А точнее, получения в административно-территориальном делении СССР нового статуса, да
и нового для той поры, а ныне привычного, названия - район.
О преобразованиях по Краснобаковскому району, сопровождавшихся объединением и разъединением территорий и административных единиц, рассказывалось в двух предыдущих номерах газеты. Сегодня речь идет о последних преобразованиях, произошедших всего 10 лет назад, то есть на наших глазах.
В конце ноября 2009 года, одновремнно с выборами в местные органы самоуправления - выборами депутатов поселкового Совета поселка Ветлужский, сельских Советов Прудовского, Зубилихинского и Чащихинского сельсоветов, произошло очередное преобразование
в административно-территориальном делении Краснобаковского района.
Преобразование выразилось в укрупнении Чащихинского, Зубилихинского, Прудовского сельсоветов и поселка Ветлужский как муниципального образования. К поселку Ветлужский отнесены село Дмитриевское и все населенные пункты, ранее относившиеся к Дмитриевскому сельсовету. Зубилихинский сельсовет расширился за счет поселений бывшего Козловского сельсовета, Прудовский сельсовет принял в свою территорию Чемашиху и все деревни, относившиеся к Чемашихинскому сельсовету. Чащихинский сельсовет расширился за счет территориального объединения с поселениями упраздненных Кирилловского, Носовского сельсоветов.
Мост "Шарадзе"
Видимо, еще в 1930-х, затем в 50-х годах возникала идея сделать на Ветлужской туннель под железной дорогой, чтобы соединить две части поселка.
А еще в 50-х же было предложение построить в районе нефтебазы (существовавшей до недавнего времени) перекидной мост. Уже завозили и конструкции моста, но что-то тоже не сложилось, и их отправили в Урень. К слову, намного позднее, в конце 90-х, во времена командования Горьковской железной дорогой О. Х. Шарадзе, была еще одна попытка перекинуть через железную дорогу мост у поселка Ветлужский, а если точнее – примерно в километре от станции. Это уже был большой проект с автомобильным мостом и подъездными путями к нему. Мост даже начали строить. Впрочем, его железная конструкция и сегодня на месте, как памятник тому времени (как памятниками иным временам сегодня стоят остовы зданий бывшего керамзитового завода
в поселке Ветлужский, той же воинской части у Чащихи, того же животноводческого комплекса
у Чащихи, и во множестве других примеров). Сегодня еще видны и следы проутюженной бульдозерами трассы к мосту "имени Шарадзе". Подъездной путь намечалось начать со стороны дороги между Красными Баками и поселком Ветлужский в районе отворота на деревню Овечкино, проложить возле Овечкино, ниже Сомихи, а за железной дорогой вывести за деревню Осинки – на дорогу на Варнавино.
Через переезд
Вообще, история района, в частности, поселка Ветлужский и его спутницы - железной дороги, многостраничная.
Нынешний железнодорожный переезд в этой истории – страница отдельная. Как рассказывает житель поселка Ветлужский А. Ю. Ремезов, поведавший об идее предшественников с туннелем
в 30-е и 50-е и о несостоявшемся перекидном мосте возле нефтебазы, современный переезд
в поселке возник где-то в конце 60-х годов, а до него переезд через железную дорогу находился возле деревни Анискино (это юго-западная окраина современных контуров поселка Ветлужский).
Почему было выбрано новое место для переезда? Наверное, в связи с ростом поселка и изменением дорожной сети. Но сказать, что новое, то есть современное, место очень удачное, значит, погрешить против истины. С той и другой стороны вплотную к переезду подступают развилки автодорог. А это и теснота, и плохая обзорность, то есть условия не самые безопасные.
И нереализованный проект с "мостом Шарадзе" тоже зарождался не от нечего делать, основным толчком как раз послужило желание разрубить "Гордиев узел" - избавиться от проблемы безопасности переезда и задержек машин. Сегодня, возможно, не так интенсивно движение поездов по железной дороге, как в 70-е, 80-е годы, так как под грузоперевозки подставил свое мощное плечо многотоннажный автомобильный транспорт, чего не было 30 – 40 лет назад. Ветлужский переезд хоть и задерживает, но как будто не настолько, как в 80-е годы.
Когда переезд упоминается в свете неудобства его из-за задержки автомашин перед закрытым шлагбаумом, вспоминается картинка из 80-х, как директор хлебозавода В. К. Золотухин (1983 - 1988) сопровождает хлебовозки через переезд, чтобы не задержать доставку хлеба в магазины за железной дорогой – в райцентр, на всю вторую половину района. Так и видится: директор выходит на переезд и, размахивая руками, как регулировщик движения, останавливает все машины, расчищая путь для хлебовозных, чуть ли не заставляет дежурного поднять шлагбаум для своих машин. Было, было! К таким мерам понуждала нехватка хлеба по причине огромного спроса на него (очень много покупали скоту, даже вводилось ограничение на отпуск в одни руки).
А производительность хлебозавода с его старым оборудованием и кадровой нестабильностью была невысокой. Так что если напекли сколько хлеба в очередную смену, надо было срочно доставить покупателям, в магазинах уже стояли очереди. Директор и подгонял машины, чтобы сократить минуты задержки на переезде.
Свет в конце туннеля?
Переезд напрягал жителей поселка Ветлужский из-за задержки выезда в райцентр, на работу,
а подъезжающих с другой стороны железной дороги – из-за угрозы опоздания на поезд или электричку. А уж когда на железной дороге в ближнем или даже дальнем приближении к переезду проводится ремонт, то в какие-то часы возникает чуть не коллапс. Конечно, об этой проблеме говорили, писали по инстанциям. Тот же А. Ю. Ремезов лет десять назад тревожил кабинеты власти, выдвигал просьбу-предложение построить туннель, собирал для весомости такой просьбы подписи, набирая их числом до сотни. О своем предложении он тогда рассказывал и редакции.
А на днях он пришел уже с известием, что возле переезда, возле предполагаемого места для строительства туннеля 22 апреля была начата геодезическая съемка. А рассматриваемое место - примерно в 150 метрах от переезда, в естественной низине. Как заметил А. Ю. Ремезов, это еще не проектно-изыскательская съемка, а съемка для определения возможности туннельного перехода под железной дорогой. Возможно, для новой страницы истории поселка Ветлужский, связанной
с железной дорогой, пока не пришло время. Но оно придет.
Павел Коркин.