Более четверти века он - благочинный тюрем, тюремный священник.
В последние восемь лет под его ведением одиннадцать исправительных учреждений в нашем и других районах. Не по принуждению, а с полной самоотдачей ездит
он по зонам разных режимов содержания.
Об этом, а также о том, как прекрасно отзываются о нем прихожане храма, бывшие заключенные колоний, которым он помог за эти годы, да и просто жители района, мы и расскажем сегодня. С батюшкой я встретилась накануне его пятидесятилетия.
- Отец Алексий, как давно Вы в священстве? Что привело на этот путь?
- Мое рукоположение в священники случилось на Рождество 1992 года. Почти тридцать лет, значит. Вообще, я родом из семьи духовенства. Два прадеда были священниками, старший брат также выбрал этот путь. Примером своей жизни, размышлениями смысла бытия он и привел меня к вере.
- В то советское время верующих не больно-то жаловали…
- Это так. Мой приход к вере происходил тайнообразующе. Я старался не появляться в храме в дни больших церковных праздников. Чтобы комсомольские дружинники, высматривающие молодежь в церквях, не сделали запись в блокнотике, не поставили на учет, в дальнейшем влияя на судьбу. За веру могли исключить из школы, выгнать из других учебных заведений. Жизнь осложнилась бы у всей семьи. Трудное было время. Это сейчас Россия, наконец, вернулась к своим православным истокам. Храмы опять наполнены, можно купить духовную литературу, говорить о Боге открыто. Например, замечаю, что на службу стали приходить люди среднего возраста, если раньше было больше пожилых. А тогда было вот так.
Я ушел в армию. Вернулся, началась перестройка. В 1990 году вышел закон о свободе совести. Он позволял церкви вернуться на те пути, которые ей присущи. Я стал священнослужителем уже в другой стране. Гонения на церковь прекратились.
- Как Вы оказались в Красных Баках?
- Вообще, я коренной нижегородец. Брат ездил в Краснобаковский дом престарелых, исповедовал и причащал стариков. Я приезжал с ним. В то время здесь формировалась православная община. Во главе ее стояли ныне покойный Борис Васильевич Вавилов, Александр Иванович Зернов, который и сейчас наш прихожанин. Совет народных депутатов во главе с нынешним главой Николаем Васильевичем Смирновым приняли решение передать для общины здание библиотеки (раньше исторически это было церковное помещение). В течение последующих пяти лет богослужения совершались там. А в 1996 году на Земском собрании района было принято решение передать уже выросшей к тому времени общине православных здание кинотеатра. Времена изменились, появились видеомагнитофоны, народ перестал ходить в кино. Помещение это, кстати, стоит на месте бывшего варварски взорванного большевиками Никольского храма.
- Уже несколько лет краснобаковцы наблюдают, как новый храм, словно огромный красный корабль, возвышается над всеми строениями поселка. А недавно мы в течение недели слышали колокольный звон. Скоро ли отслужите первую Литургию в новом храме?
- Вы слышали, как настраивают колокола. Занимались этим специалисты высокого класса. Для этого я обратился в международный центр колокольного звона. Это целое колокольное искусство. Люди пошли нам навстречу и сделали свою работу в долг, воплотили в жизнь наш колокольный звон. Сейчас на звоннице семь колоколов, самый тяжелый весит 500 килограммов. В дальнейшем хотелось бы докупить еще. А когда станет возможным первое богослужение… Финансирования прямого нет. В мечтах в этом году хотелось бы начать богослужения в нижнем храме. В строящейся церкви будут два этажа. Рассчитана она на 300-400 человек. Верхний храм (летний) в честь Николая Чудотворца. Нижний, отапливаемый, – в честь Царственных страстотерпцев Романовых. Сейчас ведутся переговоры с московским камнеперерабатывающим заводом, специалисты которого занимались восстановлением многих храмов, в том числе храма Христа Спасителя. Хочется заказать мраморный иконостас для нижнего храма. В алтарной части будет располагаться мозаичная икона Николая Чудотворца, которая станет настоящим украшением поселка. Два с половиной метра в высоту, метр в ширину, невероятной красоты. Ее стоимость составит порядка 600 тысяч рублей…
- Видно, что Вы истинно горите делом строительства храма. Сколько денег уже затрачено, и кто помогает?
- На сегодняшний день, так сказать, с первой лопаты земли и до теперешнего момента потрачено порядка 27 миллионов рублей. Государство спонсирует только строительство храмов федерального значения. Здесь же полагаться приходится на помощь благотворителей, неравнодушных людей. Вклад краснобаковцев от общей суммы составляет не более одного процента. Нет у народа денег. Помогают люди из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода и других городов, абсолютно не имеющие отношения к нашему району. Где-то это мои друзья, а где-то совсем незнакомые люди… Я лелеял мечту о возведении храма на его историческом месте почти тридцать лет. Давным-давно обращался в строительный институт к известному архитектору Шумилкину с просьбой создать проект Никольской церкви, взорванной большевиками. Но денег на строительство тогда не было совсем…
- В нынешнем храме есть старинные иконы?
- Такого множества святынь, как у нас, нет ни в одном храме области, кроме монастыря в Городце. Много икон с мощами святых: Николая Чудотворца, святых Петра и Февронии, святой блаженной Матроны Московской и множество других. Сейчас выкупаю икону, родина которой также на краснобаковской земле. Раньше она была в церкви деревни Носовой. А сейчас представлена к продаже на антикварном форуме.
- Расскажите о своей деятельности при колониях.
- Изначально мы в контакте с главным управлением федеральной службы исполнения наказаний договорились об отсутствии принуждения. С радостью могу сказать, что во всех колониях построены отдельно стоящие храмы со звонницами. Людей можно заставить идти на работы, в столовую и прочее. Но принуждать к посещению храма не стоит. Община создавалась сама собой. Заключенные, размышляющие о смысле жизни, своих в ней ошибках, стали приходить ко мне на беседы, втягиваться. Это не мгновенное событие. Христианство требует преображения сердца. Это гораздо сложнее, чем окунуться в прорубь в крещенскую ночь и считать себя истинным христианином. Далеко не каждый встает на этот путь. Были люди среди заключенных, которые хотели использовать церковь в своих меркантильных интересах. Но колония – место, где все на виду. С людей спадает вся шелуха. Обучаем заключенных основам православия, провожу Богослужения. Личные беседы. Люди читают, развиваются, думают… Почему они оказались в этих местах скорби?
- Сложно исповедовать заключенных из колоний строгого режима, совершивших тяжкие преступления?
- Над каждым священником совершилось таинство, позволяющее не сломиться под тяжестью грехов, которые озвучивают люди перед Богом. Некоторые признания потрясают. Но осуждения, гнева - нет. Не пытаюсь их и оправдывать. Жалость, сочувствие - вот что я испытываю к ним. Для многих тюрьма еще и спасение от физической расправы на воле… Я вообще стараюсь не изучать истории заключенных, чтобы не относиться предвзято. Для пожизненно осужденных большой плюс в этой возможности покаяния в беззакониях, которые они совершили. А знаете, как бывает? Приезжают ко мне в Красные Баки бывшие заключенные венчаться, крестить детей. И я радуюсь тому, что с Божьей помощью помог им, направил в другую сторону от того преступного пути. Всегда напоминаю всем, своему приходу здесь, людям, отбывающим наказание в колониях, где я бываю: мы - граждане неба, надо вовремя подумать о душе.
Вера Баранова.