Вхожу в детский сад "Теремок", что в поселке Ветлужский. Чувствуется сразу знакомый, ни с чем несравнимый запах свежей выпечки, манной каши и… аромат давно забытого детства. Невольно спрашиваю себя, почему во всех садиках одинаковый запах, вроде того, как в больницах всегда пахнет лекарствами? Ответ очевиден: пахнет тут счастьем и добротой, а у них, конечно, один рецепт.
Я пришла сюда побеседовать с педагогом-психологом Татьяной Евгеньевной Головуниной, которая ведет свою практику более семи лет, а в этом детском саду работает с 2013 года.
- Скажите, почему Вы решили освоить именно эту профессию? Работа с детьми, тем более с их психологическими особенностями, невероятно сложна…
- Я всегда хотела работать с детьми. В юности мечтала стать учителем начальных классов, представляя, как мои ученики вспомнят потом через много лет меня, свою первую учительницу, с теплотой и благодарностью. Но не набралось достаточное количество человек на желаемый мною курс. В итоге получила специальность "дошкольная педагогика и психология", квалификация "преподаватель дошкольной педагогики и психологии".
- Татьяна Евгеньевна, расскажите, в чем заключается Ваша работа?
- Моя задача, как педагога-психолога — помочь детям максимально раскрыть свои возможности в обучении и общении, чувствовать себя комфортно. У многих родителей психолог ассоциируется с психиатром. Но я не ставлю психиатрических диагнозов, это дело врача. Я наблюдаю за ребенком в детском саду, за тем, как он проявляет себя и выстраивает отношения с другими. По итогам моих наблюдений, занятий, по результатам его деятельности провожу индивидуальную работу. Могу порекомендовать родителям проконсультироваться у специалиста с медицинским образованием, если это требуется.
- Каким образом Вы выявляете тех детей, с которыми в будущем предстоит работа?
- Если я вижу, что кто-то из ребят гиперактивен, конфликтен, агрессивен – в дальнейшем работаем с таким ребенком индивидуально. Бывает, что воспитатель сам просит позаниматься с тем или иным малышом. А иногда с такой просьбой обращается и родитель. Важно выяснить, в чем причина такого поведения. Возможно, это проблемы в семье, или ребенок не знает другого способа проявления своих эмоций. Надо помочь ему раскрыться. Не допустить, чтобы он еще больше замкнулся в себе и своих переживаниях.
Большое внимание в работе уделяю подготовке ребенка к школе. На занятиях в подготовительной группе обязательно присутствуют упражнения, игры или мини-этюды, готовящие к обучению в школе. Они развивают внимание детей, ориентировку в пространстве, умение соблюдать и подчиняться общим правилам.
- А бывает так, что рекомендации к индивидуальным занятиям есть, а ребенок никак не хочет их посещать?
- Бывает, но только перед первым визитом ко мне. Я сразу стараюсь заинтересовать. Все занятия проводятся в игровой форме. Например, им очень нравится работать с интерактивной доской, дети думают, что она волшебная! Недавно здесь появился стол для рисования песком с подсветкой, что очень укрепляет мелкую моторику, развивает воображение, мышление.
- Были ли в Вашей практике по-настоящему сложные случаи, не в плане "проблемного" воспитанника, а трудные для Вас?
- Конечно, сложно и тяжело, и больно, когда необходимо поговорить с ребенком, который, к примеру, потерял кого-то из родителей. Важно, чтобы он рассказал о том, что его волнует в этот момент. Есть дети, которых только спроси, они выдадут все во всех подробностях. А есть те, из которых слова не вытянешь. В таких сложных случаях я обращаюсь к своим наставникам. Это старший воспитатель детского сада "Теремок" М. В. Комарова и заведующая Г. В. Сизова, которые также имеют высшее педагогическое образование и немалую практику в работе с детьми.
- Каждый год для всех родителей, чей ребенок пойдет в детский сад впервые, актуален вопрос: "Как пережить этот период адаптации?" Встречаешь знакомую, спрашиваешь, как поживаете, и услышишь в ответ унылое: "Вот, к садику привыкаем…"
- В нашем детском саду в течение нескольких лет работает клуб "Новичок" для детей раннего возраста и их родителей, которые поступают к нам впервые. Детский сад – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для них на первый план выходит общение в группе. Новая обстановка, новые люди. Об этом, а также о видах адаптации, мы и рассказываем на занятиях. Оказываем помощь родителям, чтобы они, в свою очередь, помогли своим детям перенести этот сложный для них период.
- В современном мире гаджетов многих родителей волнует вопрос, как приучить ребенка к книге? Как научиться отказывать ребенку, если он настаивает на своем?
- Только своим примером. Читайте вместе с ребенком. Пусть он видит ее на вашем столе. Давайте будем откровенными, родители сами злоупотребляют своим временем в Интернете, общением в соцсетях. Ребенок постоянно видит маму и папу с телефоном, а не с книгой в руке. Надо договариваться: "Сейчас мы почитаем, а потом ты немного поиграешь в планшет". Растет поколение, которое не умеет читать и получать от этого удовольствие. Надо уметь сказать "нет" и твердо стоять на своем. И ваш отказ должен поддерживаться мнением другого родителя. Если папа сказал "нет", а мама сжалилась и уступила ребенку, толку от такого воспитания не будет.
- Что делать, если ребенок стал лгать?
- Надо выяснить, в чем причина постоянной лжи вашего дитя. Может, Вы сравниваете его с другими детьми: "А вот у нашей соседки дочка…". Ребенок, мечтая казаться лучше, в надежде порадовать родителей, начинает обманывать. Если Вы заметили такое, надо дать ему шанс признаться, найти эту лазеечку, мягко и дипломатично "вывести его на чистую воду". И никаких угроз.
- Какие основные психологические проблемы Вы можете выявить у сегодняшних детей-дошкольников?
- Сразу отмечу - плохое звукопроизношение. Речь многих ребят плохо развита. Это связываю как раз с тем, что современные родители мало общаются с детьми, не читают им книги, редко проводят совместные семейные досуги. Выделю также и эмоциональные проблемы: это повышенная возбудимость, страхи, раздражительность. Среди трудностей, связанных с познавательным развитием, отмечу недостаточный уровень внимания, особенно сейчас, весной, когда солнышко стало пригревать и детям больше хочется побегать на улице. Педагоги всегда готовы придти на помощь. И особенно радует, когда работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями или законными представителями. В таком тандеме решение любой проблеме найдется.