Зона деятельности регионального оператора ООО "ЭкоСтандарт" включает в себя девять районов севера области, в том числе и Краснобаковский. Следует понимать, что реформа, вступившая в силу первого января этого года, - федеральная. И отказаться, не участвовать в ней, в районах просто не могли. У представителей власти накопилось немало вопросов к людям, отвечающим теперь за вывоз мусора на нашей территории. Ответы на какие-то были получены, какие-то темы так и остались нераскрытыми.
Во-первых, многих потребителей новой коммунальной услуги волнует вопрос, почему они должны платить за нее, если не заключали договор с региональным оператором? Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТПО обязаны заключить все потребители. Он носит характер публичной оферты. Если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор все равно считается заключенным автоматически и вступает в силу на шестнадцатый день после публикации на официальном сайте оператора. Там же размещен и проект договора. То есть собственник не может отказаться от заключения договора. Его письменная форма также не требуется. Об этом говорится в №89 ФЗ и в Жилищном кодексе (часть 5, статья 30).
Почему увеличилась плата за мусор? Ранее взимаемая сумма за обращение с ТКО была исключена из строки "содержание жилья", где она находилась много лет. И, конечно, услуга никогда не являлась бесплатной. С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой, как отопление, водоснабжение, электричество, и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.). Первые платежные квитанции уже пришли. В случае несогласия заявление о перерасчете можно подать любым удобным способом: почтовым отправлением, позволяющим подтвердить его получение адресатом, по адресам: 603127, г. Н. Новгород, ул. Федосеенко, д. 51, оф. 4; г. Шахунья, ул. Советская, д. 12, оф. 46; на адрес электронной почты: mail@ec-st.ru. Задать интересующие вопросы можно по тел. 8-800-222-86-69.
Указом губернатора области определены две категории жителей нашего региона, для которых начисление будет производиться в размере 50%. Это одиноко проживающие пенсионеры, с доходом менее 21 тысячи рублей и малообеспеченные семьи, чей доход ниже прожиточного минимума, если они не получают единую денежную компенсацию. Меры социальной поддержки возможны будут также для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, многодетных семей, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф, и другие. Уточнить свой статус льготника по обращению с твердыми коммунальными отходами вы можете в управлении соцзащиты населения по тел. 2-18-80, 2-13-99.
Полтора месяца с новой реформой прошли. По словам представителей регионального оператора, говорить об ее эффективности пока рано. Мол, трудности временные, и года через три все "будет доработано", войдет в привычную колею. Если, конечно, решить кучу проблем. Большую кучу. С наболевшими вопросами и обращались представители властей к регоператору.
Очевидно, что контейнеров не хватает. К примеру, если раньше на Ветлужской расстояние между ними составляло чуть больше 200 метров (при нормах СанПиНа не более 100), то теперь оно исчисляется чуть ли не километрами. То есть было 64 площадки для сбора мусора, а стало 28 контейнеров. И по нормам, контейнеры эти должны быть не просто "воткнуты" в сугроб или свободно перекатываться по улице, а стоять на специально оборудованных платформах. Как оказалось, финансировать их строительство должны органы местного самоуправления, а не региональный оператор, который, казалось бы, несет ответственность за то, чтобы по району не валялись кучи мусора, растаскиваемые собаками от переполненных, не огороженных мусорных баков. Оператор предложил согласовать с Роспотребнадзором увеличение расстояния между контейнерами. Мол, не может же быть установлен бак у каждого дома. Да у каждого дома как бы и не надо, нам бы к прежним объемам вернуться. Но, как пояснил региональный оператор, в этом году контейнеров больше закупаться им не будет. Переоборудовать старые баки под их погрузку также не представляется возможным. Для этого необходимо наличие колесиков, еврозахвата. Пакетированный сбор мусора оператором предусмотрен. То есть машина будет приезжать по определенному графику и забирать пакеты с мусором из огороженной площадки для сбора отходов. Вопрос о такой необходимости будет решаться позже.
Должен ли оператор заниматься ликвидацией несанкционированных свалок, которые уже образуются на территории района? Контейнеры переполняются раньше того, как за ними приезжает мусоровоз, люди несут пакеты с отходами на привычные места… Региональный оператор заниматься уборкой таких свалок обязан. После поступления информации о несанкционированной свалке представители регоператора выезжают на место, составляют акт, органам местного самоуправления направляется уведомление и если ими в течение 30 дней свалка ликвидирована не будет, то региональный оператор обязан убрать ее сам, с последующим взысканием расходов с собственника земли в судебном порядке. Отсюда напрашивается вопрос: а откуда взяться этим самым свалкам, если оператор добросовестно выполняет свою работу? Если это так, то контейнеры не должны переполняться, соответственно, люди не понесут мусор куда попало.
Было предложено нашим властям и самостоятельно решить проблему с дорогами, которые, конечно, по-деревенски узкие и оказались не готовы к проезду техники на базе автомобилей КАМаз. Другой выделено не будет, так как, по словам оператора, та, что закуплена, - оптимальна. Возможно и так, но не для сельских дорог, а в городах. Кстати, вопрос ТКО "город - село" на этой встрече также прозвучал. Почему не учтены нормы накопления мусора? Ведь всем понятно, что они разные. Многие сжигают свои отходы в печах (хотя это, кстати, запрещено законом), имеют компостные ямы. Нет, тарифы едины для всех и в ближайшие пять лет пересматриваться не будут…
Из неприятного и то, что если, например, в доме или квартире никто не зарегистрирован, начисление оплаты все равно будет производиться и собственнику жилья придется платить. В частном доме - за одного человека, в квартире - за количество квадратных метров. Это еще одна тема для возмущения краснобаковцев. Почему они должны выкладывать деньги за метры, а не за конкретное количество людей, производящих мусор? Четкого ответа на этот вопрос получено не было.
Помимо твердых коммунальных отходов, отвечает региональный оператор и за вывоз крупногабаритного мусора с контейнерных площадок (не путайте с мусором строительным, например, старый кафель, кирпич и пр., когда на уборку должен быть заключен дополнительный договор с регоператором). Но чтобы это происходило в отлаженном, штатном, режиме, такая площадка должна быть соответствующе оборудована, в частности, иметь платформу под этот самый крупногабаритный мусор. А площадок нет, как нет и достаточного количества контейнеров, как было обещано сначала оператором. Чтобы докупить недостающие баки, установить площадки, Краснобаковскому району необходимо изыскать 22 миллиона рублей. И без поддержки областного правительства это не представляется возможным. Кроме льгот, из хорошего пока еще и то, что теперь мусор вывозится. Не будет огромных свалок, горой поднимающихся из-за опоясывающих их заборов. Региональный оператор обязан не только вывезти мусор с территории района, но и утилизировать его. А как он будет работать в дальнейшем и появится ли вообще толк от новой реформы, покажет время.