: инвестировать денежные средства можно только на заслуживающей доверия платформе и обладая хотя бы минимальными знаниями по этой теме. Брокеры должны иметь лицензию Центрального банка РФ на осуществление своей деятельности. Поэтому при выборе брокера проверьте наличие у него лицензии на сайте Банка России.
Кроме того, помните, что профессиональный и честный брокер никогда не станет навязывать свои услуги по телефону. Также ни один брокер не может гарантировать 100-процентное получение прибыли. Насторожитесь, если он отказывается назвать адрес компании или предлагает быстро открыть счет без проверки ваших документов.
Мошенничество на "BlaBlaCar"
На популярном интернет-сервисе поиска попутчиков водитель предлагает внести предоплату за поездку по ссылке, а после перевода денег с ним пропадает связь.
Меры противодействия: необходимо оплачивать товары и услуги онлайн только на ресурсах, которым вы доверяете. Если от вас хотят оплаты через конкретный сервис, не переходите по ссылкам в сообщениях. Другие признаки мошенников на "BlaBlaCar": профиль зарегистрирован недавно, у водителя нет фотографии, заниженная цена на поездку, водитель просит перенести обсуждение из чата в мессенджер или требует предоплату.
Мошенничество на сайтах бесплатных объявлений
38-летняя жительница Йошкар-Олы в мессенджере нашла объявление о продаже тканей. Женщина перевела предоплату посредством мобильного приложения и стала ожидать товар. Когда посылка не пришла, а псевдо-продавец перестал выходить на связь, она поняла, что стала жертвой обмана. Ущерб составил почти 14 тыс. рублей.
Признаки мошенничества со стороны продавца при покупках в Интернете: отсутствует реальное имя продавца, адрес и телефон; объявление опубликовано с ошибками или небрежно; отсутствует фото товара либо приложен снимок из Интернета; слишком низкая цена товара; продавец требует предоплату или принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона или на имя другого человека (родственника, друга и т.д.).
Признаки мошенничества со стороны покупателя при продажах в Интернете: покупатель не особо интересуется товаром и быстро переходит к разговору о способе оплаты; покупатель просит назвать полные реквизиты карты, включая фамилию-имя латиницей, срок действия и cvc-код, а также сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа.
Меры противодействия: пользуйтесь проверенными интернет-магазинами, старайтесь получить максимум сведений о продавце или магазине, адреса, телефоны, историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Нельзя сообщать информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки. Помните, что предоплату за товар вы вносите на свой страх и риск.
Компенсации за некачественные товары, лекарства или оказанные услуги
75-летняя йошкаролинка лишилась около 60 тыс. рублей, когда ей позвонил лже-сотрудник Пенсионного фонда и сообщил, что ей полагается компенсация за ранее приобретенный некачественный препарат в Интернет-магазине. Для получения компенсации мошенник рекомендовал оплатить комиссию в размере 9 тыс. рублей. Потерпевшая поверила ему и, выполняя его инструкции, переводила деньги до тех пор, пока не поняла, что ее обманывают.
Меры противодействия: Помните, что различные предложения компенсации за купленные лекарства и другие товары являются уловкой, чтобы под различными предлогами получить деньги за "страховку", "оплату налога", "аренду банковской ячейки" и так далее. Не поддавайтесь на обещания о выплате денежных средств!
Займ денежных средств в социальных сетях
23-летней йошкаролинке в социальной сети пришло сообщение от знакомой. Та попросила в долг 5 тыс. рублей. Девушка, не раздумывая, перевела средства через онлайн-банк. Позднее выяснилось, что страницу приятельницы взломали, а потерпевшая перечислила денежные средства мошенникам.
Меры противодействия: запомните, что в первую очередь необходимо по телефону связаться с родственниками, знакомыми от чьего имени у вас просят денежные средства и убедиться в том, что они, действительно, нуждаются в помощи.
Возврат находки за вознаграждение
45-летний мужчина разместил в соцсетях объявление об утере документов, оставив свои контактные данные. Вскоре ему позвонил неизвестный и пообещал вернуть находку за денежное вознаграждение. Аферист прислал реквизиты, а потерпевший перевел через терминал 5 тыс. рублей, после чего мошенник перестал выходить на связь.
Меры противодействия: не верьте незнакомцам и передавайте деньги лично при получении имущества; ни в коем случае не разглашайте конфиденциальную информацию о картах и счетах.
Уважаемые жители Оршанского района! Мошенники изобретают все новые и новые способы обмана. Поэтому будьте бдительны, не доверяйте звонкам от незнакомцев, всегда внимательно проверяйте информацию при совершении сделок через Интернет.
Ирина ОВЧИННИКОВА, инспектор ОУУП и ПДН ОП№7. Фото из открытых источников.